Спецпроект RAU и robota.ua: как изменился рынок труда в ритейле за время войны

Спецпроект RAU и robota.ua: как изменился рынок труда в ритейле за время войны

16.05.2022 09:00
  665
Костянтин Симоненко

Онлайн-платформа по поиску работы в Украине robota.ua и Ассоциация ритейлеров Украины представляют исследования о том, как изменился спрос и предложение на рынке труда в сфере розничной торговли за более чем два месяца военных действий.
Читайте українською

Если в 2020-21 годах можно было говорить о восстановлении рынка после коронавирусных ограничений, то теперь без преувеличения наступила новая реальность, где рынок восстанавливается буквально из пепла. Изменения, которые повлекло за собой полномасштабное вторжение россии в Украину, приобретают невероятный характер и ускорение. Редакция портала Ассоциации ритейлеров Украины и первая онлайн-платформа по поиску работы в Украине robota.ua представляют совместный спецпроект «Как изменился рынок труда в ритейле за время войны». Специалисты robota.ua проанализировали изменения в количестве резюме и вакансий в ритейле в целом, и в подсегментах отрасли раздельно. А также выяснили, как изменились предлагаемые или запрашиваемые зарплаты, производительность дистанционной работы и т.д. RAU выбрала самые интересные и показательные факты и данные.

Более подробную аналитику рынка труда можно будет узнать 17 мая на RAU Webinar «Аналитика рынка труда в области ритейл», который состоится с 11:00 до 12:30. Во время события, которое будет проходить в Zoom, будет обсужден как трансформируется рынок труда в розничной торговле во время войны и как настраивать процесс взаимодействия команды в компании и рекрутинге.

Общая картина

Нападение россии остановило работу почти всего украинского бизнеса. Кое-кто так и не смог прийти в себя, но есть много тех, кто уже восстановился и работает, несмотря на трудности. Спрос на специалистов прогнозированно резко снизился с начала боевых действий и продолжал падать до начала апреля. Активность работодателей и кандидатов можно поделить на три главные фазы.

Фаза 1 (довоенный период, 01.02 – 23.02): в этот период наблюдалась уверенность игроков рынка. Количество вакансий и резюме на них находилось в здоровом балансе. Рынок двигался вперед.

Фаза 2 (кризис и неопределенность, 24.02 – 05.04) характеризуется паникой, неопределенностью, снижением спроса на товары и услуги, проблемами с логистикой и непосредственной реакцией на боевые действия. В этот период не было понимания, как вести себя и что делать дальше. Бизнес включил режим максимальной экономии и замер. Логично, что приоритет расходов на поиск персонала у кого-то сместился на «последние» строчки бюджета, а у кого-то и полностью был исключен из повестки дня.

Фаза 3 (адаптация, 05.04 – настоящее время) – бизнес приходит в себя и приспосабливается к новым реалиям. Начинает частично или полноценно возобновляться работа на территориях, где нет боевых действий, происходит релокация предприятий в западные области страны, государство запускает программы поддержки.

Розничная торговля не была исключением, но должна была реагировать быстрее, учитывая критическую важность направления, особенно в сфере снабжения товарами первой необходимости. Поэтому подавляющее большинство вакансий находится в продуктовом ритейле. Дефицит специалистов здесь ощущался всегда, а с учетом того, что в этом направлении торговли был задействован высокий процент женщин, мигрировавших в более безопасные районы, ситуация с подбором кадров стала более актуальной.

Как видно из графика выше, потребность в специалистах FMCG-операторов почти втрое больше других сфер, таких как сегмент fashion и продажа бытовой техники и электроники. Наименьшая потребность в секторе мебели, что неудивительно, поскольку обустройство дома новыми шкафами, кухнями и кроватями отошло у потребителей на последний план.

Если говорить о количестве открытых (новых) и актуальных позиций по сравнению с замороженными вакансиями, так же заметно, что менее всего «приостановлен» набор в торговле продуктами питания — заморожено лишь 13% от довоенного уровня вакансий. Также, соответственно спросу на самое необходимое, похожая ситуация сложилась в сфере торговли лекарствами (14%), drogerie (21%) и товаров для животных (30%).

Больше всего заморозили процесс поиска персонала полностью или отказались от большей части вакансий в сфере торговли мебелью (73%), спорттоварами (67%) одеждой и обувью (60%), а также другими вещами (70%).

Региональные отличия

Если говорить о региональных отличиях, сразу можно заметить, что количество вакансий сильно различается по областям, где были активны боевые действия и эвакуация населения, и относительно спокойными регионами.

Так, по общему количеству вакансий в лидерах находятся Киев и Киевская область, а также Львов. Это объясняется тем, что Киев и область сначала были ядром бизнес-активности в стране, а после освобождения региона постепенно восстанавливается и его активность. В частности, по подсчетам КГГА, две трети киевлян уже вернулись домой. В то же время именно в столице было много приезжих работников, многие вернулись по домам с началом войны. Поэтому в столичном регионе сосредоточено 38,6% вакансий в торговле мебелью (где, как уже говорилось, самая малая доля вакансий вообще). К тому же, по возвращении люди пытаются снова налаживать свой быт и соответственно формируют повышенный спрос на товары для обустройства дома. Как ответ на это – большая доля вакансий в сфере торговли товарами DIY – 31,9%.

Однако в регионах, частично находившихся (или находящихся) в оккупации, сильно пострадавших от обстрелов и боевых действий, торговля не может быстро восстановиться. Даже если есть необходимость в обустройстве домашнего быта. Во-первых, далеко не везде возвращение домой может быть безопасным, а во-вторых, не скоро восстановится предыдущий спрос. Поэтому почти по всем областям, где шли бои, количество вакансий во всех сферах торговли очень ограничено. Это касается прежде всего Донецкой, Луганской, Херсонской, Николаевской, Черниговской, Сумской и Харьковской областей. В первую очередь здесь возобновляется торговля лекарствами, продуктами и товарами повседневного спроса и товарами для домашних питомцев. Примечательно, что вакансии в сфере drogerie есть даже в Луганской и Донецкой областях, пусть и по 0,5%. Это единственная отрасль, вакансии в которой есть по всей Украине.

На втором и третьем местах по количеству вакансий почти во всех секторах ритейла находятся Львов и Одесса. Львов был все время на первых позициях по количеству вакансий, а учитывая, что значительную часть внутренней миграции этот город взял на себя, импульсом роста здесь стали вакансии в сфере обслуживания, розничной торговли, маркетинга. Также это сейчас фактически гуманитарный хаб, поэтому во Львове и Львовской области много вакансий из сферы складского направления и логистики. Здесь, в отличие от Одессы, хорошо заметен спрос на специалистов ритейла в сфере продаж продтоваров (16,8% против 3,7% соответственно), товаров для животных (17,9% против 4,1%), одежды и обуви (15 ,9% против 5,1%). Примечательно, что здесь также самая большая после столицы доля вакансий в сфере торговли разными другими товарами – 18,2%.

Обращают на себя внимание также Закарпатская и Черновицкая области, где фиксируется около 5-6% вакансий во многих сферах, в первую очередь торговли обувью и одеждой, бытовой техникой и спортивными товарами.

Основные виды вакансий

Если же проанализировать разные направления работы всех видов ритейла, то группировка вакансий по направлениям в разрезе регионов выглядит тоже довольно интересно. Так, больше всего вакансий в сфере продаж фиксируется на юге и востоке страны (72% и 68% соответственно). В общем, как видим, больше половины вакансий по всей Украине – это продажи. Так же на юге и востоке самая большая потребность в специалистах по логистике – примерно пятая часть всех вакансий в регионе. На западе страны и в центре, где цепочки поставок более стабильны, потребность в логистах вдвое меньше. Здесь лучше искать работу специалистам по маркетингу и управлению.

В целом эксперты выделяют самые популярные профессии в секторе розничной торговли:

  • Водитель
  • Продавец-консультант
  • Грузчик
  • Руководитель магазина
  • Кассир
  • Охранник

Потребность в разных специалистах, обусловленная войной, лучше видна по таким категориям как водитель и продавец. Причем водителя найти тяжелее. Как видим, меньше всего вакансий сейчас для мерчендайзеров и администраторов: 2% и 3% соответственно.

Война и зарплата

Война оказала влияние и на зарплаты работников. Так, сохранить довоенные оклады и стабильность выплат смогли лишь 36% ритейлеров. Еще пятая часть работодателей смогла сохранить оклады на уровне 60-90% от довоенного уровня. Только 2% смогли повысить зарплату всем сотрудникам или хотя бы ключевым специалистам. Все остальные вынуждены были значительно сократить фонд оплаты труда.

В то же время дефицит определенных кадров привел к повышению средних ставок оплаты труда, прежде всего водителям (на 10%) и продавцам (на 2%). Также некоторые IT-специалисты смогли сохранить свои заработки. Однако ожидания большинства кандидатов гораздо выше. Те же продавцы-консультанты хотят получать в среднем на 10% больше, чем им предлагают (12386 грн против 11260 грн), а водители хотят на треть больше. Большие аппетиты у специалистов в сфере современных информационных технологий, требующих увеличения оплаты на 36%.

Работать по-новому

К сожалению, далеко не все ритейлеры смогли сохранить свои команды в полном составе. Таковых всего 57%, однако значительные сокращения персонала затронули только 12%, еще 10% готовятся к возможному сокращению штата.

Сокращение и оптимизация ритейла во время войны не сильно повлияли на рабочие нагрузки. Интересно, что 37% работников магазинов почувствовали умеренное увеличение количества работы (от 10% до 50%) и сопоставимое количество офисных работников – 32% – почувствовали такое же облегчение. Подобным может похвастаться только 21% магазинного штата. При этом треть офисных работников делают свое дело в довоенных объемах и только 5% стали работать гораздо больше. Хотя и в магазинах увеличение погрузки вдвое касается 13%.

Удаленная работа

К сожалению, ритейл, такая область, где нельзя всех сотрудников перевести в удаленный режим. Кто-то должен обслуживать покупателей, принимать товар и тому подобное. Поэтому подавляющее большинство работает на месте, таких 65%. И только треть персонала может себе позволить выполнять работу удаленно. Тех, кто работает по гибридной схеме не более 4%.

Как показывает исследование, большинство работников успевает сделать свое дело в рабочее время и лишь иногда им приходится работать сверхурочно. Только 15% почти постоянно остаются после работы и 9,3% работают в свой выходной. Приблизительно столько же людей делают это довольно часто.

Интересно, что работодатели склонны доверять своим подчиненным и не часто используют систему трекинга рабочего времени. Таких всего 12%. Что положительно воспринимается только 12% работников, а 40% – безразлично. При этом 60% людей сомневаются в эффективности такого метода контроля.

Среди проблем организации режима удаленной работы работники во главу угла ставят плохое обеспечение достойных условий труда — 46% опрошенных. На втором и третьем месте — проблемы снижения эффективности труда из-за войны войны и невозможность четко отделить работу от личной жизни. И только потом идут проблемы с поиском жилья и организацией бизнес-процессов.

Впрочем, жизненно важно, чтобы война закончилась как можно быстрее. Тогда есть шанс на скорейшее восстановление спроса, экономики и рынка труда. Если война будет затяжной, то с высокой вероятностью запустятся негативные сценарии развития экономики. Однако возобновление активности на рынке труда – это позитивный тренд. Поэтому верим, что экономика нашей страны выстоит и мы обязательно победим.

Более подробную аналитику рынка труда можно будет узнать 17 мая на RAU Webinar «Аналитика рынка труда в области ритейл», который состоится с 11:00 до 12:30. Во время события, которое будет проходить в Zoom, будет обсужден как трансформирующийся рынок труда в розничной торговле во время войны и как настраивать процесс взаимодействия команды в компании и рекрутинге.

Читайте также —

https://rau.ua/novyni/rinku-praci-vijni-robota-ua/


К последним новостям К популярным новостям Підтримати редакцію

Раз на тиждень

ми будемо відправляти Вам 

найцікавіші новини тижня


Поделитесь этой новостью в социальных сетях


Читайте также

Все новости рынка