После анабиоза: как изменились продажи ритейла в первую неделю работы
Украинский ритейл возвращается к работе после двухмесячного локдауна. Какие результаты продаж демонстрируют операторы разных сегментов ритейла и чего следует ожидать в ближайшем будущем.
С 11 мая в большинстве регионов Украины (за исключением Киева и ряда западных областей) разрешили работу торговых центров и непродовольственных магазинов. В ритейле продолжают действовать некоторые ограничения, в частности, по площади торговых объектов и количеству посетителей. Но многие сферы ритейла получили возможность вернуться к работе в физических точках и снова начать продавать. Редакция RAU расспросила экспертов рынка, операторов ТРЦ и ключевых игроков сферы ритейла о том, какие результаты показала офлайн-розница в первую неделю после смягчения карантина и чего следует ожидать в ближайшем будущем.
Одежда и обувь
Ритейлеры сегмента «fashion» в первую неделю после возобновления работы демонстрировали совершенно разные показатели продаж. По словам Максима Гаврюшина, операционного директора Budhouse Group, в первые дни работы торговых центров у сильных сетевых игроков наблюдался всплеск продаж вплоть до 300% в сравнении с аналогичными днями прошлого года.
«В наших торговых центрах особенно успешно торгуют такие операторы как LC Waikiki, Inditex и другие крупноформатные игроки. Несмотря на снижение трафика на 25%, их средние чеки в первые дни работы выросли на 30-40% и более. У небольших локальных ритейлеров всплеска продаж мы не наблюдаем – их товарообороты находятся на уровне прошлогодних», — рассказывал Гаврюшин в интервью RAU.
Хуже на прошлой неделе работали магазины обуви. Как рассказал генеральный директор Intertop Ukraine Сергей Бадритдинов, после ослабления карантина компания открыла 76 магазинов из 143-х в Украине. «Что касается товарооборота, то по сравнению с неделей до введения карантина падение составило около 40%, а если сравнить с аналогичной неделей прошлого года, то результат хуже почти на 50%. При этом показатель LfL 20-я неделя 2020-го к 20-й неделе 2019 года – падение примерно на 30%», — уточнил СЕО Intertop Ukraine.
Еще один топ-менеджер крупного обувного ритейлера, пожелавший остаться неназванным, в комментарии RAU отметил, что падение продаж на первой «послекарантинной» неделе по сопоставимым магазинам было на уровне 30-60% по сравнению с прошлым годом.
Детские товары
Постепенно возобновляют работу магазинов и ритейлеры детских товаров. Так, украинский бренд Bembi на прошлой неделе открыл половину своих магазинов. Владелица и СЕО компании Виктория Хитрук говорит, что во всех регионах присутствия бренда существенно снизился траффик. «Тем не менее, средний показатель выручки почти не изменился: конверсия выросла с 20% до 30%. Если раньше люди могли зайти в магазин просто прогуливаясь по ТЦ, то сейчас это более целенаправленный поход за конкретной покупкой. За счет отложенного спроса средний чек также вырос с 350 грн до 500 грн по сравнению с 2019-м», — уточняет Виктория.
В сети магазинов Антошка констатируют значительное отличие в продажах по сравнению с прошлым годом. «Большинство магазинов в торговых центрах показывают снижение продаж от 20% до 70%, но есть и магазины в ТЦ, которые вышли на уровень прошлого года. Надеемся, что положительный тренд сохранится, а торговые точки с минусовыми показателями в скором будущем смогут выйти на прежний уровень товарооборота», — говорит директор по операциям и развитию cети Антошка Иван Чивкин.
Он также отмечает, что в стрит-ритейле ситуация чуть лучше, но также далека от прежних показателей. На прошлой неделе товарообороты большинство магазинов сети Антошка на «стрите» были на 10-20% меньше, чем за аналогичный период прошлого года. «Новая неделя будет не менее важной и интересной, так как она покажет, был ли всплеск продаж на прошлой неделе временным, и каких трендов следует ожидать дальше», — считает Чивкин.
Бытовая техника и электроника, товары для дома
На удивление оптимистично отчитываются о результатах работы в первую неделю после снятия карантина сети бытовой техники и электроники. Так, в пресс-службе сети Eldorado отметили, что в первую неделю после снятия жестких карантинных мер продажи ритейлера выросли на четверть по отношению к предыдущей неделе. При этом в компании не озвучивают динамику продаж по сравнению с аналогичной неделей прошлого года, однако отмечают, что в этом году гораздо большим спросом пользуются телевизоры, компьютеры, ноутбуки, хлебопечки, кухонные комбайны и электро-грили.
В пресс-службе другого крупнейшего украинского ритейлера бытовой техники и электроники – сети Фокстрот – уверяют, что рост товарооборот в обоих каналах продаж (онлайн и офлайн) на прошлой неделе составил 23% по сравнению с последней неделей жесткого карантина и 33% по сравнению с аналогичным периодом 2019 года. Положительную динамику отмечает и мультиканальный ритейлер Алло, продажи которого выросли на 2% и 8% к предыдущей неделе и год к году соответственно.
Положительную динамику продаж фиксирует и датский ритейлер товаров для дома JYSK. По словам исполнительного директора JYSK в Украине Евгения Иваницы, прирост выручки в магазинах сети за первую неделю после снятия жесткого карантина превышает докоронавирусные результаты. «В частности, сравнительные магазины растут более чем на 120% год к году, а сеть в целом — более чем на 140%», — уверяет Иваница. В то же время, по его словам, следует помнить, что эти показатели лишь за одну неделю и этот период не является достаточно репрезентативным.
Другие сегменты ритейла
Не могут похвастаться ростом товарооборотов и операторы ювелирного рынка. Как рассказали RAU в сети Укрзолото, снижение товарооборота в ювелирной группе товаров в целом по Украине оценивается на уровне 70%. «Людей в торговых центрах не много, и видимо, у населения еще работает психологический барьер на посещение мест массового скопления людей. Также существенное негативное влияние на товарообороты в ТРЦ оказывают закрытые кинотеатры и развлекательные зоны. Очень надеемся на рост товарооборота в ближайшие месяцы и считаем, что этому могут способствовать дополнительные снятия карантинных ограничений, разрешение на работу общественного транспорта и постепенное восстановление экономики Украины», — говорит генеральный директор Укрзолото Григорий Курносов.
Сеть магазинов Агромат, специализирующаяся на торговле керамической плиткой и сантехникой, после возобновления работы продала на 7% меньше по сравнению с неделей до введения карантина и на 10% по сравнению с аналогичной неделей прошлого года.
Относительно ровно по отношению к предыдущей неделе торговали операторы продуктового ритейла. Что неудивительно, учитывая, что они продолжили работу в привычном для карантинного периода режиме: без ограничений, но с повышенными мерами безопасности. Впрочем, их результаты продаж также не дотягивают до прошлогодних. Ранее директор консалтинговой компании Retail&Development Advisor Таисия Литовченко рассказывала, что в некоторых продуктовых магазинах, особенно расположенных в ТРЦ или далеко от жилых районов, снижение товарооборота колеблется в диапазоне от 15% до 70%.
По словам источника RAU в крупной сети магазинов формата у дома, смягчение карантина не особо улучшило ситуацию. «Продажи немного увеличились за счет того, что люди стали больше выбираться на улицу, ездить в офисы. Но положительная динамика несущественна – количество чеков в Киеве по сравнению с периодом жесткого карантина увеличилось всего на 5%. Ожидаем более существенного роста после полноценного запуска общественного транспорта», — отметил собеседник RAU.
Обвал траффика в ТРЦ
Стоит отметить, что возобновившие работу торговые центры констатируют существенное снижение траффика. Как рассказывал в интервью RAU глава Украинского совета торговых центров и операционный директор Budhouse Group Максим Гаврюшин, в первые дни после рестарта посещаемость торговых центров была на 25-50% ниже по сравнению с докарантинным периодом.
Подтверждает его слова Роксолана Пиртко, управляющая менеджер львовских торговых центров Spartak и Роксолана. Топ-менеджер говорит, что посещаемость объектов компании обвалилась в два раз, товарообороты – почти на треть, а уровень вакантности вырос на 10%. «Хорошего мало, но видим положительную динамику: выходят на связь потенциальные клиенты, проводятся осмотры помещений, посещаемость торговых центров хоть и медленно, но растет», — отмечает Пиртко.
В компании Arricano, открывшей торговые центры City Mall в Запорожье и Sun Gallery в Кривом Роге, не раскрывают цифровых показателей, однако говорят о быстром восстановлении посещаемости. «Первые дни работы торговых центров мы наблюдаем существенный прирост трафика, значения посещаемости стремительно приближаются к докарантинным показателям. Кроме того, первые дни работы показали по ряду товарных категорий уровень продаж высокого сезона, что подтверждает наши прогнозы об отложенном спросе», — утверждает СЕО Arricano Анна Чуботина.
Аналогичная ситуация и с ТРЦ Hollywood в Чернигове. Хорошая посещаемость торговой площадки может быть связана с низкими показателями заболевших в регионе и хорошей рекламной кампанией, которую запустили под слоганом «Безпека та знижки на максимум!», а также с тем, что ТРЦ Hollywood — единственный крупный торговый центр в данном регионе.
Директор по развитию ТРЦ Марина Рейко прокомментировала ситуацию так: «Да, безусловно, были опасения, что покупатели не придут из-за страха перед коронавирусом или по причине нестабильного финансового положения. Но по сравнению с этой же датой прошлого года снижение трафика составило всего лишь 10%».
В компании DCH Infrastructure & Real Estate, управляющей сетью ТРЦ Караван в Киеве, Харькове и Днепре, также констатируют ежедневное восстановление трафика. «Благодаря тому, что в обществе сформировался определенный отложенный спрос на покупки, активный образ жизни, за первую неделю работы ТРЦ вышли на показатели посещаемости лишь на 18-20% ниже аналогичного периода прошлого года, что считаем хорошим уровнем в условиях карантинных фобий населения и сокращения доходов покупателей», — заявили в пресс-службе DCH IRE.
Впрочем, в ближайшем будущем рассчитывать на возвращение трафика и продаж к докарантинному уровню не приходится, считают эксперты. В консалтинговой компании Retail & Development Advisor считают, что нынешнее положительная динамика товарооборота у отдельных ритейлеров в первую очередь связана с фактором отложенного спроса. «В то же время, у потребителей по-прежнему остается страх посещения ТРЦ и стремление к экономии в условиях карантина и неопределенности ближайшего будущего», — говорит Таисия Литовченко.
По ее словам, восстановление продаж к докарантинному уровню займет по меньшей мере год. И только в том случае, если распространение эпидемии не приведет ко второй волне жесткого карантина. Эксперт также считает, что в сложившихся условиях девелоперам придется снижать арендные ставки и предоставлять скидки арендаторам. В противном случае ритейлеры будут вынуждены закрывать магазины, а торговые центры столкнуться с ростом вакантности.
Читайте также —
Торговля после карантина: как изменятся потребители и ритейлеры после пандемии