В ожидании катастрофы: три основные проблемы ТРЦ в период пандемии
Из-за низкой посещаемости продажи ритейлеров в столичных ТРЦ существенно снизились. В результате девелоперы недосчитались миллиардных поступлений и несут убытки.
Один из крупнейших торгово-развлекательных центров в Украине — Lavina Mall — недавно отчитался о 248 млн грн убытков за первые три квартала. Как рассказал LIGA.net Александр Черницкий, глава правления группы Mandarin Plaza, управляющей компании девелоперских проектов Вагифа Алиева, обороты киевских ТРЦ в период карантина упали на 70%. Проблемы, с которыми сейчас сталкиваются столичные ТРЦ собеседники издания условно разделили на три группы.
Проблема №1. Якорные операторы сдают позиции
«Киносети и операторы развлекательного сегмента — якорные арендаторы ТРЦ, они формируют основные потоки посетителей», — рассказывает аналитик Colliers International Игорь Заболоцкий. Но чувствуют они себя пока хуже всех, учитывая крайне низкие результаты работы после рестарта. Так, до сих пор не работает часть детских развлекательных центров и боулингов, с ограничениями работают кинотеатры и рестораны. Снижение посещаемости негативно влияет на товарооборот соседних арендаторов.
Проблема №2. Скидки для арендаторов
«До введения жесткого карантина, в марте 2020-го, арендные ставки в лучших ТРЦ доходили до $80 за квадратный метр в месяц», — говорит Заболоцкий. Но ограничения во время карантина более чем на два месяца существенно повлияли на финансовое состояние ритейлеров. ТРЦ были вынуждены идти навстречу арендаторам и снижать ставки в среднем на 15%. «Индивидуальные скидки иногда могут достигать и 50-100% в зависимости от истории взаимоотношений», — добавляет директор консалтинговой компании City Development Solutions Роман Герасимчук.
Проблема №3. Низкая платежеспособность клиентов
Во время карантина клиенты отказываются от праздного посещения ТРЦ, зато растет спрос на онлайн-покупки, где можно найти товары дешевле. «Кроме очевидного снижения спроса и как такового желания совершать покупки, появилось резкое сокращение новых заказов коллекций у очень многих ритейлеров. А это — замкнутый круг. Нечего продавать — некому покупать», – отмечает Черницкий.
Готовясь к худшему
До конца года операторы ТРЦ будут мониторить ситуацию, оценивать свой ущерб и перспективы дальнейшего развития, считает Заболоцкий из Colliers. Скорее всего, рынок будет идти по сценарию планомерной ротации арендаторов, чтобы не допустить роста вакантности в ТРЦ более 10-12% в отдельно взятых проектах. Перед Новым годом можно ожидать роста активности покупателей, последние два месяца 2020-го будут на руку собственникам ТРЦ, но только в том случае, если не повторится жесткий карантин. «Локдаун приведет к катастрофическим последствиям. Надеемся на лучшее, но готовимся к худшему», — заключает Черницкий.
По материалам: LIGA.net
Читайте также —
Совет торговых центров Украины призывает власти воздержаться от закрытия ТЦ и магазинов