Платья из нулей и единиц. Виртуальная одежда DressX: кому это нужно и как на этом зарабатывают
Как украинки создали самый большой в мире магазин цифровой одежды, который уже стоит миллионы долларов.
DressX – это маркетплейс цифровой одежды, работающий с августа 2020 года. Чуть больше года его основательницы Дарья Шаповалова и Наталья Моденова собрали на платформе более 1700 нарядов от полутора сотен дизайнеров и подняли $3,3 млн венчурных инвестиций. Предпринимательницы продают одежду, которая существует только на экранах.
Цель учредительниц – продать миллиард цифровых вещей. Для этого авторки DressX внимательно отслеживают все актуальные тренды – от экологической повестки дня до бума NFT и женского лидерства в IT, чтобы охватить максимально большую аудиторию. Forbes в своем материале анализирует успех этого стартапа. RAU предлагает ознакомиться с краткой версией этого текста.
Сначала была мода
В 2017 году украинки Даша Шаповалова и Наталья Моденова, стоявшие у истоков популярной в 2010-х Недели моды Mercedes-Benz Kiev Fashion Days, переехали в Сан-Франциско, чтобы создать технологическую компанию и показать всем, что это возможно даже без технологического образования. Украинки решили продавать не обычную одежду, а цифровую. Там они познакомились с Юлией Красниенко, которая до 2015 года она была директором по маркетингу одесского стартапа Looksery – приложение, меняющее лицо на видео в реальном времени – позже его за $150 млн купил Snap.
Сначала девушки создали приложение, в котором можно было менять принты или цвет одежды, прибавлять эффекты в дополненной реальности. Но это было недостаточно модно. Потому эту идею отложили и открыли два поп-ап-магазина в модном торговом центре Beverly Center в Лос-Анджелесе. Покупать одежду в таких магазинах не обязательно – достаточно заплатить за вход и фотографироваться в разных нарядах сколько угодно. В декабре 2019 года проект свернули, чтобы возобновить эксперименты с виртуальной одеждой.
До сих пор подрывные инициативы в индустрии моды исходили от айтишников. В 2011 году Джули Уэйнрайт запустила онлайн-площадку для торговли подержанными люксовыми вещами The RealReal. В конце 1990-х она была CEO маркетплейса товаров для домашних животных Pets.com, обанкротившегося из-за краха доткомов. Спустя семь лет The RealReal привлекла $300 млн на бирже и сейчас стоит более $1 млрд. А британский маркетплейс премиальных брендов Farfetch, созданный португальским айтишником Жозе Невешем, к осени 2021-го нарастил капитализацию до $14 млрд.
Первая версия онлайн магазина DressX запустилась летом 2020 года. Чтобы надеть обновку, нужно отправить стартапу свое фото. За 24 часа покупателю возвращают обработанный снимок с «одетой» по его фигуре вещью. Через год появилось приложение с дополненной реальностью. В нем примерить модные образы через камеру смартфона можно в режиме реального времени, а понравившиеся – приобрести и «получить» на фото. По данным основательниц, обе площадки посещают до 70 000 пользователей в месяц, 45% – мужчины.
В ассортименте – фантастические наряды в стиле балла Met Gala и обычные футболки и свитшоты. В топе продаж – коллекция DISCOVERSE под собственным лейблом DressX, футуристическая одежда немецкого 3D-художника Алехандро Дельгадо и панамы со спецэффектами.
Обычно цифровые наряды покупают, чтобы выложить фото или ролик в соцсети. Цифровая мода метит в поколение Z, но клиентами DressX пока что является более взрослая аудитория — 25-35 лет.
Оцифрованный дизайн
Сегодня на маркетплейсе DressX представлено 150 дизайнеров. Разброс цен на платформе немалый: от $21 за футболку со «Звездной ночью» Ван Гога до $1400 за платье британского цифрового дома моды Auroboros. Автору перечисляют 20-30% от каждой покупки.
DressX хочет закрепиться именно в США, поскольку оттуда приходит большинство покупателей виртуальной одежды. На втором месте по активности на площадке французы, за ними идут британцы, россияне и украинцы. 80% ангельских инвесторов – американцы или русскоязычные экспаты. Ни имен, ни суммы ангельских вложений основательницы не раскрывают. Несколько ранних инвесторов в свое время работали в Snap, уточняет Моденова.
Два венчурных раунда на $3,3 млн DressX закрыл в 2021 году. Стартап поддержали американские Alpha Edison, Artemis Fund, One Way Ventures, из украинских – венчурная дочь Horizon Capital фонд U.Ventures.
Финансовые показатели DressX не раскрывают. «Выручка растет на 20% в месяц», – лаконично отвечает Шаповалова. Цель стартапа – продать 1 млрд вещей. Даже если это будет самый дешевый товар в ассортименте, выручка достигнет $21 млрд. Впрочем, миллиард клиентов для этого не нужен. «Базовый гардероб – это 40 вещей, нам нужно наполнить гардеробы 25 млн пользователей», – говорит Шаповалова.
«DressX уже занимает ведущие позиции на быстро растущем рынке цифровой моды», – уверен венчурный директор Horizon Capital Богдан Свиридов. На горизонте соседние территории – рынки персонализации персонажей компьютерных игр и NFT в области моды.
Одежда для метавселенных
Некоторые вещи DressX можно приобрести в fashion-игре MOD4, но на игровой рынок основательницы смотрят как способ познакомиться с аудиторией. Другое дело – собственный NFT-маркетплейс. За девять месяцев 2021 года объем торгов на крупнейших мировых NFT-площадках, по данным аналитической платформы DappRadar, перевалил за $10,6 млрд. К буму невзаимозаменяемых токенов присоединились LVMH, Burberry, Dolce&Gabbana и другие модные бренды. В апреле один из старейших аукционных домов Sotheby’s продал NFT-работу художника Pak за $16,8 млн, а за полгода объявил о создании собственного маркетплейса Metaverse.
Пробным шаром для DressX стало партнерство с криптоплатформой Crypto.com. На нем стартап выпустил виртуальную серебряную футболку и коллекцию одежды с принтом запуска ракеты SpaceX Илона Маска. Цены стартовали от $250. Сейчас некоторые вещи перепродают за $1000–1500. На каждой транзакции из Crypto.com DressX зарабатывает 10% роялти.
На своей платформе стартап хочет продавать NFT-одежду, которую можно будет и коллекционировать, и носить на фото или видео в дополненной реальности. Другой бонус – забота об окружающей среде. Цифровые платья и футболки не отправляются на свалку, ведь их можно надеть один-два раза, а затем перепродать как NFT.
И покупатели, и дизайнеры уже готовы к цифровому шопингу, говорит основатель стартапа DMarket Владимир Панченко. Он построил бизнес с оборотом более $20 млн на торговле скинами – виртуальным оружием, одеждой и амуницией для игр. DressX осталось сделать удобную платформу для массовых продаж. «Подиумную коллекцию Louis Vuitton дизайнер показывает один раз, но основные деньги не там, они – в H&M», – проводит параллели Панченко.
Цель DressX – стать поставщиком одежды для всех метавселенных, говорят основательницы. С подачи Марка Цукерберга виртуальные просторы стали одним из самых громких трендов 2021 года. Надеть одну и ту же цифровую вещь на аватара в компьютерной игре и фото в Instagram – вопросы времени и технологий.
Читайте также —