Александр Улизько, ProMenu: Фиксируем падение продаж на 65% по сравнению с прошлым годом
Руководитель сети магазинов ProMenu Александр Улизько о новом формате магазинов, принципах работы во время войны, команде и продажах в премиальном сегменте товаров для дома.
Омникальная сеть магазинов ProMenu Emotion point входит в корпорацию MIRS, основанную в 1992 году. Среди ключевых товаров ритейлера – посуда для приготовления и сервировки, товары для организации домашнего пространства и бытовая техника от мировых брендов. В Украине сеть представлена в Одессе, Киеве, Львове и Днепре. О работе в условиях военного положения и нереализованных планах, RAU рассказал руководитель сети магазинов ProMenu Александр Улизько.
— Что происходило в вашей компании в первые дни войны? Работали над разработкой плана мер в случае потенциального вторжения?
– С первых дней войны стало понятно, что мир изменился, и так, как было до начала агрессии, уже не будет. На первый план вышли нематериальные вещи, прежде всего безопасность сотрудников и их семей. Многие приняли решение оставить свои дома и переехать в безопасное место. Магазины в Киеве, Одессе, Днепре закрыли свои двери, в то время как львовские магазины продолжали работать. Львов принял на себя основной поток людей в Украине, которые были вынуждены бежать от войны, в том числе наших постоянных клиентов, поэтому было важно оставить возможность покупать все необходимое для быта в этом городе.
С начала войны операционные совещания были более интенсивными и принимались решения быстро. Все время отслеживался статус по каждому работнику.
— Какие изменения претерпели бизнес за три месяца войны? Что пришлось кардинально изменить или строить с нуля?
— За эти долгие месяцы войны бизнес прошел многие этапы от неопределенности, закрытых магазинов и антикризисных мер по сохранению бизнеса, до полноценно работающей сети и планов дальнейшего развития.
— Многих ли сотрудников сети ProMenu мобилизовали в Вооруженные силы Украины или же они присоединились к подразделениям Территориальной обороны? Будут ли гарантированы для них сохранение рабочих мест и выплата зарплаты?
— Наш коллектив почти полностью состоит из представительниц прекрасного пола, поэтому нас этот вопрос пока обошел, однако, конечно, для всех, кто решит защищать страну, мы гарантируем сохранение рабочих мест и выплату зарплаты.
— Насколько удалось сохранить команду сети, заработные платы в первые месяцы войны?
– Одной из главных ценностей нашей компании являются люди. За последние годы была создана команда настоящих профессионалов своего дела, поэтому мы уделяем особое внимание сохранению персонала и созданию необходимых условий для работы. В первые дни войны компания поддержала сотрудников, преждевременно осуществив все выплаты заработной платы и авансов для того, чтобы люди, решившие вынужденно переехать на новое место, имели резерв. Пока можно заметить, что почти все сотрудники вернулись в свои дома. Некоторые офисные работники работают дистанционно из других стран.
— Удалось ли сохранить все магазины сети или часть из них пострадала в результате военных действий?
— К счастью, магазины ProMenu не подверглись разрушениям.
— Сколько магазинов уже вернулось к работе? Что изменилось в их работе?
— Уже возобновлена работа 15 магазинов сети из 16.
— Насколько упал уровень продаж в сегменте премиального сегмента товаров для дома? На какие категории вырос спрос?
– Сейчас мы фиксируем падение продаж на 65% по сравнению с прошлым годом (по результатам мая). Конечно, этот процент сильно отличается в зависимости от региона.
Отмечаются конфигурации клиентского поведения. Поначалу это был довольно маленький средний чек и приобретение только самого нужного. Со временем вернулись более свойственные комплексные покупки. Люди обустраивают свои новые дома. Следует отметить желание полностью сменить посуду и все для быта в домах, где проживали рашисты во время оккупации. Такой запрос, прежде всего, касается киевских магазинов, где делают покупки вернувшиеся в Бучу Ирпень, Гостомель, Бородянку. Мы отметили рост доли посуды для приготовления и мелкой бытовой техники в структуре продаж.
— Удается удержать довоенные цены или какие-то категории товаров вынужденно растут в цене? Какие именно и почему?
– Мы долгое время пытались сдерживать рост цен, но были вынуждены поэтапно их увеличивать. Конечно, чувствуется влияние изменений курса валют и роста стоимости топлива, что влияет на конечную стоимость продукта.
— Есть ли у вас проблемы с поставкой товаров и какие именно? Удается своевременно производить оплату за поставленный товары? Как вы договариваетесь с поставщиками?
– Большинство поставщиков с пониманием отнеслись к ситуации с оплатами. Война вносит свои коррективы. Платежи с началом войны были приостановлены, но восстанавливаются согласно графикам договоренностей. Заранее был сформирован товароостаток, благодаря которому у нас была возможность работать, не делая больших инвестиций в тяжелое для компании время. Сейчас постепенно ситуация выравнивается. Конечно, есть некоторые «выпадающие» SKU, но ситуация контролируется.
— Как война повлияла на онлайн-продажи?
– В первые месяцы мы почувствовали существенное снижение онлайн-продаж по сравнению с прошлым годом. Клиенты не готовы были тратить средства, потому что не понимали перспектив. Однако жизнь продолжается, люди привыкают к новым реалиям, даже невзирая на эту ужасную войну и постепенно ситуация со спросом улучшается. По состоянию на май, мы отмечаем снижение онлайн-канала на 55% по сравнению с прошлым годом.
— Пришлось менять логистические цепи из-за войны войны? Изменять расположение РЦ или, возможно, офиса?
– Можно сказать, что некоторые изменения произошли. Прежде всего, увеличилось время на поиски перевозчиков, это вызвано возросшим спросом на автомобильный транспорт и возникшие в стране проблемы с топливом. Поэтому плечо доставки стало длиннее. Локацию РЦ мы не меняли, однако расширили львовский склад в готовности к экстренному перевозу товара из других складов, в случае необходимости. Офисы были закрыты, сотрудникам была предоставлена возможность работать дистанционно.
— Подсчитывали финансовые убытки сети магазинов ProMenu в результате войны и на какую сумму можете их оценить?
— В компании проводятся регулярные встречи с финансовым департаментом, где подробно рассматривается эффективность сети в целом и каждого магазина отдельно для принятия операционных решений. Однако сейчас рынок постепенно восстанавливается, и ситуация меняется к лучшему, поэтому промежуточный результат оценивать не хотел бы.
— Какие задачи стоят сейчас перед вами как руководителем?
— Долгосрочные планы, которые обычно формируются в компании, сейчас трудно строить, потому что ситуация может измениться довольно быстро, однако основными задачами на данный момент является сохранение прибыльного бизнеса и команды работников. Это ключевые цели.
— От каких планов пришлось отказаться компании на весну-лето, которые, наоборот, сейчас сформированы? Какие цели сейчас стоят перед ProMenu?
— ProMenu – это амбициозная сеть, ставящая высокие цели несмотря на сложные времена. Было много интересных проектов, которые мы развивали, но были вынуждены временно приостановить. В частности, проект «Розничный формат» — разработка нового формата магазина ProMenu, в котором должны произойти изменения относительно позиционирования сети и качественного подхода к формированию ассортимента. Однако, уверен, мы возобновим работу, все наши главные проекты еще впереди. Главное сейчас – это наша победа.
Читайте также
Александр Лось, YUKI: Война заставила нас сменить краткосрочные приоритеты