Александр Лось, YUKI: Война заставила нас сменить краткосрочные приоритеты

Александр Лось, YUKI: Война заставила нас сменить краткосрочные приоритеты

08.06.2022 09:00
  2411
Микола Маранчак

Генеральный директор сети магазинов семейного шопинга YUKI о последствиях войны для сети – незавершенном ребрендинге сети Shket&Faina перед началом войны, потерянном офисе и распределительном центре в Чернигове, изменениях спроса, работе с поставщиками и мерах по сохранению компании.

Сеть магазинов YUKI появилась на украинском рынке 10 лет назад под брендом Shket&Faina. За это время компания открыла 12 магазинов в семи городах Украины общей площадью более 15 000 кв.м, постоянно эволюционировала с форматом и ассортиментом и уверенно двигалась к званию оператора национального масштаба. В ноябре 2021 года сеть сменила название и стала YUKI. Во время завершения ребрендинга компанию и застала война. Что предшествовало этому, какие цели так и не удалось реализовать, и как ритейлер возобновляет работу, RAU рассказал генеральный директор сети магазинов семейного шопинга YUKI Александр Лось.

 — Как ваша компания встретила начало полномасштабной войны с россией?

— Сейчас это звучит немного фатально, но накануне, за несколько недель, мы с топ-менеджерами проводили совещание по плану действий на случай «особого периода» и пришли к выводу, что для полноценной подготовки к нему, нам нужно было срочно эвакуировать весь распределительный центр и офис из Чернигова. Мы понимали, что в начале сезона это полностью парализует деятельность компании, а потому, в связи с небольшой вероятностью события (как нам в то время казалось), мы ограничились минимальными, безболезненными мерами. Уже потом, когда все осознали, что происходит – мы пожалели о том, что недооценили внешние риски, но на фоне общей трагедии и ужаса это уже было не главное.

Итак, на период оцепления города нам пришлось частично приостановить и перестроить свою деятельность. 24 февраля мы не открыли свои магазины и советовали всем сотрудникам оставаться по домам, следить за официальными сообщениями, и не подвергать свою жизнь опасности. Но были ситуации, когда приходилось осознавать, что есть люди, которые как будто находятся на другой планете. Например, в то время, когда в Чернигове уже шли постоянные обстрелы и гибли люди, мне звонит подрядчик из одного из славных городов и требует немедленно провести платеж, о котором мы договаривались (совсем не критический платеж, на небольшую сумму). И ты понимаешь (а он к сожалению – НЕТ), что ценой решения этого вопроса на несколько тысяч гривен может быть человеческая жизнь, потому что для того чтобы совершить платеж, бухгалтер должен подняться из бомбоубежища в свою квартиру, где есть интернет…

Спустя некоторое время, чтобы выжить, мы отказались от многих второстепенных процессов и сосредоточились на тех, что позволили продолжать функционировать предприятию и генерировать выручку. Также пришлось пересмотреть логистику.

— Что именно изменилось в логистических процессах компании?

– Мы потеряли контроль над распределительным центром почти на полтора месяца. Логистические процессы сломались. Мы стояли перед вызовами, с которыми никогда раньше не сталкивались. Поэтому сначала пришлось временно переносить процессы приема и распределения товара непосредственно на торговые точки, а затем открывать временный РЦ в Виннице. До сих пор это отражается на скорости принятия товара, его распределении.

После освобождения Чернигова и возвращения доступа к РЦ и офису – выяснилось, что, кроме «прилетов», наше имущество еще и разграбили мародеры. Также, вдобавок, несколько наших контейнеров с долгожданным сезонным товаром, которые стояли на «растаможке» в одесском терминале – были полностью разбомблены вражеской ракетой. Так что досталось нам изрядно, однако мы не опускаем руки, стараемся работать в новых условиях, но логистика очень подорожала. Несколько машин были экспроприированы ВСУ, общеизвестны проблемы с топливом.

— После смены размещения РЦ, удалось возобновить сотрудничество с поставщиками?

— Благодаря профессионализму наших сотрудников и пониманию партнеров-поставщиков, работа была налажена. Мы признали все свои долги и договорились об определенном графике оплат или отсрочке по старым долгам на несколько месяцев. Новый товар пытаемся брать по предоплате или с небольшой рассрочкой. Также партнеры из Турции, отвечающие за изготовление одежды и обуви под нашим брендом YUKI, идут навстречу и помогают по большинству вопросов.

— Как в таких условиях работает команда и удалось ли ее сохранить?

— К сожалению, сохранить удалось не всех, в том числе по объективным причинам. Большинство наших коллег-сотрудников женского пола вынуждены были срочно уехать из Чернигова и покинуть как свои дома, так и рабочие места. Некоторые руководители и сотрудники пошли в ряды ВСУ защищать нашу родину. Но мы надеемся, что в ближайшее время все они смогут вернуться. Оставшихся пытаемся привлекать к работе, иногда переквалифицируем. Каждую неделю к нам присоединяется несколько наших сотрудников (которых до недавнего времени было более 500), хотя физически и сейчас деятельность офиса происходит в основном в отдаленном режиме. В общем, пока есть возможность вернуть около 50% работников, в зависимости от подразделения, и часто на неполный рабочий день.

— Ваша сеть известна под несколькими названиями: Shket, Faina moda, Shket&Faina, YUKI… Как так сложилось?

– Война застала нас на завершающей стадии переформатирования и ребрендинга. Нашей компании уже больше десяти лет. Она стартовала с интернет-магазина товаров для детей под названием Shket, затем открыли офлайн-магазин в Киеве и большой флагман в черниговском ТРЦ Hollywood. В 2014 году, после Революции Достоинства, решили запустить отдельный проект с ассортиментом взрослой одежды, обуви и аксессуаров – под названием Faina moda. Затем, чтобы не путать покупателей, объединили оба бренда под общим названием Shket&Faina. Со временем и планами выхода на международные рынки оказалось, что у нас много противоречивых моментов в фонетической, семантической и правовой плоскости, поэтому в прошлом году приняли решение об изменении названия компании из Shket&Faina на YUKI, которая была зарегистрирована нами еще в 2019 году. В настоящее время бренд зарегистрирован во многих странах мира: Украине, Турции, Польше, Великобритании, Франции, Италии, Южной Корее, Китае и других.

YUKI (Юки) – компания-владелец сети магазинов семейного шопинга YUKI с собственными торговыми марками, производством на фабриках Турции и Украины. YUKI – компания полного цикла. В структуру компании входит собственный NPD департамент, производство, логистика, распределительный центр, розничная сеть и e-commerce. Компания YUKI работает без посредников — это позволяет гарантировать качество и безопасность продукции, предлагать лучшую цену, а также скорость поставок, сокращая цепь разработка-производство-клиент.

— Что означает это слово и почему именно этот нейминг выбрали?

— Слово YUKI означает определенное комьюнити (сообщество) людей, которых объединяют общие, семейные ценности. Для нас YUKI – это как каждый отдельный гость (т.е. ты), так и все вместе (т.е. мы). Знак YUKI – это дерево-пальма (Юка) с пятью ветвями, на которых строится наша философия ведения бизнеса и взаимоотношений с клиентами – любовь, доверие, забота, уважение и благодарность. Наши клиенты – это самое дорогое, что мы имеем, поэтому для них постоянно развиваемся и делаем их покупки безопасными, комфортными и выгодными. Графически же знак дерева состоит из двух скрещенных букв «You», то есть – «Y» Y+Y.

— Удалось ли до начала войны провести полный ребрендинг магазинов? Планировали изменить только название или ребрендинг включал другие изменения в сети?

– Ребрендинг планировалось провести на фоне системных изменений в компании. Само переименование началось в ноябре 2021 года и завершилось как раз в начале февраля, через три месяца. В дальнейшем планировалось менять магазины в целом – общая стилистика, вывески, внутренняя навигация, оформление интерьера, униформа персонала, страницы в социальных сетях, сайт, сообщества в мессенджерах.

Но не только внешне, есть многое, что сложно увидеть сразу – это внутренняя философия взаимоотношений с клиентами и партнерами, модель поведения персонала, коммуникация с клиентами, новое оборудование, мерч и представление, наполняемость товара, новые ассортиментные группы… Но, к сожалению, пришла война и многое из этого мы еще не успели воплотить в жизнь.

— Сколько магазинов YUKI сейчас работает?

– Из 12 работающих магазинов до войны сейчас удалось открыть 9, то есть около 80% работает.

— Многие операторы пересмотрели свои программы лояльности. Изменились ли условия программы лояльности в YUKI?

– Нет. У нас были жаркие дискуссии по этому поводу, по вопросам эффективности и ее оптимизации. Но пока решили оставить для клиентов те же привилегии, что и были до войны.

— Как изменился спрос на товары с начала войны?

— Учитывая, что наш основной клиент – это женщины с детьми, а они уехали либо из городов, в которых мы работаем, либо вообще из страны, то спрос сместился на мужчин и сузился. Поэтому сейчас не нужна такая широта предложения товаров, которая была актуальна до войны. Люди подходят к одежде выборочно, покупают практические вещи и пытаются экономить. Также мы недавно добавили новые группы товаров – это «Home» – ассортимент товаров для дома, и «Military-style» – одежду, обувь и аксессуары в военном стиле. Сейчас экспериментируем с этими группами, изучаем спрос и прочее.

— Есть ли у вас какие-либо проблемные вопросы с арендодателями? Какие именно?

– В целом по арендодателям в большинстве случаев нам удалось договориться. Кто-то нам сделал скидку, особенно в тот момент, когда мы не работали (улыбается), хотя некоторые пытались начислять арендную плату даже за март и за магазины, которые мы эвакуировали. Вообще – договорились, и в основном это процент от продажи. Считаю, это сейчас самая справедливая и партнерская форма сотрудничества – почти все арендодатели идут на эти условия. Есть такой момент, если до войны некоторые точки вынуждены были частично дотировать ради имиджевой составляющей, развития логистики и самой сети, то с началом войны мы вынуждены были закрыть такие точки. Сосредоточились исключительно на магазинах, которые в настоящее время генерируют оборотные средства, позволяющие нам функционировать. Но вместе с тем мы ищем альтернативные помещения, в основном на западе Украины.

К сожалению, есть и такие арендодатели, которые, несмотря на ситуацию в стране, пытаются всеми доступными средствами нажиться. После войны мы неоднократно обращались и пытались договориться с ними о вывозе товара, но они отказались это делать, несмотря на войну и форс-мажорные обстоятельства. Пока хотят оставить у себя наш гарантийный платеж размером более 1 млн грн, используя непорядочные методы юридической борьбы с нашей компанией. На данном этапе мы готовим иск, очень возмущает такое поведение.

— Помогаете ли вы волонтерам или, возможно, ведете какую-то другую деятельность для поддержки нашего государства?

— Еще в первые недели войны мы оказали помощи более чем на 1 млн грн ВСУ, ТрО, МЧС, объектам критической инфраструктуры, детским и роддомам, реабилитационным центрам, другим общественным организациям и просто пострадавшим людям. Руководство ТРЦ были свидетелями того, что мы просто открывали двери магазинов, и волонтеры брали все, что считали нужным, фактически без всякого учета. Сейчас также помогаем нескольким проверенным группам волонтеров в постоянном режиме.

— Каким планам компании помешало начало полномасштабной войны?

– За последние два года мы открыли четыре магазина общей площадью более 6000 кв. м. За количеством магазинов мы не гнались, ведь каждый очередной магазин должен был исповедовать определенную философию новизны и эволюции компании. Так, как раз в канун войны, 25 февраля мы должны были открыть магазин площадью 1000 кв. м в Ивано-Франковске. Конечно мы планировали сделать праздничное открытие, которое было бы очень заметно в городе, большую рекламную кампанию, все было готово – но случилось, не так как думалось… Несмотря на затруднительную ситуацию, мы со временем таки открыли магазин, но без большого шума. Вообще планировали открыть четыре новых магазина в текущем году, теперь эти планы под вопросом.

Также пришлось отсрочить планы по покупке новых программных комплексов по управлению мерчандайзингом, складом, переходу на новый движок сайта, расширение присутствия в маркетплейсах, усовершенствование CRM и процессов в компании и IT-инфраструктуры в целом. И все это обязательно будет, но немного погодя.

— Есть ли у всех ваших магазинов такие большие площади?

– Да, вообще магазины у нас достаточно большого формата. Площадь наименьшего составляет 750 кв. м, а наибольшего – 2500 кв. м. Наша золотая середина – это 1500 кв. м.

— Почему предпочитаете такие большие площади?

– Это наш формат, хотим быть заметными в городах, где мы присутствуем, и предоставить покупателям большой ассортимент товаров для всей семьи. Если бы мы, например, в Виннице открыли маленький магазин – это был бы один магазин из многих.

— Работает ли онлайн-направление и по какому принципу?

– E-commerce мы перезапустили после первой волны пандемии. Однако почти все три месяца войны он не работал. Причина – неопределенность перевозчиков и сложности с доставкой и возвратом товара, отсутствие фотостудии в Чернигове и снижение спроса. Восстановили неделю-две назад, возвращаем к активной работе. Сложнее с маркетплейсами, которые в отличие от арендодателей не идут на снижение своих комиссий. Это заставляет нас просматривать смысл присутствия на них.

— Какую часть онлайн-продажи составляли до войны?

– Мы приближались к 4% в среднем за год, а план на 2022 год был преодолеть 7%.

— Какие еще меры предпринимает компания, чтобы не останавливать и возобновлять работу сети?

— Пересматриваем необходимость и приоритетность функций и процессов, по возможности стараемся экономить по большинству статей: расходы на содержание объектов, фонда рабочего времени, маркетинг, бюджет на закупку нового товара. К сожалению, пришлось заморозить многие внутренние проекты по развитию и обучению персонала, систематизации бизнес-процессов. Понимаем, что это несет определенные риски разбалансировки системы, но сейчас основная задача – удержать жизнеспособность компании, не потерять своих покупателей и найти новых. Учитывая наш ассортимент, ценовой сегмент и соотношение цена-качество. Считаю это посильной задачей для нас даже в такие сложные времена. Будет нелегко, впереди нас ждет много внутренних и внешних вызовов, но я уверен, что все это обязательно преодолеем.

Сейчас рассматриваем возможность выхода на европейский рынок. Изучаем законодательные, логистические и организационные особенности соседних стран и опыт успешно реализуемых проектов. Уверен, когда война закончится и мы победим — наша компания станет еще сильнее и эффективнее. Если мы смогли выжить и адаптироваться к таким реалиям, то в дальнейшем нам все по силам.

Читайте также

Юлия Томусяк, основательница Famo: Уровень заработных плат в апреле возобновили до довоенного уровня

 


К последним новостям К популярным новостям Підтримати редакцію

Раз на тиждень

ми будемо відправляти Вам 

найцікавіші новини тижня


Поделитесь этой новостью в социальных сетях


Читайте также

Все новости рынка