Тренд на экологию: что и как делают украинские ритейлеры, чтобы сохранить окружающую среду

Тренд на экологию: что и как делают украинские ритейлеры, чтобы сохранить окружающую среду

10.11.2023 09:00
  488
Валерія Байда

Украина уверенными шагами двигается к климатической нейтральности. Во-первых, это одно из приоритетных направлений вступления страны в ЕС, во-вторых, это осознанное потребление и ответственное отношение каждого к внешней среде. И ритейлеры в этом плане являются примером.

RAU собрала яркие примеры демонстрации устойчивого развития в украинском ритейле. Как компании переходят на зеленую энергетику, отказываются от пластика, призывают давать вторую жизнь подержанным вещам и т.д.

Солнечные панели на крыше

Большие украинские ритейлеры еще до войны ставили своей целью делать бизнес энергоэффективным и видели в этом шаге свое устойчивое развитие. Но осенью 2022 года обстрелы энергетической инфраструктуры россией дали понимание, что нужно двигаться очень быстро. Ритейлеры преследуют не только цель обеспечить торговые точки электроэнергией в блекаутах, возможность экономить и оказать поддержку украинцам, создавая на местах «пункти незламності». Цели более глобального характера – уменьшение выбросов СО2, сокращение добычи, потребления и транспортировки угля и уменьшение вырубки лесов. Впереди «планеты всей» крупные ритейлеры, уже имеющие установленные СЭС и продолжающие это делать в дальнейшем – Сильпо, Эпицентр и Novus. Также ровенский ТРЦ Злата Плата производит зеленую энергию.

«Учитывая нынешние вызовы, мы ввели установление альтернативных источников электроэнергии: дизельных генераторов и солнечных станций, которые в сочетании работают как локальная электросеть. Мы реализовали пилотный проект по установке солнечной станции, работающей исключительно на собственные нужды. В летний период на пике генерации такая станция покрывает нам 95% потребностей в электроэнергии. Для сравнения 1 кВт электроэнергии от солнечной станции нам обходится в 1,5 грн с НДС (на весь срок ее эксплуатации), от сети в среднем – 5 грн, а от дизельного генератора – около 16 грн», – сообщают в пресс-службе Novus.

Вторая жизнь подержанной техники и вещей 

Переход на экологичное и осознанное пользование одеждой или гаджетами давно поддерживается крупными ритейлерами – услуга Trade-In. К примеру, Rozetka предлагает программу Rozetka Обмен. Для этого нужно выбрать магазин с пунктом приема, где эксперт оценит стоимость гаджета, и покупатель получит сертификат с номиналом на сумму оценочной стоимости. А на сайте компании можно найти вещи с пометкой «подержанные». Похожие услуги есть в MOYO, Цитрус, Алло, Сomfy и Техно Їжак.

Но не гаджетами едиными, например, в сети супермаркетов Metro есть инициатива «Вашей одежде – вторая жизнь». В специальных контейнерах, которых уже открыто шесть, можно оставить одежду, затем ее забирают благотворительные фонды, сортируют и предоставляют помощь своим подопечным.

Тренд приема и продажи подержанных товаров затронул и книжные магазины. Вскоре в Киеве должно открыться пространство Плекай. Здесь будут продавать не только новые книги, но и подержанные. Это означает, что у экземпляров будет вторая жизнь, а в ассортименте вполне могут появиться редкие экземпляры.

Сбор вторсырья

Когда вещи долго не находят свое применение в быту, они отправляются на свалки. Но обычному домашнему хламу можно найти полезное применение. Именно поэтому крупные ритейлеры поощряют потребителей отдавать вещи на переработку. К примеру, в магазинах сети Сильпо стоят контейнеры для сортировки отходов: для бумаги, стекла, пластика и металла. «За первый квартал 2023 года мы собрали 3550 тонн бумаги, 6400 тонн пластика, 5 тонн металла и 6 тонн стекла», – говорят в пресс-службе сети.

Также можно сдать в магазины Сильпо до 50 портативных батареек за один визит, есть специальные баки для сортировки и станции сортировки SilpoRecycling, расположенные в трех городах Украины – Киеве, Львове и Запорожье. «Начиная с ноября 2021 года, к этой инициативе присоединились более 500 000 гостей Сильпо, то есть в среднем каждый положил в бокс по 4 батарейки. За это время мы собрали 42 тонны батареек. Недавно мы отправили их на переработку на завод Recupyl в Польше», – сообщают в пресс-службе Сильпо.

Подобная инициатива представлена и в Novus. За первую половину 2023 года в магазинах сети уже собрали 5,8 тонны батареек. А это 290 тысяч батареек. В 2022 году показатель был 9,3 тонны батареек, а в 2021 – 4,5 тонны.

«К инициативе продолжают приобщаться наши небезразличные клиенты. Несмотря на полномасштабную войну и на то, что часть населения уехала, мы наблюдаем, что темпы сбора даже выросли. Собранные батарейки отправляются на переработку в Европейские заводы, например GreenWEEE в Румынии, а также Recupyl в Польше. В этом проекте мы сотрудничаем с batareiky.in.ua, это помогает нам прозрачно отчитываться перед клиентами http://batareiky.ua/reports», – сообщают в пресс-службе Novus.

В сети Metro также есть пункты сортировки отходов, которые называются Metro Waste Collection Point. И только в 2022 году компания собрала около 2000 тонн бумаги, что спасло 20 000 деревьев. Также 32 тонны древесины, собранной и переработанной в альтернативное топливо (топливные паллеты), дало украинцам около 15 000 куб. м природного газа.

«В этом году мы открыли уже девятый Waste Collection Point, помогающий нашим клиентам сортировать отходы. А офис компании и торговые центры уже давно функционируют по принципам зеленого офиса», – сообщают в пресс-службе Metro.

Также Metro имеет Япомогабоксы – фандомат для приема пластиковых бутылок, которые каждую бутылку превращают в виртуальные 30 копеек.

Отказ от фосфатов и фосфонатов

В ТРЦ Respublika Park призывают арендаторов использовать бесфосфатные и бесфосфонатные моющие и стиральные средства в своей работе. Дело в том, что большинство моющих средств содержат фосфаты и фосфонаты. Последние тоже при определенных условиях превращаются в фосфаты. Через сточные трубы они могут попасть в окружающую среду, а именно водоемы. Это способствует быстрому размножению цианобактерий, которые со временем могут образовывать на поверхности пленку, которая начинает гнить.

Переход на биоразлагаемые и бумажные пакеты, и отказ от пластика

Все большее количество потребителей можно увидеть в супермаркетах со своими сумками, боксами и даже кастрюлями (сети и это позволяют). Да и сами ритейлеры дают пример и поощряют покупателей заботиться об окружающей среде. В основном толчком стал закон «Об ограничении обращения пластиковых пакетов на территории Украины», вступивший в силу 10 декабря 2021 года. Согласно нормам этого закона, запрещается распространение оксоразлагаемых (оксобиоразлагаемых) пакетов, а также тонких и сверхтонких пластиковых пакетов.

Сеть Сильпо предлагает пакеты из кукурузного крахмала, поэтому они быстро разлагаются и не вредят природе. К тому же, чтобы их использовать многократно, наклейку со штрих кодом можно на них не клеить, а сделать это, например, на руку, а на кассе просто отдать кассиру. Если же заказываете доставку на дом, есть возможность выбрать отметку «экоупаковка».

«Поощряем экологический шоппинг. Предлагаем гостям приходить в магазины с собственным шопером или многоразовой сумкой. Постоянно расширяем ассортимент сумок, мешочков и коробок, чтобы каждый наш гость мог выбрать альтернативную упаковку на свой вкус. Кроме того, предлагаем гостям сложить блюда из кулинарии в собственную тару, ланч – в ланч-бокс, а кофе – в собственную чашку. Заворачиваем бесплатно свежее мясо и рыбу в бумагу», – говорят в пресс-службе Сильпо.

В свою очередь сеть Auchan активно внедряет проект Saveпланета и первый его этап – отказ от пластика. Поэтому в зоне свежих овощей компания предлагает бесплатные бумажные пакеты. Также есть альтернатива из кукурузы и сетки для овощей. Еще в планах перейти на экологическую тару в отделе кулинарии.

Новая почта уже давно отказалась от пенопласта и использует коробки-трансформеры и запустила проект повторного использования.

Холодильная система на основе природного хладагента

Холодильное оборудование с использованием парниковых газов (HFC-хладагентов) является крупнейшим источником выбросов углерода в ритейл-отрасли и влечет за собой глобальное потепление.

«Компания Metro стала первым ритейлером в Украине, установившим холодильную систему на основе природного хладагента, являющегося передовой технологией, которая обеспечивает энергосбережение и помогает снизить негативное влияние на окружающую среду», – говорят в пресс-службе компании.

Как нам сообщили в Сильпо, компания также во всех новых супермаркетах устанавливает экологически чистые холодильники, использующие углекислый газ (Со2) в качестве охладителя.

Зарядные станции для электромобилей

Владельцы электромобилей уже привыкли планировать поездки и учитывать зарядные станции. Иногда приходится менять свой маршрут, чтобы найти место для подзарядки. Но со временем, надеемся, такая проблема уменьшится. Над этим работают и ритейлеры. Так, например,  сеть Эпицентр первыми начинает развитие собственной сети хабов зарядных станций. Уже есть первые результаты – на паркингах в Киеве и Ровно одновременно могут заряжаться до 10 электромобилей. В планах оборудовать электрозарядками все точки сети.

Также в ТРЦ Respublika Park в Киеве, по адресу Кольцевая дорога, 1, заработало 29 зарядных станций для электромобилей.

Совершенно логично, что и АЗК в Украине инвестируют в развитие электростанции. К примеру, АЗК ОККО уже устанавливает ультрабыстрые станции.


К последним новостям К популярным новостям Підтримати редакцію

Поделитесь этой новостью в социальных сетях


Читайте также

Все новости рынка