Спортивный забег: как чувствует себя ритейл товаров для активного отдыха на второй год полномасштабной войны

Спортивный забег: как чувствует себя ритейл товаров для активного отдыха на второй год полномасштабной войны

18.08.2023 09:00
  269
Микола Маранчак

Ритейл товаров для спорта и активного отдыха претерпевает нешуточные изменения. И далеко не всегда в худшую сторону.

В отчете этого годаSporting goods 2023: The need for resilience in the world in disarray специалисты McKinsey & Company отметили несколько проблем, с которыми столкнулась индустрия спортивных товаров в 2022-м: угроза глобальной рецессии, война в Украине, проблемы с цепочками поставок, слишком быстро растущие процентные ставки и самая высокая за последние 40 лет в Европе и США инфляция. Украинский ритейл, связанный со спортом и товарами outdoor, коснулось это все и даже больше, ведь он столкнусь лицом к лицу с войной, что привело к потерям, закрытиям и безвозвратным изменениям. Что происходило в украинском спортивном ритейле после полномасштабного вторжения и как чувствуют себя сети сейчас — в материале RAU.

Времена преобразований

Перед украинским ритейлом война поставила выбор – меняйся и адаптируйся, или готовься к кризису. В интернет-магазине обуви Kedoff выбрали первое. «Обувной рынок в большой стагнации. Спрос на женские товары упал. Поэтому мы перешли из городской обуви на производство и продажу тактической обуви, которую выпускаем под брендом Forester», — рассказал RAU владелец и CEO Kedoff Игорь Климчук, который до этого 12 лет занимался продажей кедов.

Уже в 2022 году ВТМ заняли 30% от общих продаж компании. В первую очередь, за счет тактической обуви, – говорят в Kedoff. Онлайн-ритейлеру удалось восстановиться даже вопреки пожару на складе, из-за которого за два месяца до начала великой войны компания чуть ли не все потеряла.

Из-за ассоциации с российским Спортмастер кардинально изменилась ООО «Спортмастер Украина», которая в марте 2022 года объявила о ребрендинге в Athletics. Чтобы окончательно закрыть вопрос о связи – не связи, компания перешла в собственность украинского менеджмента. Правда, юридически сделала это еще в 2021 году, но полноценный ребрендинг новосозданная ООО «Атлетикс» запустило уже после полномасштабного вторжения россиян. Под ребрендинг попали 27 магазинов сети, еще 3 пришлось закрыть.

Преобразования претерпела также сеть мультибрендовых магазинов товаров для активного отдыха Marathon, правда только визуальных. К началу вторжения ритейлер насчитывал 32 магазина в крупнейших городах страны общей площадью 12 000 кв. м, а интернет-магазин Marathon.ua посещало более 200 000 пользователей ежемесячно. Тогда же задумались о ребрендинге. «Старт нашего ребрендинга должен был состояться 1 марта 2022 года, но война внесла коррективы», — вспоминает Кирилл Грядовкин, Head of Digital Marathon и руководитель проекта по ребрендингу. Сайт был обновлен за день до начала войны. Это решение стало началом новой коммуникации с клиентами, которой позже потребовала и ситуация в стране.

Однако не обошлось без потерь. Из 32 магазинов возобновили работу 22, а также открыли новые магазины в Ужгороде и Черновцах. Оккупанты уничтожили крупнейший в сети магазин Спортландия, который располагался в Мариуполе в ТРЦ Порт City. Кроме того, ритейлер потерял магазин Jack Wolfskin в ТЦ Даффи в Харькове, а также магазины Marathon в ТРЦ Fabrika в Херсоне, Амстор в Кременчуге и Краматорске и ТРЦ Караван в Харькове.

Трудный (не)возвращение

Сложный выбор предстал перед международными монобрендовыми сетями. Если с остановкой работы на рынке россии у Adidas не было проблем, – спортивный ритейлер сделал это еще 14 марта 2022-го, – то возвращение к работе в Украине требовало времени и решительности. Компания решилась на возобновление работы сначала на западе и севере Украины – в Житомире, Львове и Ужгороде, однако впоследствии сделала это во многих городах. В одном только Киеве сейчас работает 19 магазинов Adidas.

Вернуться собирался и Decathlon, но вышло не с первого раза. Сначала французы возобновили работу одного из своих магазинов еще в мае. Как оказалось, временно. Однако 7 октября ритейлер перезапустил все магазины сети, по крайней мере, в столице: в торговых центрах Lavina Mall, Проспект и Ритейл Парк Почайна. Магазин в Одессе все еще закрыт, несмотря на то, что ТЦ Riviera Shopping City вернулся к работе после удара российской ракеты. Есть и положительная сторона – из россии сеть Decathlon также решила уйти и закрыть все свои 57 магазинов.

Меньше повезло небольшим сетям, которые не успели нарастить «мышцы» в Украине в виде нескольких точек продаж с очевидно прейнятным результатом в продажах. К примеру, потерпел неудачу первый в стране монобрендовый бутик Supreme Spain, который в 2019 году разместился на втором этаже столичного ТРЦ Ocean Plaza. Ритейлер планировал открыть точку островного формата в ЦУМ Киев, но не сложилось. Закрылся также магазин спортивных товаров 4F, который в пандемию открылся в ТРЦ Retroville. Однако продолжает работать интернет-магазин поляков.

Развивайся или умри

Семь магазинов Sport City остаются на оккупированных территориях юга Украины. Также пока не работают магазины в Херсоне, Николаеве и Краматорске. «После полномасштабного вторжения россии фактически было потеряно 12 магазинов Sport City. Около 3500 кв. м торговых площадей оккупированы или разрушены россиянами. По предварительным расчетам сумма убытков, понесенных сетью, достигает почти 120 млн грн», – сообщил Александр Мисонец, операционный директор сети Sport City.

Такая ситуация не прибавляет мотивации для развития. Однако речь идет об украинском ритейле. Компания выстояла. Более того, продолжает развивать сеть магазинов в Украине. Так, в первом полугодии 2023 года Sport City открыла шесть новых и восстановленный магазин спортивной одежды и обуви. Общая площадь открытых магазинов составила 3500 кв. м. Кроме того, ритейлер возобновил работу магазина в Харькове в ТРЦ Французский бульвар. Всего с начала полномасштабного вторжения россии сеть пополнилась девятью магазинами и на июль насчитывает 31 магазин.

И они такие не одни. New Balance в июне открыл магазин в житомирском ТРЦ Глобал UA и доказал, таким образом, сеть до 20 монобрендовых магазинов в столице и регионах. Продолжают свою работу и открывают новые торговые точки монобренды Puma и Reebok. Расширил зону охвата на западной части Украины уже упомянутый Marathon, открыв магазин Jack Wolfskin в Forum Lviv, магазины Marathon в Ужгороде, Черновцах и Ровно. И, по всей видимости, направление переживает второй ренессанс, ведь сейчас в процессе реброкериджа находится один из торговых центров столицы – Promenada Center трансформируется в спортивный аутлет. На двух уровнях площадью 25 000 кв. м разместятся 26 магазинов спортивной одежды, техники и милитари.

Несмотря на войну, украинцы не потеряли интерес к спорту. Развивается и направление милитари, которое стало частью, а кое-где и заменой товаров outdoor. Это стало аргументом для продолжения развития сетей, успевших зарекомендовать себя перед покупателями до последних лет потрясений.


К последним новостям К популярным новостям Підтримати редакцію

Раз на тиждень

ми будемо відправляти Вам 

найцікавіші новини тижня


Поделитесь этой новостью в социальных сетях


Читайте также

Все новости рынка