Смотрите, кто ушел: иностранные и отечественные сети, решившие свернуть свою деятельность в Украине в 2025 году

Смотрите, кто ушел: иностранные и отечественные сети, решившие свернуть свою деятельность в Украине в 2025 году

1 день назад
  14
Костянтин Симоненко

Выезд украинцев за границу, падение покупательной способности оставшихся, проблемы с логистикой и несоответствием бизнес-модели новым экономическим условиям привели к закрытию семи ритейлеров.

Взлет и падение Carlo Pazolini

Як російській Carlo Pazolini вдалося зберегти бізнес в Україні

Как пишет NV Бизнес, сеть по продажам обуви и аксессуаров Carlo Pazolini в конце октября 2025 года закрыла свой последний магазин и ушла с украинского рынка. Это журналистам подтвердили в контакт-центре ритейлера, без конкретизации «многих факторов», повлиявших на это решение. Сайт интернет-магазина сети продолжает работать и там можно заказать товар. В то же время, страница компании в Facebook не обновляется с мая 2022 года, а Telegram-канал — с ноября 2023 года, а Instagram-страница — с августа 2025 года. Один из последних магазинов Carlo Pazolini в Украине работал в Киеве по просп. Берестейский, 21 А.

Первый магазин Carlo Pazolini в Украине открылся в 2007 году, когда российский владелец псевдо итальянского бренда (Carlo Pazolini создан в 1992 году, первые магазины в россии открыты в 1995-м) Илья Резник решил заняться экспансией в другие страны и полностью перенес производство обуви в Китай. К 2007 году Резник открыл два магазина в Праге, а затем начал запускать точки в странах Балтии, Украине и Молдове. В 2010 году открылся магазин Carlo Pazolini в Италии, а в 2011 году – более десяти точек в США. В общей сложности магазины были в 11 странах мира.

За два года начали работу два десятка магазинов в Киеве, Одессе, Днепре, Харькове, Полтаве, Мариуполе, Черкассах, Виннице, Ровно и Донецке. Но финансовый кризис 2008 заставил часть точек закрыть. В октябре 2012 года сеть управляла 21 магазином в Киеве, Одессе, Днепре Харькове, Донецке, Запорожье, Виннице и Ровно. Пика развития материнская компания достигла в 2013-м, когда обувная сеть Carlo Pazolini насчитывала 200 магазинов в россии и управляла примерно 50 розничными точками в Европе и США.

Проблемы начались после вторжения россии в Украину и значительной девальвации рубля и гривны в 2014 году. Из-за российских владельцев некоторые украинцы начали бойкот ритейлера. Поэтому вместо ЧАО «Карло Пазолини Трейдинг», которым в то время формально владели генеральный директор сети и гражданин рф Анатолий Греков и гражданка Украины Алла Гракова, в 2015 году было основано новое юридическое лицо ООО «Дет Групп», которое в дальнейшем и развивало украинскую сеть Carlo Pazolini. Ее владелец и по совместительству директор по развитию сети Ростислав Ризун рассказывал в мае 2017-го, что компании разделились и теперь это отдельный бизнес. В июле 2016-го обанкротилась украинская дочка, задолжавшая кредиторам 400 млн грн, а через год та же судьба постигла и материнский бизнес (АО «Фирма «Анта», окончательно процесс завершен в 2021-м).

В мае 2017 года количество магазинов Carlo Pazolini в Украине сократилось до 16 точек. Ритейлер пытался обновить формат магазинов и первым осенью 2018-го стало мультибрендовое пространство на 840 кв. м в Киеве по проспекту Берестейский, 19.

Carlo Pazolini відкрив магазин в новому форматі та анонсував оновлення інших (+фото)

Однако это не очень помогло, и во время полномасштабной войны дела ритейлера ухудшились. Так, в 2024 году выручка компании упала на 75,3%, а убыток увеличился почти на 942% до 2,3 млн грн. В феврале 2025 года Хозяйственный суд Ровенской области признал ООО «Дет Груп» банкротом и приступил к ликвидационной процедуре. На октябрь 2025-го оплату за выбранный товар в интернет-магазине компания предлагает перечислить на ФЛП Винничук Мария Степановна.

Украинский поход турецкого Flo

Перший в Україні магазин взуттєвої мережі FLO відкрився в ТРЦ Forum Lviv (+ фото)

Первый в Украине магазин турецкой обувной сети Flo открылся в ТРЦ Forum Lviv всего пять лет назад – в ноябре 2020 года. Сначала ритейлер заявлял, что будет предлагать потребителям обувь в ценовых сегментах «средний» и «средний+». Помимо своих торговых марок потребителям предлагали по эксклюзивной лицензии многие ТМ мировых производителей (Kinetix, Polaris, Lumberjack, Butigo, Dockers by Gerli и других). Бренд обуви Flo, основанный в 1960 году в небольшой мастерской Ахметом Зийланом, является лидером турецкой обувной отрасли. Flo Shoes, в которой непосредственно работает более 10 000 человек, а косвенно – около 30 000 сотрудников, ежегодно продает более 50 млн пар обуви.

В 2020 году крупнейший ритейлер обуви в Турции (тогда почти 500 магазинов по всей Турции и еще около 100 торговых точек в 22 странах мира) имел планы за три года создать в Украине сеть из более чем 30 торговых точек. А мировые продажи довести до $300 млн, расширив географию присутствия до 47 стран.

Поэтому уже в конце ноября 2020 года еще один магазин Flo открылся в столичном ТРК Проспект, а через год – в октябре 2021-го – начал работу крупнейший магазин в Украине площадью 1200 кв. м в ТЦ Караван (Харьков). Этот магазин стал седьмым в украинской сети. Также в мае 2021 года начал работу первый Flo Outlet в Киеве по ул. Здолбуновская, 17 в ТРЦ Rive Gauche. В частности, в магазине были представлены спортивные модели Flo sports по сниженным ценам.

Планировалось к концу 2021 года расширить сеть до 10 магазинов. Как отмечал директор Flo International Retail Мехмет Айилдиз, ритейлер стремился сохранить такие темпы и в дальнейшем, чтобы достичь открытия 20 магазинов к концу 2022 года. Однако удалось выполнить только первую часть этого плана — 25 декабря 2021 года в ТРЦ Respublika Park открылся пятый в столице и 10-й в Украине магазин сети. Еще были точки в Харькове, Одессе, Днепре, Львове и Сумах. Дальнейшее развитие Flo в Украине затормозило начало большой войны.

Уже в середине осени 2025-го стало известно о выходе сети из Украины. Как пишет издание NV Бизнес, компания Flo сократила свою сеть до одного магазина в Одессе в ТРЦ Fontan Sky. Выручка ООО «Фло Ритейл Украина» за январь-июнь 2025 года уменьшилась на 39,3% до 53,3 млн грн. По словам операционного директора Budhouse Group Максима Гаврюшина, в ТРЦ Forum Lviv и ТРЦ Nikolsky в Харькове товарооборот магазинов Flo был в 4-5 раз меньше ожидаемого и это не позволяло платить установленную арендную плату. Формат дешевой обуви «на один сезон» украинцам был не по душе – обувь должна быть качественной или очень яркой и модной. Потому концепция обувного дискаунтера не сработала.

Чего не скажешь о бизнесе компании в россии, где турецкий холдинг Flo Retailing весной 2022-го выкупил более 100 магазинов российского подразделения Reebok. Также ООО «Фло Ритейл Украина» продолжает искать работников в магазинах Reebok в Киеве, свидетельствуют данные сайта по поиску работы Work.ua, поскольку Flo Group владеет лицензией на продажу. На октябрь 2025 года магазины Flo продолжают работать около 800 магазинов в 25 странах мира, включая рф.

English Home ушел по-английски

В октябре этого года стало известно о выходе из Украины еще одного турецкого бренда – English Home, предлагавшего товары для дома и декора. Об этом RAU сообщили собственные источники на рынке. Однако еще в феврале 2025 года клиенты English Home заметили, что на сайте, на котором можно было осуществить онлайн-заказ, сначала исчезли цены и нельзя было зарегистрироваться, а затем он совсем перестал работать, как и некоторые магазины. Официальных заявлений турецкий ритейлер не делал. На сайте компании Украину убрали из около 20 стран присутствия. Компания продолжает работать, в частности, в россии, Иране, Венесуэле и других странах.

Впоследствии изданию NV Бизнес директор по международным продажам English Home Явуз Бекар рассказал, что совет директоров компании принял стратегическое решение о прекращении работы собственных магазинов сети в Украине. По его словам, компания находится в процессе закрытия и передачи своих магазинов в Украине франчайзинговому партнеру. Однако он не уточнил, сколько магазинов бренда работали по франшизе в Украине и кто будет их франчайзи. Во второй половине октября 12 магазинов все еще были открыты и неизвестно, когда планируется их окончательное закрытие. Топ-менеджер также отметил, что бизнес-операции в Украине не были прибыльными, но не назвал причину.

Выручка ООО «ЭХМ Украина», которая развивает English Home в Украине, в 2024 году составила почти 282 млн грн, что на 12 млн грн меньше, чем годом ранее. Выручка первого полугодия 2025-го – 88,6 млн грн. В прошлом году компания вышла в убыток почти в 30 млн грн по сравнению с прибылью 2,4 млн грн годом ранее. За первую половину 2025 года ООО «ЭХМ Украина» увеличило свой убыток на 47,5% до 43,1 млн грн. Среди возможных причин участники рынка называют выезд из Украины основной категории покупателей текстиля и товаров для дома, а именно женщин от 20 до 40 лет с детьми. А также высокая арендная плата в лучших ТРЦ страны, которую не могли перекрыть продажи товаров, цена которых из-за инфляции «перешла» в категорию премиум.

Напомним, бренд English Home (основан в 1992 году) стал известен в мире в 2008 году, когда владельцы холдинга Тургут Айдин (Turgut Aydın Holding), приобрели сеть из трех магазинов. Конечные бенефициары украинского подразделения – Айдин Айдан и Айдин Ахмет Яшар (граждане Турции). Компания проработала на украинском рынке минимум с 2011 года и на пике развития имела 33 магазина (осенью 2020-го) в 11 городах страны. Большинство торговых точек ритейлера работали в лучших ТРЦ.

Как отметил CEO English Home Казим Чимен (Kazım Çimen), к началу 2025 года компания имела 306 магазинов в Турции и за рубежом и имела планы добавить еще около 25 точек в нынешнем году. Добавив в портфолио Марокко и Казахстан.

Athletics не удержался

В августе 2025 года сеть спортивных супермаркетов Athletics объявила о сворачивании деятельности в Украине. В эксклюзивном интервью RAU СЕО Athletics Людмила Кныш рассказала, что формальное решение было принято еще в июне 2025 года после серии заседаний совета директоров и стресс-тестов бюджета. Переломным моментом стало сочетание устойчивого падения реальных доходов покупателей, удорожание логистики с военными рисками и невозможность согласовать экономику офлайн-формата при текущих арендных ставках и стоимости энергии. Среди трех возможных вариантов действий – «продолжаем и сокращаемся», «замораживание», «контролируемый выход» – избрали последний. У компании утвердили план расчетов с партнерами, урегулирование вопросов с арендодателями и пытаются помочь сотрудникам трудоустроиться в другие компании. К моменту принятия решения о закрытии сеть спортивных товаров Athletics насчитывала 29 магазинов в 15 городах Украины.

Хотя ритейлер прекращает коммерческую деятельность розничной сети, сохраняет права на торговую марку. Это может дать возможность в будущем рассмотреть перезапуск или лицензионную модель, если рыночные условия улучшатся.

Напомним, под брендом Athletics с марта 2022 начала работать вся розничная сеть магазинов Sportmaster (такое написание с 2018 года). Торговая сеть Спортмастер Украина ведет свою историю с июля 1996 года. Первый магазин был открыт в 2001 году в Киеве по бул. Леси Украинки, 28. В начале 2021-го сингапурская компания Sportmaster Operation Pte.Ltd – владелец ООО «Спортмастер Украина» – была включена в список санкций СНБО, которые, впрочем, так и не были воплощены. Sportmaster Operations Pte. Ltd. и Sport&fashion Тanagement pte. Ltd, являющиеся материнскими компаниями ООО «Спортмастер Украина», в июле 2021 года приняли решение о прекращении инвестиционной и бизнес-деятельности в Украине.

Тогда же топ-менеджмент украинской сети предложил владельцам ООО «Спортмастер-Украина» создать новый бизнес и приобрести ключевые активы: эксклюзивные лицензионные права на ряд торговых марок, технологий, ИТ-поддержки и т.д. Поэтому в июле 2021 года было подписано соглашение между новыми инвесторами: Pulau Artis Limited (Гонконг), Felix Ltd (Сингапур) и членами топ-команды, получившими контроль над компанией, владея 50% в ООО «Атлетикс». В настоящее время его единственным владельцем является председатель совета директоров Athletics Игорь Чернов (через Felix Trade Pte. Ltd.). С началом войны коллектив компании принял оперативное решение об отказе от бренда Sportmaster.

По состоянию на 24 февраля 2022 года сеть Athletics насчитывала 33 магазина. На 1 марта 2023 года было уже только 30 точек (два – потеряно из-за обстрелов в Харькове и Херсоне). Также в Украине работало более 50 франчайзинговых магазинов Sportlandia (в 2022 году подана заявка на ребрендинг), Columbia и мультибрендовых магазинов для активного отдыха Weekender. Однако в 2023 году у Athletics осталась только франшиза Columbia.

Пропавший Континент

3 ноября 2025 года в Киеве закрылся последний супермаркет Континент – одной из старейших сетей столицы. Он находился по адресу ул. Мокра (Кудряшова), 20 В. Об этом ритейлер сообщил на своей странице в соцсетях, анонсируя финальную распродажу перед полной ликвидацией. Сеть Континент открыла свой первый магазин в Киеве еще в 1993 году, а в 1996 открылся первый полноценный супермаркет по адресу: г. Киев, ул. Академика Ефремова (ул. Командарма Уборевича), 23.

Впоследствии появились точки на ул. Якуба Коласа, 10 (1998 год), проспекте Свободы, 26 А (2004), Якуба Коласа, 15 (2010), ул. Дмитровской, 96-98 (2011) и Мокрая (Кудряшова), 20 В в 2013-м. В 2016 году ритейлер провел ребрендинг, однако удержаться на рынке не удалось. Кроме сети супермаркетов, компания Континент развивала и другие бизнесы, в частности, клинику, салон красоты, центр красоты и шейпинг клуб под вывеской Red Line. Впоследствии стало известно, что на месте супермаркетов Континент появятся новые точки Сільпо. Что подтверждается появлением актуальных вакансий от Сільпо по этим адресам.

Как отмечал коммерческий директор Континент Дмитрий Каширин, этот бизнес был не типичным для продовольственного ритейла, скорее напоминая «итальянскую семейную» модель. Заемный капитал не привлекали, бизнес развивался исключительно на собственные оборотные средства и на зарабатываемые на собственных площадях. Это, естественно, замедлило ее расширение, но явилось залогом стабильной работы с ежегодным ростом прибыли от 3 до 10% LTL в операционной марже. В 2014-15 годах владельцы перестали играть на поле сетей, которые позиционируются как классический супермаркет и начали бороться за клиента, проживающего в радиусе 500 метров от магазина. Поэтому магазины не имели больших паркингов и не были приспособлены под массовую «закупку выходного дня».

Вместо этого ввели модель кулинарных баров самообслуживания — «островные» мармиты с салатами, первыми, вторыми блюдами. При площадях магазинов от 400 до 1000 кв. м, Континент позволил себе и пекарню полного цикла, и те же чай и кофе из профессиональных аппаратов FRANKE по системе самообслуживания задолго до того, как это начали внедрять более крупные сети. Континент стал второй сетью в Украине после Велика Кишеня, запустившего безналичные кассы самообслуживания (КСО). Проект был запущен в 2015 году, а уже в 2016-м каждый из шести магазинов имел 2-3 кассы самообслуживания.

Континент пересмотрел ассортиментную политику в направлении уменьшения в начале второго кризиса. Если в 2014 году магазин в 1000 кв. м в среднем имел 20 000 позиций, то потом чуть больше 5000 SKU. К концу 2024 года сеть насчитывала 5 магазинов, расположенных в Киеве. Предыдущая управляющая компания ООО «Столица-Торг» (владельцы Людмила и Олег Кондратий) находится в состоянии прекращения. Однако ООО «Континент Фуд» тех же владельцев продолжает работу.

Харьков не удержал еще двоих

С начала 2025 года харьковский рынок продуктовых сетей покинули магазины Basket и МакМаркет, о чем сообщила пресс-служба Харьковского городского совета.

Харьковская сеть магазинов Basket была основана в 2011 году. По состоянию на февраль 2020 года она состояла из 10 магазинов площадью от 200 до 700 кв. м, а ассортимент варьировался от 2000 до 6000 товарных позиций в зависимости от формата. Судя по количеству филиалов, перечисленных на сайте Харьков инфо, в общей сложности в разное время было открыто 15 точек, но работающих одновременно так же было около десятка. Однако уже к концу І квартала 2025 года сеть насчитывала только 6 магазинов, расположенных в Харькове. А во ІІ квартале магазины закрылись.

Собственный сайт компании не работает, а Facebook-страница не обновлялась с 2020 года. Именно весной 2020 года основатель Basket Вадим Кубица рассказывал о новом торговом объекте, реализуемом в модернизированном city-формате с расширенным предложением группы товаров food to go и обновленным зонированием. Первые магазины были не очень велики, площадью 200-300 кв. м, но чтобы зайти в спальные районы начали открывать супермаркеты большего размера (700-800 кв. м). Однако большие инвестиции не принесли больше прибыли и компания снова обратилась к магазинам мини-формата в центре города.

Рітейл в помаранчевих тонах: як виглядає магазин Basket оновленого формату (+фото)

Площадь – до 100 кв. м, ассортимент – около 1600 SKU, а ключевая товарная категория, позволяющая обеспечивать высокую маржу – это food to go – хот-доги, кофе и так далее. После запланированной оптимизации затрат запуска магазина на 20-40% ожидалось сделать их более эффективными, чтобы платить более высокую арендную плату в проходных местах. Потенциально планировалась сеть на 30 таких точек. Хотя выручка мини-магазина была вдвое меньше флагманского супермаркета.

Также Вадим Кубица не исключал разработки франчайзингового проекта и дальнейшего развития сети через партнеров. По сути, такая попытка уже была в 2017-18 годах. Basket обещал найти помещение, составить бизнес-план и смету расходов. А затем создать новое предприятие, где инвесторы являются учредителями – с долями, пропорциональными суммам вложений. После этого заключался договор аренды помещения под магазин на 10 лет, а его помещение передавалось в субаренду Basket. Превратить деньги инвесторов в готовые магазины обещали через два месяца.

МакМаркет

Эта сеть магазинов формата «возле дома» в Харкове и области была основана в июле 2013 года. Владелец ООО «Украинский торговый дом» Олег Колмыков. Магазины сети MакМаркет предлагали продукты питания и сопутствующие товары ежедневного спроса по выгодным ценам. У ритейлера была собственная пекарня «Хлеб Соль», мясной цех «Поросятко», где производилась копченая и мясная продукция. На начало 2022 года сеть насчитывала всего шесть магазинов – четыре в Харькове и по одному в городе Дергачи и поселке Тернова. В лучшие времена у сети не было даже десяти магазинов.


К последним новостям К популярным новостям Підписатись на TG канал

Поделитесь этой новостью в социальных сетях


Читайте также

Все новости рынка