Марианна Самсонова, Usupso и O!Some: Планируем провести ребрендинг всех магазинов до сентября 2023 года
Совладелец и CEO украинских сетей Usupso и O!Some о сотрудничестве с брендами made in Ukraine, завершении конфликта с Miniso, ребрендинге сети Usupso и об итогах года.
Первый магазин токийского бренда Usupso открылся в Украине в 2017 году и за пять лет сеть выросла до 37 магазинов. В интервью RAU совладелица и CEO украинской сети Марианна Самсонова рассказала о ребрендинге и новом формате O!Some, как сеть работает в условиях отключения электроэнергии, решает проблемы логистики с Дальнего Востока и результатах, с которыми завершает текущий год.
— За какой период вы планируете провести ребрендинг всех магазинов?
— Процесс ребрендинга требует много времени и усилий команды. Мы хотим сделать все в комфортном темпе, поэтому мы планируем достаточно плавный переход в 2023 году. Первым этапом будет ребрендинг онлайн, а с января 2023 – оффлайн. Надеемся закончить этот процесс к сентябрю 2023-го.
— Насколько изменится товарное предложение в магазинах после этого?
– Мы уже экспериментируем с новой категорией «Одежда». Разработали коллекцию стильных худых и джогеров с азиатской тематикой, и уже видим большой спрос среди покупателей на них. В O!Some планируем дойти до 20% продаж категории «Одежда» от общего товарооборота. Также планируем расширение ассортимента в категории косметики для подростков.
— Какие еще изменения, кроме айдентики и ассортимента, ждут сети?
— меняется концепт, философия и позиционирование. Вы знаете, для меня Usupso – это зрелый бренд, которому достаточно трудно быть гибким как внешне, так и внутри бизнес-процессов. А O!Some – азиатский шут-искатель. Ему свойственна самоирония, эмоциональный интеллект. «Живем однажды» – как жизненное кредо. Он привлекает внимание, вносит хаос, как способ постоянно быть разным. Он обожает необычность, жизнь без границ и независимость.
Этот характер отражается в концепции «Первый азиатский мультибренд». Мы нарушаем границы монобренда, чтобы максимально наполнить ассортимент интересными товарами из Кореи, Японии и Китая.
— Какие инвестиции необходимы для обновления одной торговой точки?
– При создании концепта O!Some мы учитывали финансовое обоснование каждой статьи затрат. Нам важна не только внешняя обертка, но и экономическая целесообразность. При формировании бюджета на ребрендинг мы решали две задачи:
- Обеспечить окупаемость инвестиций в действующих магазинах до трех месяцев
- Уменьшить инвестиции в открытие новых локаций для будущих франчайзи.
Каждый магазин мы просчитываем отдельно, поэтому нельзя назвать точную сумму инвестиций.
— Можно ли конфликт с Miniso на этом считать завершенным?
— Честно говоря, я считаю конфликт с Miniso завершенным уже 24 февраля этого года. Они не хотели, чтобы мы работали в Украине, но сами 9 месяцев не осуществляли хозяйственную деятельность, а значит, они не помогали своей работой арендодателям, сотрудникам, не платили налоги и т.д. Мы уже победили эмоционально, осталось завершить судебный процесс юридически.
— Летом вы запустили сотрудничество с брендамиmade in Ukraine. С кем сотрудничаете и какие результаты можете отметить? Это будет постоянный проект?
— Я до сих пор считаю, что это было самое крутое решение. В результате этого сотрудничества выиграют обе стороны. Мы продолжаем успешное сотрудничество со всеми поставщиками: Mermade, Tatooshka, Dobroznak, Gifty и другими.
— Как при этом меняется интернет-магазин?
– Мы уже запустили новый сайт osome.ua, он полностью отражает айдентику и характер бренда. Я не специалист по технической части, но знаю, что он будет более современным, чем usupso.com.ua.
— С какими результатами вы завершаете текущий год? Удалось ли уберечь всю сеть, сколько магазинов открыли, чего удалось достичь?
– Этот год чрезвычайно сложен для нас. Честно говоря, иногда мне хотелось опустить руки, но ответственность за экономический фронт всегда мотивировала идти дальше, несмотря ни на что. В августе мы открыли новый магазин в Чернигове, в октябре – в Одессе, а в ноябре – еще один в Киеве. В настоящее время работаем над открытием еще трех магазинов, надеюсь, что в ближайшее время объявим об их открытии.
К сожалению, из-за военных действий мы потеряли наш магазин в Херсоне. Как только ТРЦ Fabrika отстроится, мы обязательно вернемся в Херсон. Также мы временно закрыли магазины в Днепре, а остальные магазины удалось сохранить.
— Как сеть работает в умовах отключения электроэнергии? С какими проблемами в этой связи сталкиваетесь?
– 90% наших локаций расположены в торговых центрах, поэтому мы полностью зависим от ситуации в ТРЦ. Благодарна каждому арендодателю, который в достаточно короткие сроки обеспечивает генераторами и создает условия для работы. Для четырех магазинов формата «стрит» планируем устанавливать отдельные генераторы.
Я была в Киеве в первый день блэкаута, это было ужасно. Заехала в магазин на ул. Сагайдачного увидела, как наши девочки разместили лампы на стеллажах, чтобы хоть как-то осветить торговый зал, и когда к нам заходили покупатели, они искренне радовались, что мы работаем даже в таких условиях.
— Готовы ли вы открывать новые магазины, если будут локации, подходящие для этого? Какие условия вы рассматриваете?
— Да, конечно. Я считаю, что если ритейл не развивается – он умирает. У нас были задачи по Киеву, которые мы выполнили на 100%. В следующем году планируем охватить новые регионы, в которых еще не было Usupso и открывать там O!Some.
При выборе локации в первую очередь обращаю внимание на состояние помещения. В целях уменьшения инвестиций на открытие, мы пока не рассматриваем помещение «после строителей». Также нам важны условия по аренде на военное время, а именно – процент от товарооборота и компенсация операционных расходов.
— Как решаете вопросы поставки товаров? Удалось ли восстановить логистику в полном объеме?
– До появления ритейла в моей жизни, я работала в логистическом бизнесе, который стал неизменным партнером нашей сети с момента возникновения идеи о ее создании. Компания Fialan нашла оптимальное решение по спасению наших грузов, находившихся в пути, когда началась война, а сейчас они организуют комфортную логистику через европейские порты.
— Как вы скорректировали планы развития торговой сети на 2023 год?
– 2023 год будет посвящен ребрендингу и развитию франчайзингового направления O!Some. Последние три года научили нас быть очень гибкими и менять планы в зависимости от внешних ситуаций, поэтому на 100% я уверена только в одном – что мы точно адаптируемся и продолжим развиваться.