Новые горизонты: как немецкая сеть дискаунтеров Aldi покоряет американский рынок
Европейская сеть дискаунтеров Aldi является самым быстрорастущим ритейлером по ту сторону Атлантики. Как ей удается покорять американских потребителей и побеждать местных конкурентов.
Немцы известны своей скупостью, когда покупают продукты питания. Неудивительно, что именно двое немецких братьев, Тео и Карл Альбрехт, в 1950-х годах основали Aldi, первую в мире сеть магазинов со скидками. В 1961 году они разделили европейский рынок между Aldi Nord во главе с Тео и Aldi Süd во главе с Карлом. Но, несмотря на то, что обе Aldi были первооткрывателями бизнес-модели, в Европе их обед съедает Lidl, младший конкурент, чьи продажи на континенте превышают их совокупные продажи.
Aldi Süd, в частности, считает, что может вернуть себе позиции по ту сторону Атлантики. По данным консалтинговой компании JLL, она открывает около 100 магазинов в год в Америке, больше, чем любой другой ритейлер, включая Lidl и Aldi Nord (которая владеет супермаркетами Trader Joe’s, но не имеет там магазинов Aldi).
В прошлом году Aldi Süd объявила о поглощении около 400 супермаркетов Winn-Dixie и Harveys в Алабаме, Флориде, Джорджии, Луизиане и Миссисипи. Многие из них будут переоборудованы под магазины Aldi. А в начале этого месяца Джейсон Харт, возглавляющий американский бизнес Aldi Süd, пообещал ускорить темпы. Он заявил, что в течение пяти лет компания инвестирует $9 млрд в открытие 800 новых магазинов Aldi (в том числе в переоборудование Winn-Dixie и Harveys), в дополнение к 2400, которые она уже имеет.
Харт добился успеха там, где большинство конкурентов потерпели неудачу, отчасти благодаря везению. Низкие цены Aldi привлекают американцев, раздраженных продовольственной инфляцией. Хотя цены на продукты питания больше не растут, сегодня они на 23% выше, чем четыре года назад.
Еще одной удачей стало решение антимонопольщиков из Федеральной торговой комиссии оспорить поглощение Albertsons, второй по объему продаж сети супермаркетов, компанией Kroger, крупнейшей по объему продаж, на сумму $25 млрд (Walmart является большей, но в глазах регуляторов это не супермаркет, а розничная торговля). Эта сделка создала бы эффективного конкурента, способного заключать жесткие соглашения с поставщиками.
Однако удача — это еще не все. Другие дискаунтеры, в том числе Lidl, росли не так быстро, как Aldi Süd. Харт добился успеха, сосредоточившись на самых простых, но разумно организованных товарах первой необходимости. Aldi предлагает гораздо меньший выбор, чем магазины-конкуренты: 1600 товаров в среднем, по сравнению с 31 000 в типичном американском супермаркете и 4000 в уже устаревшем Trader Joe’s. Это позволяет ритейлеру открывать небольшие магазины, снижая расходы на недвижимость и коммунальные услуги. Около 90% продукции Aldi — это собственная торговая марка сети, поэтому она оставляет большую часть прибыли себе.
У ритейлера нет прилавков со свежим мясом, сыром или хлебобулочными изделиями, и он выставляет товары в картонных коробках, которые используются для доставки, что позволяет ему нанимать меньше людей для обслуживания покупателей и хранения товаров на полках. Кроме того, компания платит своим менеджерам хорошие зарплаты, но не дает бонусов, которые бы повредили конечному результату.
Если Харт добьется своего и если Федеральная торговая комиссия победит в суде против Kroger и Albertsons, через пять лет Aldi Süd будет иметь больше магазинов в Америке, чем любой ритейлер, кроме Walmart (который сегодня может похвастаться 4700 магазинами).
Источник — The Economist