Будущее уже наступило: кто из украинских ритейлеров активно использует искусственный интеллект

Будущее уже наступило: кто из украинских ритейлеров активно использует искусственный интеллект

05.02.2024 09:00
  733
Валерія Байда

Искусственный интеллект способен упростить многие процессы, уменьшить нагрузку на сотрудников и почти свести к минимуму ошибки в работе. Как украинские ритейлеры используют ИИ в своей работе для креативности и повышения эффективности бизнеса.

RAU спросила у ведущих ритейлеров, как они пользуются преимуществами ИИ в работе и сможет ли он в будущем полностью заменить некоторый персонал.

ИИ в продуктовом ритейле

Как сообщили RAU, в сети Varus используют ИИ для работы с сайтом varus.ua, в частности:

  • ChatGPT помогает в создании описаний товарных позиций всех категорий. Алгоритм действий достаточно прост: специалисты задают тему и максимально детализируют параметры написания текста. Посредством уточнений получают от чат-бота оптимальный результат. После этого проводят проверку, вносят по необходимости незначительные коррективы и размещают полученный текст на сайте.
  • Сервис Midjourney используется для создания изображений для страниц. Он вполне способен заменить полноценную фотосессию и закрыть вопросы даже с такими сложными для изображения товарами, как свежее мясо, рыба и морепродукты. Чат-бот получает от работников контент-отдела указания, описание товара и примеры-референсы из сети для достижения наиболее точных результатов. Следующий этап – выбрать изображение, которое лучше всего иллюстрирует товар и при необходимости доработать в фоторедакторе.
  • Текстовые ИИ-сервисы в сети Varus используются и для генерации SEO-статей. Это позволяет оптимизировать и автоматизировать работу SEO отдела. Кроме того, в планах разработать бот с базой знаний на основе ChatGPT, привлекать ИИ к генерации сценариев для рекламных видео-, аудиороликов и многое другое.

«Тестирование и эксперименты позволили нашим специалистам добиться оптимальных результатов, сократить затраты на рутинные задания и высвободить время контент-отдела varus.ua на более важные стратегические направления», – говорит Максим Горбаток, руководитель управления контентом сети Varus.

ИИ активно используется и командой METRO Україна. Как нам сообщила пресс-служба, искусственный интеллект в компании помогает в решении точечных задач:

  • Для разработки неймингов для обучающих активностей (ChatGPT), создания уникальных вижуалов (Dall-E и Leonardo), а также для интерактива с группой во время обучения (Curibot). Отдел маркетинга с помощью ИИ генерирует уникальный и фановый контент (около 5% от всего контента).
  • После длительного периода согласования и разработки ТЗ, подготовки и тестирования с октября 2023 года ИИ используют в части процесса приемки импорта в системе, а именно для таких операций: забор документов, обработка и считывание необходимых полей из документов, заполнение данных в Excel Tools, сохранение данных, отправка отчетов. «За три месяца робот ИИ обработал 357 деклараций, что составляет около 40% общего количества таможенных деклараций, изучил и обрабатывает документы от 18% поставщиков», — говорят в пресс-службе. Но, как отмечают в METRO Україна, абсолютно весь процесс приема товара не могут полностью передать работу, поскольку есть определенные ограничения доступа в ІТ-системы и электронную почту.
  • В отделе контроллинга в 2024 году планируется использовать ML для анализа клиентов. Это позволит вести с покупателем более эффективную коммуникацию и более релевантные потребностям клиентов предложения.

Так видим ИИ MFC METRO Україна

В Fozzy действует R&D-центр искусственного интеллекта и инноваций «Лабораторія Зі», которая подготовила систему анализа отзывов в соцсетях (message tagger) и разумную экосистему по распознаванию продуктов в ресторанном бизнесе (Kissa AI).

«Kissa AI работает как сканер пищи с помощью компьютерного зрения на основе нейронных сетей. Она определяет, что гость заказал, сколько это стоит. Наш гость ставит поднос с едой в «портал» с камерами, световыми индикаторами, экраном, сканером и платежным терминалом. С технологией компьютерного зрения Kissa AI распознает блюда и формирует чек. Текущая «оболочка-портал» Kissa AI установлена в кафе Кантін БЦ Silver Breeze. Скорость обслуживания более чем в 10 раз выше, чем на обычной кассе: процесс от сканирования до выставления счета длится 1-2 секунды», — комментирует руководитель «Лабораторія Зі», R&D-подразделения TemaBit Fozzy Group Андрей Янбухтин.

ИИ в работе ТРЦ

В маркетинговых коммуникациях и социальных сетях для создания развлекательно-эстетического контента команда БФК Gulliver тоже использует искусственный интеллект, в частности, Dall-E 2, Midjourney, artbreeder и Chat GPT.

«Кроме того, вместе с партнерами мы представили мультимедийный фильм о Тарасе Шевченко, который транслировали на наших фасадных экранах. Особенностью фильма стал цифровой аватар Тараса Шевченко, созданный с помощью ИИ. Также параллельно был разработан чат-бот в Telegram, в котором у виртуального писателя можно спросить что угодно. Главная цель проекта – путем современных технологий и новых форматов рассказывать о нашей невероятной культуре и истории», — говорит Екатерина Жураковская, директор по маркетингу БФК Gulliver.

Так видит ИИ БФК Gulliver

ИИ в non-food ритейле

В компании Епіцентр применяют ИИ в различных процессах и задачах, как творческих, так и технологических, в частности, в рекламе, аналитике, создании контента и модерации, генераторе креативов и т.д.

«ИИ помогал с описанием товаров, написанием текстов для поисковых систем, статей о дизайне или советах покупок под конкретные события. В дальнейшем ИИ начал создавать изображения и баннеры для сайта, соцсетей или других инструментов взаимодействия с клиентами. Таким образом, работа нейросетей позволяет нам значительно уменьшить время для поиска идей и фактов, а также автоматизировать рутинные задачи. Впрочем, основную работу, как модерация идеи и их внедрение, все равно делает человек», — комментирует диджитал-директор Епіцентр Андрей Труш.

Также в компании отмечают, что использование искусственного интеллекта показало высокую эффективность рекламных коммуникаций онлайн-магазина epicentrk.ua. «С помощью ИИ можно озвучивать текстовые объявления и их комбинации, а также персонализировать видео. Это позволяет очень четко таргетировать коммуникацию и, соответственно, получить гораздо большую эффективность рекламных объявлений. В результате конверсия по видеокампаниям выросла почти в два раза, а цена за конверсию уменьшилась втрое. Также благодаря API автоматизирована интеграция с Google Ads и Ads Manager. У нас уже есть рекламные кампании, которыми руководит искусственный интеллект», – дополняет Труш.

ИИ в аптечном ритейле

Как только использование ИИ стало доступным, его сразу внедрила самая большая в Украине сеть аптек Подорожник. В частности, для некоммерческих расчетов, в логистике для анализа маршрутов, в маркетинге для подведения определенной акции или обращения клиентов. Как отмечает директор департамента инноваций компании Максим Пухов, в планах создания учебного модуля для аптек – это будет чат с ботом со всей нужной информацией для фармацевтов, чтобы они могли вводить запрос и сразу получать информацию. Подобного помощника планируют создать и для клиентов – он будет давать дополнительную помощь, что нужно купить. В сети Подорожник говорят, что результаты, полученные от ИИ, верны.

Сможет ли ИИ заменить полностью персонал в будущем

Сервисы ИИ могут быть действительно полезны для выполнения различных задач и экономии времени работников. Однако, как говорят в сети Varus, их не следует рассматривать как полную альтернативу персоналу. «Во-первых, результаты, сгенерированные ИИ, требуют обязательной проверки, а иногда – редактирования. Во-вторых, есть задачи, для которых нужны именно человеческие качества – креативность, эмпатия, понимание потребностей клиента и пребывание с ним «на одной волне». Нельзя сказать наверняка, но все же в ближайшем будущем вряд ли искусственный интеллект будет обладать всеми этими качествами», — говорит Максим Горбаток, руководитель управления контентом сети Varus.

В сети аптек Подорожник также говорят, что ИИ не сможет полноценно заменить работников, но в обозримом будущем станет для них помощником.


К последним новостям К популярным новостям Підтримати редакцію

Раз на тиждень

ми будемо відправляти Вам 

найцікавіші новини тижня


Поделитесь этой новостью в социальных сетях


Читайте также

Все новости рынка