Андрей Худо, !Fest: Нужно постоянно искать что-то новое, что можно предложить рынку
Соучредитель холдинга !Fest и ресторанной сети Local (Криївка, П’яна вишня, Реберня, Гасова Лямпа та інші) о том, как строить бизнес на новых смыслах и новых продуктах.
Во время проведения Business wisdom summit, организованного издательством ekonomika+, Андрей Худо, cооснователь холдинга !Fest и ресторанной сети Local, в своем видеовыступлении рассказал о правилах и принципах построения бизнеса холдинга, а также генерировании новых смыслов и создании новых продуктов. RAU предлагает ознакомиться с основными тезисами этого выступления.
Что самое важное в создании успешного ресторанного проекта
Прежде всего, быстрая реализация идей. Важна не столько идея сама по себе, сколько ее успешное воплощение. Мы вынуждены работать в условиях неопределенности, а потому быстрая реализация крутых идей – это необходимое условие, чтобы стать успешным.
Например, идея создания Криївки, которая положила начало нашей компании 13 лет назад, полностью отличалась от всего, что существовало на тот момент на рынке общественного питания.
Успех пришел благодаря симбиозу трех разных сфер: ресторанного бизнеса, музея и театра. Эта идея выстрелила, потому что дала рынку новые смыслы, создала уникальное пространство новых эмоций и впечатлений. Это вызвало большой интерес со стороны СМИ, что в конечном итоге способствовало раскрутке заведения.
Разумеется, без сложностей никак не обойтись. Мы очень спешили. Поэтому просчитались в размере необходимых вложений примерно на 50%, пришлось срочно искать дополнительный капитал. Задействовали весь свой опыт и связи, чтобы найти средства, как кредитные, так и собственные. Надо быть готовым к тому, что не все будет так, как изначально планировалось и считалось. От ошибок никто не застрахован. Нужно иметь запасной план на случай, если что-то пойдет не так.
О диверсификации бизнеса
Целеустремленность и безоговорочная вера в свой проект. Вы рискуете своими деньгами, а потому должны сделать все возможное, чтобы добиться успеха. Раз уж взялись за это, доведите начатое до конца.
Еще один принцип работы нашего холдинга сформулировали в 2009 году, когда была эпидемия свиного гриппа. Нужно диверсифицировать свой бизнес, чтобы не зависеть только от ситуации на ресторанном рынке и повысить устойчивость бизнеса.
Мы выбрали смежную сферу – ритейл. Открыли магазины «Два кроки від хати». В частности, когда не работали рестораны, эта сеть магазинов у дома помогала нам стабилизировать cash-flow и занять работой персонал. Нынешний коронакризис лишний раз подтвердил правильность выбранной стратегии. Ритейл и доставка помогали поддерживать бизнес на плаву.
О необходимости креатива
Наконец, третья важная составляющая – постоянный креатив. Для него нужна правильная атмосфера. Собственно, в наших ресторанах мы продаем не столько еду, сколько монетизируем атмосферу заведения, продаем эмоции.
Для своих сотрудников пять лет назад начали реализацию кейса !FESTrepublic. Это наш акселератор, креативное пространство за Высоким Замком во Львове. Именно здесь рождаются все наши идеи. Тут работает и ночной клуб, рядом Видавництво Старого Лева, пивоварня Правда и Реберня, наши офисы и т.д. Одежный бренд Авіація Галичини шьет маски. Персонал постоянно мигрирует между бизнесами, общается в кофейне.
В этом году мы запустили фестиваль !FEST Weekend, где жители и гости города могут «потусить» на нашей территории.
Привязка бренда к местности
Одна из инициатив, работающая на общий результат, — ментальная привязка наших брендов к их месту рождения. Хороший пример – «Львівська майстерня шоколаду», которая теперь есть в каждом крупном городе. Во-первых, колорит Львова привносит украиноязычное обслуживание (с этого года – обязательное требование закона для всех заведений, прим. ред.), во-вторых, сам продукт родом отсюда, то есть клиент может у себя в городе как бы побывать во Львове.
Поскольку проект развивается по франшизе, мы еще и объединяем вокруг этой идеи большее количество людей, капиталов и т. д.
О кулинарных инновациях
Один из наших новых креативных проектов – новый ресторанный формат, гастрономический эксперимент «Дуже висока кухня». Здесь без посредников с гостями общается шеф-повар. Тут нет официантов или утвержденного меню. Проект родился в 2019 году из школы поваров, которую мы открыли задолго до этого. В школе поваров !Fest мы учили наших сотрудников смело экспериментировать с продуктами. Поэтому каждое утро повара отправляются на рынок и берут то, с чем сегодня хотят поэкспериментировать в новом ресторане.
Это нужно, чтобы постоянно искать что-то новое, что можно предложить рынку. Так, задолго до появления «Дуже висока кухня», стали искать монопродуктовую дифференциацию. В результате появились Реберня и П’яна вишня. Но путь к окончательному формированию концепции был долгим: где-то девять месяцев, где-то год и более.
Куда двигаться дальше
До пандемии мы попытались расширить свой бизнес за пределами Украины, в частности, с проектом П’яна вишня зашли на рынок Польши и в Румынию. Однако коронакризис не прибавил нашему бизнесу стабильности. Но мы не оставим этих попыток, так как наша цель – выйти на международный уровень со своим продуктом.
Время пандемии – отличное время подумать и не торопясь разработать новые ресторанные форматы. Чем мы сейчас и занимаемся, чтобы потом быстро «выстрелить».
Хороший пример в этом смысле проект П’яна вишня. Мы даже во время кризиса продали три-четыре франшизы. То есть люди верят в продукт и готовы вкладывать в него свои деньги.
Источник: Delo.ua
Читайте также —
Андрей Худо, !Fest: Человеческий капитал – это движущая сила экономики