От простого к сложному и обратно: как сеть Мястория меняет бизнес-модель
Сооснователь сети магазинов Мястория о поиске эффективного формата, удачных и неудачных решениях, развитии по франшизе, а также масштабировании бизнеса в регионах Украины.
В Киеве состоялась клубная встреча шведского проекта DYB [Develop Your Business] ВАРТІСТЬ ОПТИМІЗМУ. В ходе мероприятия, участие в котором приняли владельцы украинских компаний, состоялась дискуссия об актуальных проектах 2019 года, а также экспериментах и новых концептах, реформатах и редизайне. Один из спикеров встречи — выпускник DYB | Advisory Board, совладелец сети магазинов Мястория Андрей Усенко, рассказал об основании бизнеса, поиске успешных форматов работы, а также развитии сети магазинов и масштабировании в регионах Украины. Редакция RAU предлагает вам ознакомиться с докладом предпринимателя. Далее его рассказ от первого лица.
Основание и становление бизнеса, первые ошибки
До основания Мястории я работал в В2В-бизнесе, однако идея быть ближе к конечному потребителю постоянно витала в воздухе. В итоге решили работать с клиентом напрямую через собственную розницу. Начали с открытия фирменного магазина по продаже мяса, который специализируется на стейках сухой и влажной выдержки.
Очень скоро нам стало мало одной торговой точки, и мы решили попробовать другие форматы.
Если первый торговый объект занимал всего 120 кв. м, то следующий был в три раза больше – около 350 кв. м – и работал в новом формате «магазин-ресторан». Вскоре открыли еще одну точку поменьше – на площади в 200 кв. м. Впрочем, проанализировав результаты работы этого формата, увидели, что денег на открытие тратим больше, а отдачу на инвестированный капитал получаем меньше.
Тогда решили сделать наши объекты меньшими по площади, но более привлекательными и технологичными. На четвертом магазине осуществили редизайн: все получилось очень красиво и технологично. Этот формат нравился нам, многие говорили, что он очень классный. Мы начали быстро масштабировать формат, и за полгода открыли три такие точки.
Попытавшись совместить ресторан и магазин на маленькой площади, помимо эффекта синергии получили и обратный эффект: не все люди хотят покупать в ресторане или кушать в магазине.
Потом оказалось, что кроме того, что магазин выглядел красиво, он выглядел еще и дороже, чем на самом деле. Это отпугивало некоторых покупателей.
После защиты стратегии развития в Стокгольме на программе DYB | Advisory Board я взял паузу, чтобы проанализировать все наши решения, повысить операционную эффективность и улучшить бизнес-модель в целом. За 9 месяцев разработали еще один проект, который легче масштабировать. В общем, весь этот путь я называю «от простого к сложному и обратно к еще более простому».
Масштабирование стейков
Наша конечная цель — развитие культуры потребления стейков в Украине и продажа лучших украинских стейков. Поэтому нам важно быть максимально близко к конечному потребителю, чтобы где бы он ни был, и куда бы не направлялся, мог удобно и быстро приобрести нашу продукцию.
Поэтому мы разработали и запустили проект «Стейкова подорож». Мы создали набор, в котором есть все необходимое для приготовления: лучший стейк, необходимое количество оливкового масла, фреш-перец и гималайская соль. Разработали специальный холодильник, выбрали инновационную технологию упаковки, которая обеспечивает максимальную безопасность продукта, заказали в Италии лучшее оливковое масло в дозеттах по 8 мл. Помимо самых популярных стейков, добавили в холодильник три вида соусов, вилку и нож, а также фартук и колпак. Таким образом, если человек едет на пикник, он может приобрести все необходимое для жарки стейка.
С проектом «Стейкова подорож» решили идти как в классические, так и в нетрадиционные каналы продаж. Первыми партнерами, в которых мы начали ставить такие холодильник, были МегаМаркет и заправки ОККО. Затем мы пошли в винные магазины, деликатес-маркеты, небольшие магазины у дома, к примеру – ОКwine, HolovaNoga, SelectO, Эко-лавка и другие, а также в классический ритейл (Novus, Metro).
За четыре месяца существования проекта мы реализовали уже более 60 таких точек продаж в Киеве и пригороде, а до конца года планируем иметь 100-120 точек.
Сейчас мы продолжаем поиски формата. Проект «Стейкова подорож» в ближайшее время будет в фокусе нашего развития. Причин несколько. Во-первых, этот проект легче масштабировать и проще им управлять. Для обеспечения операционной деятельности 100 таких точек продаж требуется всего 5 человек. Для сравнения: в одном магазине Мястория работают те же 4-5 человек, а в магазине-ресторане 15-17 сотрудников. Во-вторых, с этим проектом мы можем представить свой продукт в гораздо большем количестве мест, а значит, быть ближе к клиенту, что и являлось нашей конечной целью.
Развитие сети, путь в регионы и продажа франшизы
Говорить о каких-либо результатах проекта «Стейкова подорож» пока рано, однако мы наблюдаем положительную динамику продаж и планируем развивать проект. Уже в 2020 году намерены идти в регионы и представить наш продукт в других городах Украины. В перспективе, к концу следующего года можем иметь до 300 таких точек. Кроме того, сейчас мы находимся в процессе смены бизнес-модели розничных точек Мястории.
Раньше наша продукция производилась непосредственно в магазинах, а теперь мы централизуем все процессы, открыли производство под Киевом и распределительный центр, чтобы вывести бизнес на максимальную операционную эффективность.
Наряду с развитием проекта «Стейкова подорож» также продолжим развитие сети магазинов и ресторанов Мястория. В следующем году планируем открыть в Киеве еще 4-6 магазинов и ресторанов. Где и в каком формате – будет зависеть от найденных локаций. А вот идти полноценным ритейлом в регионы пока не планируем.
Также сейчас изучаем несколько заявок на приобретение франшизы. Однако в этом плане точно не будем спешить. Выбор партнера по франшизе, это как выбор партнера в бизнесе, а здесь нужно быть очень осторожным.
В целом, я бы советовал бизнесменам меньше спешить, чаще останавливаться, просчитывать и анализировать свои шаги.
Читайте также —
Андрей Усенко, Мястория: Как сделать слишком красивый магазин и потерять клиентов