Восстановление на марше: сколько магазинов потеряли ведущие торговые сети Украины за 9 месяцев войны (инфографика)
Очередное исследование, проведенное RAU методом онлайн-опроса примерно сотни владельцев и CEO предприятий по всей Украине, показало, что на 20 ноября 2022 года было закрыто по тем или иным причинам уже менее 10% торговых объектов/магазинов. За три последних месяца этот показатель снизился почти на 3%.
Согласно свежим данным опроса торговых сетей – членов RAU, спустя девять месяцев полномасштабных боевых действий украинский ритейл увеличил количество работающих магазинов на 20,1%. То есть из 16 415 торговых объектов всей отрасли сейчас работает 14 892, или 90,7%. Соответственно, закрытых – всего 9,3%. Восстановление ритейла имеет важное значение, поскольку ритейл влияет на всю цепь поставок товаров от производителя к потребителю. «Когда ритейл развивается, открывает новые точки — развивается и вся цепь снабжения. Поэтому все процедуры, которые уменьшают логистическую нагрузку для ритейлеров, должны быть быстрыми и простыми. Разрушение пищевой безопасности — один из видов российской военной агрессии. Именно поэтому ритейл, как гарант продовольственной безопасности является гарантом военно-политической безопасности и социальной стабильности. Следовательно, без сомнения, относится к критической инфраструктуре страны, которая помогает приближать победу», — отмечает председатель правления Ассоциации ритейлеров Украины Андрей Жук.
Закрепление успеха
Следует еще раз отметить, что данный опрос был проведен только среди членов RAU, поэтому нижеприведенные цифры могут свидетельствовать только об общей тенденции и не отражают абсолютно точно потери всего украинского ритейла.
Как видно на графике, положительный тренд по восстановлению начался уже с апреля 2022 года и продолжается до сих пор, хотя теперь этот процесс происходит гораздо медленнее. Напомним, в марте не работала треть магазинов (29%), а через девять месяцев не работает только 1523 торговых точки, или 9,3%. Таким образом, уже удалось вернуть к работе 66% торговых точек из 4481, которые не работали в марте. В частности, количество закрытых объектов осенью уменьшалось буквально на доли процента, если не считать 2% рывок в сентябре. В разных сферах торговли этот процесс шел по-разному, но возобновление работы торговых заведений продолжается во всех без исключения сегментах.
Продуктовый ритейл
Доступ людей к продуктам питания – основа жизни населенных пунктов любого масштаба. В самые критические периоды с момента полномасштабного вторжения ритейл действовал быстро, чтобы не допустить продовольственного коллапса. Главная задача отрасли — обеспечение продуктами питания надлежащего качества и объема любой ценой.
После оптимизации сетей FMCG-операторов в апреле, когда были закрыты дополнительно некоторые точки, начиная с мая доля закрытых минимаркетов, супермаркетов, гипермаркетов уверенно уменьшалась. Количество работающих магазинов начало расти и достигло в ноябре отметки в 4803 магазинов против 3463 в апреле, тем самым увеличив их долю почти до 93% с 76% соответственно. К началу осени не работало всего 379 магазинов, а к началу зимы осталось закрыто всего 370 продуктовых торговых точек. В общей сложности доля неработающих магазинов за девять месяцев войны сократилась на 14%.
Многие объекты ритейл-отрасли – национальные сети, региональные и локальные, и просто магазины товаров первой необходимости – обеспечили за свой счет потребности в генераторах, несут расходы на топливо. Во время длительных отключений электроэнергии и отопления, ритейл — это еще и обеспечение населения «Пунктами несокрушимости» — местами, где потребители могут перекусить, выпить горячие напитки, подзарядить гаджеты и воспользоваться другими услугами. Особо следует отметить, что ритейл стратегически важен на деоккупированных территориях и является, по факту, объектом критической инфраструктуры.
Аптечный ритейл
Фактически возобновили работу сетей почти до довоенного уровня продавцы лекарств и медицинских изделий. Доля работающих точек сетей достигла отметки в 98,2% уже в сентябре, а в ноябре работало уже 3767 аптечных заведений или 99% от 3796 точек, открытых до начала полномасштабной войны. Таким образом, доля неработающих аптек уменьшилась с 16% в марте до 1% в ноябре или на 15%. В настоящее время остаются закрытыми 29 аптек. Следует отметить, что в октябре количество неработающих заведений несколько увеличилось (с 67 до 72), однако уже в ноябре более половины из них приступили к работе.
Непродуктовый ритейл
В отличие от аптечных и продуктовых сетей сектор non-food ритейла, хотя и стабилизировал количество открытых магазинов на уровне более 90% этой осенью, но к началу зимы несколько ухудшил показатели. Так, в ноябре количество открытых торговых точек достигло 2575, что на 213 больше, чем работало в августе 2022 года. Но еще в сентябре их было 2607.
За девять месяцев войны доля закрытых магазинов сократилась с 27% до 10%, или на 17%. В настоящее время не работает 283 торговых заведения из 2858, работавших до войны.
Сектор non-food ритейла, куда относятся косметические товары, средства гигиены и другие товары повседневного потребления, имеют схожую динамику с медицинскими средствами и продуктами питания. То есть такие сети испытывали наименьший спад и быстрее всего проходят путь обновления. Но разные сети чувствуют себя по-разному. Например, когда у некоторых ритейлеров остаются закрытыми от 30% до 70% торговых точек, сеть товаров для домашних питомцев Master Zoo по итогам осени увеличила количество магазинов на 18% по сравнению с довоенными показателями.
Ювелирные изделия
В отличие от потребительских товаров, сектор jewelry был одним из тех, кто потерял в начале больше всего. Так, в первый месяц боевых действий остались открытыми всего 194 из 1313 торговых точек, или только 15%. Соответственно, и восстановление в августе до 808 открытых магазинов или 62% выглядело масштабным достижением. Но осенью этот тренд сильно замедлился и остается закрытыми около трети таких торговых точек.
В целом с марта по ноябрь количество заново открытых магазинов увеличилось на 54%. В настоящее время не работает 403 торговых точки, что на 102 магазина меньше, чем в августе.
Сети АЗК
Торговля топливом, равно как и лекарствами, востребована в любое время, поэтому закрытие около 200 заправок (или 15%) из 1512, работавших до войны, было связано прежде всего с разрушениями или оккупацией врагом. Соответственно по мере освобождения территорий и возобновления функционирования уцелевших АЗК процент работающих заправок постепенно наращивался. В ноябре уже работало 1405 точек или 92,9% от довоенного количества. То есть, за девять месяцев доля работающих объектов сетей АЗК выросла на 7,9%. В частности, осенью количество закрытых заправок уменьшилось на 20 штук.
Торговля бытовой техникой и электроникой
Несколько менее важной сферой для украинцев по сравнению с товарами первой необходимости является торговля бытовой техникой и электроникой. Здесь восстановление тоже продолжается, но доля неработающих магазинов более значительна по сравнению с вышеперечисленными отраслями ритейла. Так, за три последних месяца торговля БТиЭ постепенно уменьшила долю закрытых торговых точек с 20% до 17%, или 169 из 980 магазинов. За март-ноябрь удалось увеличить долю работающих точек на 27% и уже открыто 811 магазинов. Учитывая особенности этой разновидности ритейла, можно предположить, что восстановление размера сетей будет идти медленнее, поскольку все, что могли быстро запустить, уже открыто. Тем более что в результате обстрелов энергетической инфраструктуры Украины значительно упал спрос на технику, кроме павербанков, фонариков и т.п.
Fashion-ритейл
Торговля одеждой и обувью и сопутствующими аксессуарами напоминает по динамике обновления сферу jewelry. Но здесь ситуация немного лучше. В настоящее время из 603 магазинов, открытых к началу войны, работает 468 или 78%. За девять месяцев удалось восстановить эту долю на 50% и «зеркально» развернуть положение дел, когда уже остается только 22% точек закрытыми. За три месяца осени количество закрытых магазинов сократилось на 25 точек или 5%. На темпы восстановления этой сферы ритейла оказывает прямое влияние обменный курс валют, возможности ввоза товара и уровень потребительского спроса в конкретных регионах страны. Потому что от скорости распродаж сезонных коллекций зависят возможности ритейлера закупать новые партии товара.
Магазины стройматериалов
Торговля стройматериалами, хоть и упала в начале войны, но чувствовала себя гораздо лучше даже по сравнению с сектором БТиЭ. Так, по состоянию на март было закрыто по разным причинам 32% из 130 магазинов, а уже в октябре эта доля уменьшилась до 17%, которая сохраняется до сих пор. Данная разновидность торговли демонстрирует очень плавную динамику обновления, увеличив долю работающих магазинов на 15% за март-ноябрь.
В настоящее время принимают посетителей 108 торговых точек, а закрытыми остаются 22 магазина. Учитывая, что подобные магазины – это большие объекты, требующие значительных средств и усилий для открытия, этот процесс и дальше не может идти быстро.
Сфера развлечений
Развлекательные центры выглядят наиболее пострадавшим сектором торговли во время войны. Так, в марте 2022 года осталось работать всего 13%, или 6 из 50 объектов. Потому и возобновление работы пока выглядит очень значимым. Так, в ноябре работало уже 45 объектов или 90% от общего количества. То есть на 77% увеличилась их доля за девять месяцев войны. В частности, только за три осенних месяца количество неработающих объектов сократилось примерно втрое, что «зеркально» изменило ситуацию, которая была в начале весны. В настоящее время остаются закрытыми 5 заведений, что на 10 меньше, чем в августе. Поэтому есть надежда, что в будущем их станет еще больше, и доля работающих объектов достигнет 100%.
Читайте также –