
Ирина Брославцева, Graff: Как влюбить потребителя в национальный чайный бренд за девять месяцев


Очередное исследование, проведенное RAU методом онлайн-опроса примерно сотни владельцев и CEO предприятий по всей Украине, показало, что на 20 ноября 2022 года было закрыто по тем или иным причинам уже менее 10% торговых объектов/магазинов. За три последних месяца этот показатель снизился почти на 3%.
Согласно свежим данным опроса торговых сетей – членов RAU, спустя девять месяцев полномасштабных боевых действий украинский ритейл увеличил количество работающих магазинов на 20,1%. То есть из 16 415 торговых объектов всей отрасли сейчас работает 14 892, или 90,7%. Соответственно, закрытых – всего 9,3%. Восстановление ритейла имеет важное значение, поскольку ритейл влияет на всю цепь поставок товаров от производителя к потребителю. «Когда ритейл развивается, открывает новые точки — развивается и вся цепь снабжения. Поэтому все процедуры, которые уменьшают логистическую нагрузку для ритейлеров, должны быть быстрыми и простыми. Разрушение пищевой безопасности — один из видов российской военной агрессии. Именно поэтому ритейл, как гарант продовольственной безопасности является гарантом военно-политической безопасности и социальной стабильности. Следовательно, без сомнения, относится к критической инфраструктуре страны, которая помогает приближать победу», — отмечает председатель правления Ассоциации ритейлеров Украины Андрей Жук.
Следует еще раз отметить, что данный опрос был проведен только среди членов RAU, поэтому нижеприведенные цифры могут свидетельствовать только об общей тенденции и не отражают абсолютно точно потери всего украинского ритейла.
Как видно на графике, положительный тренд по восстановлению начался уже с апреля 2022 года и продолжается до сих пор, хотя теперь этот процесс происходит гораздо медленнее. Напомним, в марте не работала треть магазинов (29%), а через девять месяцев не работает только 1523 торговых точки, или 9,3%. Таким образом, уже удалось вернуть к работе 66% торговых точек из 4481, которые не работали в марте. В частности, количество закрытых объектов осенью уменьшалось буквально на доли процента, если не считать 2% рывок в сентябре. В разных сферах торговли этот процесс шел по-разному, но возобновление работы торговых заведений продолжается во всех без исключения сегментах.
Доступ людей к продуктам питания – основа жизни населенных пунктов любого масштаба. В самые критические периоды с момента полномасштабного вторжения ритейл действовал быстро, чтобы не допустить продовольственного коллапса. Главная задача отрасли — обеспечение продуктами питания надлежащего качества и объема любой ценой.
После оптимизации сетей FMCG-операторов в апреле, когда были закрыты дополнительно некоторые точки, начиная с мая доля закрытых минимаркетов, супермаркетов, гипермаркетов уверенно уменьшалась. Количество работающих магазинов начало расти и достигло в ноябре отметки в 4803 магазинов против 3463 в апреле, тем самым увеличив их долю почти до 93% с 76% соответственно. К началу осени не работало всего 379 магазинов, а к началу зимы осталось закрыто всего 370 продуктовых торговых точек. В общей сложности доля неработающих магазинов за девять месяцев войны сократилась на 14%.
Многие объекты ритейл-отрасли – национальные сети, региональные и локальные, и просто магазины товаров первой необходимости – обеспечили за свой счет потребности в генераторах, несут расходы на топливо. Во время длительных отключений электроэнергии и отопления, ритейл — это еще и обеспечение населения «Пунктами несокрушимости» — местами, где потребители могут перекусить, выпить горячие напитки, подзарядить гаджеты и воспользоваться другими услугами. Особо следует отметить, что ритейл стратегически важен на деоккупированных территориях и является, по факту, объектом критической инфраструктуры.
Фактически возобновили работу сетей почти до довоенного уровня продавцы лекарств и медицинских изделий. Доля работающих точек сетей достигла отметки в 98,2% уже в сентябре, а в ноябре работало уже 3767 аптечных заведений или 99% от 3796 точек, открытых до начала полномасштабной войны. Таким образом, доля неработающих аптек уменьшилась с 16% в марте до 1% в ноябре или на 15%. В настоящее время остаются закрытыми 29 аптек. Следует отметить, что в октябре количество неработающих заведений несколько увеличилось (с 67 до 72), однако уже в ноябре более половины из них приступили к работе.
В отличие от аптечных и продуктовых сетей сектор non-food ритейла, хотя и стабилизировал количество открытых магазинов на уровне более 90% этой осенью, но к началу зимы несколько ухудшил показатели. Так, в ноябре количество открытых торговых точек достигло 2575, что на 213 больше, чем работало в августе 2022 года. Но еще в сентябре их было 2607.
За девять месяцев войны доля закрытых магазинов сократилась с 27% до 10%, или на 17%. В настоящее время не работает 283 торговых заведения из 2858, работавших до войны.
Сектор non-food ритейла, куда относятся косметические товары, средства гигиены и другие товары повседневного потребления, имеют схожую динамику с медицинскими средствами и продуктами питания. То есть такие сети испытывали наименьший спад и быстрее всего проходят путь обновления. Но разные сети чувствуют себя по-разному. Например, когда у некоторых ритейлеров остаются закрытыми от 30% до 70% торговых точек, сеть товаров для домашних питомцев Master Zoo по итогам осени увеличила количество магазинов на 18% по сравнению с довоенными показателями.
В отличие от потребительских товаров, сектор jewelry был одним из тех, кто потерял в начале больше всего. Так, в первый месяц боевых действий остались открытыми всего 194 из 1313 торговых точек, или только 15%. Соответственно, и восстановление в августе до 808 открытых магазинов или 62% выглядело масштабным достижением. Но осенью этот тренд сильно замедлился и остается закрытыми около трети таких торговых точек.
В целом с марта по ноябрь количество заново открытых магазинов увеличилось на 54%. В настоящее время не работает 403 торговых точки, что на 102 магазина меньше, чем в августе.
Торговля топливом, равно как и лекарствами, востребована в любое время, поэтому закрытие около 200 заправок (или 15%) из 1512, работавших до войны, было связано прежде всего с разрушениями или оккупацией врагом. Соответственно по мере освобождения территорий и возобновления функционирования уцелевших АЗК процент работающих заправок постепенно наращивался. В ноябре уже работало 1405 точек или 92,9% от довоенного количества. То есть, за девять месяцев доля работающих объектов сетей АЗК выросла на 7,9%. В частности, осенью количество закрытых заправок уменьшилось на 20 штук.
Несколько менее важной сферой для украинцев по сравнению с товарами первой необходимости является торговля бытовой техникой и электроникой. Здесь восстановление тоже продолжается, но доля неработающих магазинов более значительна по сравнению с вышеперечисленными отраслями ритейла. Так, за три последних месяца торговля БТиЭ постепенно уменьшила долю закрытых торговых точек с 20% до 17%, или 169 из 980 магазинов. За март-ноябрь удалось увеличить долю работающих точек на 27% и уже открыто 811 магазинов. Учитывая особенности этой разновидности ритейла, можно предположить, что восстановление размера сетей будет идти медленнее, поскольку все, что могли быстро запустить, уже открыто. Тем более что в результате обстрелов энергетической инфраструктуры Украины значительно упал спрос на технику, кроме павербанков, фонариков и т.п.
Торговля одеждой и обувью и сопутствующими аксессуарами напоминает по динамике обновления сферу jewelry. Но здесь ситуация немного лучше. В настоящее время из 603 магазинов, открытых к началу войны, работает 468 или 78%. За девять месяцев удалось восстановить эту долю на 50% и «зеркально» развернуть положение дел, когда уже остается только 22% точек закрытыми. За три месяца осени количество закрытых магазинов сократилось на 25 точек или 5%. На темпы восстановления этой сферы ритейла оказывает прямое влияние обменный курс валют, возможности ввоза товара и уровень потребительского спроса в конкретных регионах страны. Потому что от скорости распродаж сезонных коллекций зависят возможности ритейлера закупать новые партии товара.
Торговля стройматериалами, хоть и упала в начале войны, но чувствовала себя гораздо лучше даже по сравнению с сектором БТиЭ. Так, по состоянию на март было закрыто по разным причинам 32% из 130 магазинов, а уже в октябре эта доля уменьшилась до 17%, которая сохраняется до сих пор. Данная разновидность торговли демонстрирует очень плавную динамику обновления, увеличив долю работающих магазинов на 15% за март-ноябрь.
В настоящее время принимают посетителей 108 торговых точек, а закрытыми остаются 22 магазина. Учитывая, что подобные магазины – это большие объекты, требующие значительных средств и усилий для открытия, этот процесс и дальше не может идти быстро.
Развлекательные центры выглядят наиболее пострадавшим сектором торговли во время войны. Так, в марте 2022 года осталось работать всего 13%, или 6 из 50 объектов. Потому и возобновление работы пока выглядит очень значимым. Так, в ноябре работало уже 45 объектов или 90% от общего количества. То есть на 77% увеличилась их доля за девять месяцев войны. В частности, только за три осенних месяца количество неработающих объектов сократилось примерно втрое, что «зеркально» изменило ситуацию, которая была в начале весны. В настоящее время остаются закрытыми 5 заведений, что на 10 меньше, чем в августе. Поэтому есть надежда, что в будущем их станет еще больше, и доля работающих объектов достигнет 100%.
Читайте также –