Отвоеванные позиции: сколько потеряли магазинов ведущие торговые сети Украины за полгода войны (инфографика)

Отвоеванные позиции: сколько потеряли магазинов ведущие торговые сети Украины за полгода войны (инфографика)

02.09.2022 09:00
  955
Єрмакова Яна

Очередное исследование, проведенное RAU методом онлайн-опроса примерно сотни владельцев и CEO предприятий по всей Украине, показало, что на 20 августа 2022 года было закрыто по тем или иным причинам только 12% торговых объектов/магазинов. Это всего на 1% меньше месяца назад, но по сравнению с мартом, когда не работала почти треть торговых точек (29%), это уже гораздо лучший результат.

Читайте українською

Согласно свежим данным опроса торговых сетей – членов RAU, через шесть месяцев полномасштабных боевых действий украинский ритейл восстановил почти 60% некогда закрытых торговых точек.

Положительный тренд

Следует еще раз отметить, что данный опрос был проведен только среди членов RAU, поэтому нижеприведенные цифры могут свидетельствовать только об общей тенденции и не отражают абсолютно точно потери всего украинского ритейла. Однако положительный тренд по восстановлению четко прослеживается на протяжении всех шести месяцев войны.

Так, из 15 557 торговых объектов всей отрасли, работавших до войны, уже возобновили работу 13 709. Таким образом, процент действующих объектов составляет 88%, а закрытых – 12%. Если сравнивать с показателями марта, нетрудно заметить, что уже удалось вернуть к работе дополнительно 17% торговых точек. Иными словами, из 4481 не работающих объектов удалось восстановить 2627 или почти 60%.

Как видно из графика, положительный тренд на отвоевание утраченных позиций начался уже в апреле, а в течение лета этот процесс стабилизировался. В частности, процент закрытых объектов в летние месяцы регулярно уменьшался на 1%. В разных сферах торговли этот процесс шел по-разному, но возобновление работы торговых заведений происходит во всех сегментах.

Продуктовый ритейл

Среди всех секторов ритейла только у FMCG-операторов в апреле увеличилось количество закрытых магазинов с 978 до 1117 точек. Увеличение части закрытых минимаркетов, супермаркетов, гипермаркетов было связано с оптимизацией работы продуктовых сетей. Ритейлеры вынуждены были оставить в работе только те точки, где можно сформировать полноценный ассортимент, организовать своевременное пополнение запасов и пользоваться соответствующим потребительским спросом. Однако в дальнейшем количество работающих магазинов начало расти и достигло в августе отметки в 4273 магазинов против 3463 в апреле, тем самым увеличив их долю почти до 92% с 76% соответственно. В настоящее время не работает всего 397 продуктовых торговых точек. В общей сложности доля неработающих магазинов за шесть месяцев войны сократилась на 12%.

Аптечный ритейл

Быстрее всего возобновили работу сетей почти до довоенного уровня продавцы лекарств и медицинских изделий. Доля работающих точек сетей достигла отметки в 96% уже в июне, а в августе работало уже 3665 аптечных заведений или 96,5% от 3796 точек, открытых к началу полномасштабной войны. Таким образом, доля неработающих аптек уменьшилась с 16% в марте до 3,5% в августе, или на 13%.

В настоящее время остаются закрытыми 131 аптечное заведение. Стоит отметить, что в июле количество работающих заведений было несколько выше, чем в августе – 3677, но разница в 12 точек не оказывает существенного влияния на общую картину и отражает в том числе возможную оптимизацию сетей, как в случае с продуктовым ритейлом.

Непродовольственный ритейл

Так же как и аптечные сети, сектор non-food ритейла стабилизировал количество открытых магазинов на уровне 88-89% еще в июне. К концу лета количество открытых торговых точек достигло 2362, что на 434 единицы больше, чем было в марте. Соответственно доля закрытых магазинов сократилась с 27% до 11,1% или на 16%. В настоящее время не работает 296 торговых заведений из 2652, работавших до войны. Следует отметить, что сектор non-food ритейла, куда относятся косметические товары, средства гигиены и другие товары повседневного потребления, имеют схожую динамику с медицинскими средствами и продуктами питания. То есть такие сети испытывали наименьший спад и быстрее всего проходят путь восстановления.

Ювелирные изделия

В отличие от потребительских товаров сектор jewelry был одним из тех, кто потерял в начале больше всего. Так, в первый месяц боевых действий остались открытыми всего 194 из 1313 торговых точек, или только 15%. Потому и восстановление в августе до 808 открытых магазинов или 62% выглядит масштабным достижением. В целом с марта по август количество заново открытых магазинов увеличилось на 47%. В настоящее время не работает 505 торговых точек, что на 18 магазинов меньше, чем в июле. Отметим, что почти половина точек торговли ювелирными изделиями возобновилась еще в апреле, а затем постепенно и уверенно увеличивала долю работающих магазинов.

Сети АЗК

Торговля топливом, равно как и лекарствами, востребована в любое время, поэтому закрытие около 200 заправок (или 15%) из 1512, работавших до войны, было связано прежде всего с разрушениями или оккупацией врагом. Соответственно по мере освобождения территорий и возобновления функционирования уцелевших АЗК процент работающих заправок постепенно наращивался. На август уже работало 1385 точек или 92% от довоенного количества. То есть, за шесть месяцев доля работающих объектов сетей АЗК выросла на 7%. Только за последний месяц количество закрытых заправок уменьшилось на 30 штук.

Торговля бытовой техникой и электроникой

Несколько менее важной сферой по сравнению с топливом или потребительскими товарами в обеспечении потребностей украинцев торговля бытовой техникой и электроникой. Здесь восстановление тоже продолжается, но доля неработающих магазинов более значительна по сравнению с вышеперечисленными отраслями ритейла. Так, за два последних месяца торговля БТиЭ сохранила долю закрытых торговых точек на уровне почти 23% или 205 из 894 магазинов. За полгода удалось увеличить долю работающих точек на 21% и уже открыто 689 магазинов. Учитывая особенности этой разновидности ритейла, можно предположить, что восстановление размера сетей будет идти медленнее, поскольку все, что могли быстро запустить, уже открыто.

Fashion-ритейл

Торговля одеждой и обувью и сопутствующими аксессуарами напоминает по динамике обновления сферу jewelry. Но здесь ситуация немного лучше. В настоящее время из 563 магазинов, открытых к началу войны, работает 406 или 72%. За шесть месяцев удалось восстановить эту долю на 44% и «зеркально» развернуть положение, когда уже остается только 28% точек закрытыми. За последний месяц количество закрытых магазинов сократилось на 19 точек или 3%. На темпы восстановления этой сферы ритейла оказывает прямое влияние обменный курс валют, возможности ввоза товара (все помнят перечень критического импорта, куда не входили модные вещи) и уровень потребительского спроса в конкретных регионах страны, а также затягивание с открытием ключевых игроков рынка, таких как Inditex и H&M.

Магазины стройматериалов

Торговля стройматериалами, хоть и просела в начале войны, но чувствовала себя гораздо лучше даже по сравнению с сектором БТиЭ. Так, по состоянию на март было закрыто по разным причинам 32% из 111 магазинов, а уже в июле эта доля уменьшилась до 19%, которой остается до сих пор. Данная разновидность торговли демонстрирует очень плавную динамику обновления, увеличив часть работающих магазинов на 13% за полгода. В настоящее время принимают посетителей 90 торговых точек, не работает 21.

Здесь возобновили работу тех магазинов, где это можно было сделать быстро. Учитывая, что подобные магазины – это большие объекты, нуждающиеся в значительных средствах и усилиях для открытия, этот процесс в дальнейшем не может идти быстро. Однако, учитывая отложенный спрос на восстановление страны, данный сектор обладает большим потенциалом.

Сфера развлечений

Развлекательные центры выглядят наиболее пострадавшим сектором торговли во время войны. Так, в марте 2022 года осталось работать всего 13%, или 6 из 46 объектов. Потому и возобновление работы через шесть месяцев выглядит очень значимым. Так, в августе уже работал 31 объект или 67% от общего количества. То есть на 54% увеличилась их доля.

Хотя, как видно из графика, более половины заведений удалось отрыть только в июне, после того как ситуация на фронтах более или менее стабилизировалась. В настоящее время остаются закрытыми 15 заведений, что на 4 меньше, чем в июле. Поэтому есть надежда, что в будущем их станет еще больше и доля работающих объектов перевалит за 70%.

Читайте также –

Ритейл идет в контрнаступление: сколько потеряли магазинов ведущие торговые сети Украины (инфографика)


К последним новостям К популярным новостям Підтримати редакцію

Раз на тиждень

ми будемо відправляти Вам 

найцікавіші новини тижня


Поделитесь этой новостью в социальных сетях


Читайте также

Все новости рынка