Все в онлайн: как изменился украинский e-commerce за карантинный 2020 год
Анализ изменений на отечественном рынке электронной коммерции, которые произошли за время пандемии коронавируса, и какие тенденции определят будущее интернет-торговли и онлайн-ритейлеров в Украине в ближайше посткризисные годы.
Стратег Carat Ukraine Александра Самойленко в своей колонке для AIN.UA проанализировала рынок электронной коммерции и рассказала, что изменилось за время карантина.
Более половины украинцев стали онлайн-покупателями
Благодаря COVID, рост ecommerce-рынка в Украине в 2020 году оказался взрывным. По данным EVO, вместо прогнозированных +15%, категория выросла на 41%. Это почти в два раза выше, чем средний показатель в регионе «Центральная и Восточная Европа» – 21,5% (eMarketer).
База покупателей в интернете тоже активно растет: на данный момент 55% украинцев в городах 50 000+ – это онлайн-покупатели (TNS MMI Ukraine). Преимущественно (75%) они представлены возрастной группой 25-54, меньше всего онлайн-покупателей среди пользователей в возрасте 55+.
Детское питание и строительные материалы – категории-лидеры по приросту
Наибольший прирост в онлайн-ритейле за 2020 год в категории «Детское питание» — 36%, которая на данный момент уже достигла 50% проникновения среди онлайн-покупателей. Следующими драйверами по приросту стали категории «Строительные материалы» (33%), «Товары для автомобилей» (32%), «Электроника» (30%) и «Косметика» (30%). Категория «Одежда» традиционно держит лидерство по продажам в интернете.
При этом по регулярности закупок (раз в месяц и чаще) топ-3 выглядит по-другому: главные категории тут «Продукты питания», «Одежда» и «Лекарства».
В топ-15 самых посещаемых e-commerce-площадок — OLX, Rozetka и Prom.ua.
Рост Social Shopping
Social Shopping активно развивается в мире, и ожидается, что в ближайшие годы будет набирать популярность и в Украине. Отставание от мирового тренда связано с тем, что в Украине позже появляются функции магазинов и витрин в соцсетях. Пока что продавцы в Instagram используют «олдскульный» метод через директ-коммуникацию.
Главной социальной площадкой для продаж остается Instagram, в первую очередь для небольших локальных брендов. 12% женщин и 2,8% мужчин покупают через эту соцсеть одежду, обувь, аксессуары. Также растет спрос на товары для дома, декор и косметику.
Онлайн-магазины интегрируют на свои сайты видео и пользовательский контент
Увлеченность соцсетями ведет к следующим важным трендам в функционировании онлайн-магазинов:
- Люди привыкли к потреблению видеоконтента, и даже на страницах сайта хотят рассматривать товары в динамике. Поэтому возможность добавить видео на сайт продукта существенно улучшает восприятие потребителя.
- Пользователи в соцсетях уже привыкли видеть рекламу от блогеров, которая транслирует личный опыт взаимодействия с брендом и реальные фото/видео товара. Наличие фото одежды на обычных людях, а не на профессиональных моделях усиливает авторитетность отзывов при покупке.
- Все больше онлайн-ритейлеров переходят в мобайл: либо создают приложения, либо адаптируют мобильные верстки сайтов под дизайн приложений. Ecommerce-игроки и неотъемлемые помощники в онлайн покупках – банки и службы доставки – давно и прочно обосновались в топ сайтов и приложений.
Онлайн выходит в офлайн, создавая собственные магазины
Главные три барьера, которые препятствуют покупать онлайн, – это небезопасность для личных данных, невозможность убедиться в качестве товара и невозможность примерить его. Как ответ на эти барьеры, e-commerce развивает безопасные сделки с продавцами на маркетплейсах и создает возможности живого взаимодействия с товаром.
Онлайн выходит в офлайн, создавая собственные магазины или точки выдачи. Rozetka активно открывает свои магазины и даже продает франшизу. Kasta открыла 50 отделений в помещениях Укрпочты, чтобы предоставить возможность примерки. А Нова пошта ускорила развитие сети почтоматов, чтобы стать еще ближе к дому покупателей и усилить ценность доставки.
Большинство из этих мероприятий направлены, в том числе, на снижение цены доставки, которая в среднем составляет от 5 до 15% стоимости покупки. С ростом количества заказов покупатели все больше будут обращать внимание на наличие бесплатной доставки в интернет-магазине и возможность бесплатного возврата.
Читайте также —