Как крупные компании в Украине инвестируют в развитие людей, автоматизацию и работают над HR-брендом

Как крупные компании в Украине инвестируют в развитие людей, автоматизацию и работают над HR-брендом

Сьогодні
  19
Валерія Байда

На RAU HR Conference, которая прошла 6 марта обсуждали: как компании инвестируют в бизнес и развитие людей. В панельной дискуссии приняли участие Алина Киптик, франчайзи KFC, Юлия Кузьменко, HRD АНЦ, Евгения Кузьминская, HRD ОККО, Наталья Байдык, HRD Подорожник и модератор сессии Анна Толмачева, HRD Metro. RAU предлагает ознакомиться с основными тезисами дискуссии.

О расширении, изменениях и диверсификации компаний

ОККО Group – это более десяти направлений бизнеса. За прошлый год компания начала развиваться в агро, приобрела биоэтанольный завод, инвестирует в зарядные станции для электрокаров, альтернативную энергетику, туристическую отрасль. В сети ОККО 410 АЗК, а на топливном рынке компания занимает долю в 20% и является лидером сегмента. В этом году запустила новый формат – ОККО Drive. ОККО Group демонстрирует действиями, что верит в победу и инвестирует в экономику страны.

Сеть аптек Подорожник по количеству точек самая большая в Украине. В 2024 году открыли 435 аптек и ввели новые форматы: запустили проект «Навчальна аптека» для фармацевтов, а в планах открытие еще пяти таких хабов. Также заработал первый мобильный аптечный пункт сети, обеспечивающий лекарствами 45 населенных пунктов Ровненской области.

Если в этом году рынок ресторанного бизнеса в Украине сократился на 17%, то фаст-фуд продолжал расти, ведь дает людям то, что нужно: скорость, доступность и качество. За полномасштабное вторжение сеть KFC количественно выросла на 17 новых заведений, а потому и вырос штат компании на 15%. В этом году сеть планирует заходить в новые регионы. Уже три новых заведения строятся и несколько находятся на стадии проектирования. Сеть инвестирует в энергетическую независимость, но большой фокус – инвестиция в людей. Ведь, когда открывают новые заведения, на 90% это происходит с привлечением внутреннего кадрового резерва. А чтобы стать частью команды, у компании есть всего два критерия: кандидат должен хотеть работать и подходить по ценностям. Поэтому в KFC готовы учить человека с нуля. Есть примеры, когда в сеть приходят студенты 19-ти лет на подработку, но остаются в команде.

Евгения Кузьминская, HRD ОККО

В 2024 году сеть аптек АНЦ открыла 278 новых точек. В компании взвешенно подходят к количественному развитию. Основная цель – обеспечить стабильность и для имеющегося персонала, и для клиентов. В фармбизнесе и до полномасштабной войны было непросто найти фармацевтов, а сейчас проблема усугубилась. Поэтому в АНЦ обеспечивают постоянную работу, делают акцент на удержании людей, обеспечивают качественный сервис для клиентов и развиваются с учетом всех экономических показателей.

Как изменяются ожидания клиентов

Юлия Кузьменко, HRD АНЦ отмечает, что миссия аптек – как можно быстрее оказать помощь клиентам. Однако, любой стандарт качества не заставит фармацевта быть доброжелательным и искренним от сердца с клиентом. Это достигается лишь в том случае, если в самой компании приятная атмосфера, и человек доволен своей работой. Поэтому в этом году в АНЦ анонсировали новую концепцию стать lovemark для сотрудников. «Если мы lovemark для сотрудников, они lovemark для клиентов и клиенты к нам возвращаются», — говорит Юлия. Также в АНЦ уверены, что если и требовать предоставления сервиса от сотрудников, компания должна обеспечить все условия для этого со своей стороны. Поэтому в сети есть и роботы-помощники, и ликоматы. К тому же, фармацевтика имеет свои особенности предоставления сервиса, поэтому head офис и СЕО часто «ныряют» в жизнь в сети, чтобы понять тонкости работы. «И именно когда мы заинтересованы в улучшении жизни сотрудника на работе, это приносит свои плоды», — уверена Кузьменко.

Алина Киптик, CEO Tasty Food Ltd, франчайзи KFC, отмечает, что украинцы как клиенты очень требовательны. Что касается трендов, то растет спрос на практическое, функциональное, здоровое и качественное. Поэтому в KFC фокусируются на качестве продуктов, обеспечивают максимальное количество прикосновений с гостями, то есть стараются быть во всех каналах продаж, чтобы увеличивать свою долю клиентов и быстро адаптироваться. «С одной стороны, ты должен быть современным, с другой – должен быть в контексте и понимать смыслы, ведь сейчас бывают очень чувствительные ситуации. Надо быть «на часі», — отмечает Алина.

Алина Киптик, CEO Tasty Food Ltd, франчайзи KFC

Об инвестициях в бизнес-процессы

Ввиду того, что кадровый кризис в Украине будет усиливаться и будет дефицит мужчин, в сети KFC автоматизируют процессы. Доля заказов на киосках самообслуживания за год выросла с 50% до 82%, а окупаемость одного киоска – два-три месяца. Сейчас тестируют экзоскелеты, помогающие снизить физическую нагрузку. И если раньше печатали журналы пищевой безопасности, сейчас все автоматизировали. Есть приложение, которое осуществляет и более надежный контроль, и возможность быстро формировать отчеты, и при этом менеджер освобожден от бумажной работы, имеет возможность уделить больше времени сервису и заботиться о работниках. Еще одна инвестиция – создали внутреннее приложение – агрегация всех жалоб по разным каналам коммуникации. Ведь мир диджитальный и люди могут писать где угодно свои жалобы и пожелания. Поэтому приложение собирает все в одном месте, что помогает персоналу: они открывают и смотрят, на что стоит обратить внимание.

Наталья Байдык, HRD Подорожник, обращает внимание, что у сети тоже много примеров автоматизации: это и CRM системы, и чат-боты, и обучение персонала по использованию ИИ, который помогает обрабатывать большие массивы данных, например, формируя определенную отчетность. «В сети наш департамент инноваций запустил персонального ассистента для фармацевтов», – заключает Байдык.

Наталья Байдык, HRD Подорожник

О текучести и содержании

В 2024 году добровольная текучка в сети ОККО – 56%, операторов АЗК – 77%. В год закрывается 5465 вакансий. Прямые расходы по закрытию вакансии оператор АЗК – это 12 698 грн. И если раньше срок закрытия был 18 дней, то сейчас – это уже 24 дня. Итак, как говорит Евгения Кузьминская, основное – это удержание людей. Также в ОККО внедрили инициативу по карьерному консультированию и с ее помощью закрыли те вакансии, которые не закрывались внутренним наймом. Также ввели должность – специалист по благосостоянию.

В сети Подорожник поняли, что респонденты обращают внимание на устоявшиеся рабочие коллективы и на атмосферу внутри компании. И когда объединились с операционным департаментом для удержания персонала, цифры по текучке улучшились. Сейчас фокус на программу – «Приведи друга», привлекающую лояльных работников. В прошлом году удалось привлечь 1600 человек. Также хорошо работает программа партнёрских скидок для работников. Сейчас сеть Подорожник имеет 17 сотрудничества и каждый месяц список увеличивается на 1-2 компании. То есть сотрудник получает определенную скидку на бензин, или в медицинскую лабораторию, или в химчистку и т.д. Также в сети Подорожник есть программа «Подорожник Start», которая привлекла 3600 студентов, которые сначала пришли на практику, а затем и остались в команде. «Сейчас есть 81 сотрудничество с учебными заведениями Украины, а 15% команды – это студенты», — заключает Байдык.

Фокус в сети АНЦ – это удержание людей. С декабря 2024 наименьшая среднемесячная текучка в сети – 2%. И если для других сегментов, укомплектованность штата 95% – не катастрофа, то для фармбизнеса это может быть больно. «Я призываю делать eNPS даже не раз в год, а два-три. Это тот показатель, чтобы понять, правильно ли вы все делаете для своих людей», – отмечает Юлия Кузьменко.

Юлия Кузьменко, HRD АНЦ

Алина Киптик говорит, что одной зарплатой долго человека не удержишь, а если идти в зарплатную гонку, можно убить бизнес. Поэтому в KFC пошли в рост заработной платы через мотивацию на развитие. Кроме вертикального развития, есть и горизонтальное (прокачка скилов, компетенций, проектная деятельность и т.п.). «Когда усиливаешь HR бренд, в будущем это поможет с рекрутингом. И для компании важно инвестировать в культуру и команду, чтобы быть тем местом, где люди хотят работать и быть брендом, которым они гордятся. А новое поколение зуммеров еще и хочет быть причастным к чему-то, поэтому бизнес должен быть социально ответственным и инклюзивным», — заключает Киптик.


К последним новостям К популярным новостям Підтримати редакцію

Поделитесь этой новостью в социальных сетях


Читайте также

Все новости рынка