
Пять лет сервису «Эксперт онлайн» от Алло: за 2024 год количество пользователей увеличилось на 30%


Во время полномасштабного вторжения украинцы больше тратят на домашних любимцев, однако количество единиц в чеке практически такое же, как было и в 2021-м. Также покупатели стали все больше отдавать предпочтение премиум и суперпремиум сегментам.
RAU опросила крупных ритейлеров – MasterZoo, Rozetka, Maudau и Епіцентр – насколько растут расходы украинцев на домашних любимцев в полномасштабное вторжение.
По оценке Suziria Group, зоорынок Украины демонстрирует стабильный рост даже во время войны – почти на 20% ежегодно в период 2021-24 годов. В сети MasterZoo, входящей в Suziria Group, сумма расходов зависит от вида любимца. Больше всего в течение года тратили клиенты с террариумными любимцами – в среднем 14 600 грн. В эту сумму часто входят одна или несколько крупных покупок, как сам террариум или специализированное оборудование. Наименьшие среднегодовые расходы – на грызунов (8700 грн) и пернатых (9300 грн). Также сохраняются общие тенденции: расходы на собак в среднем на 20% выше, чем на кошек. Это связано с особенностями ухода, потребностью в амуниции, одежде и активном досуге. В 2024 году клиенты тратили на собак ориентировочно 13 500 грн в год, тогда как расходы на котов составляли около 11 200 грн.
Если говорить о структуре спроса, ключевыми сегментами остаются премиум и медиум, занимая вместе около 70% рынка. Однако, по словам Анны Тимачевой, СЕО сети зоомаркетов MasterZoo, именно с категории «эконом» начинается знакомство клиентов с кормами. Она становится своеобразным мостиком к переходу на полноценное питание кормами, а впоследствии и к высшим сегментам – то есть запускает смену во взглядах на уход и заботу о любимцах. «По прогнозам на 2025 год, ожидается постепенный рост расходов, и это связано не только с инфляцией, хотя она также оказывает несомненное влияние. Мы наблюдаем увеличение глубины чека – владельцы покупают больше товаров для своих любимцев и это напрямую связано с развитием культуры заботы: растет осведомленность о разнообразии и преимуществах качественных кормов, появляется больше запросов на средства по уходу, в частности косметику и витаминные комплексы. Также заметна тенденция к выбору товаров и сервисов премиального сегмента, например, интерактивных кормушек и игрушек», — отмечает Тимачева.
В сети Епіцентр, развивающей проект Lapki, тоже фиксируют рост расходов на домашних питомцев в последние годы. Если в 2021 году покупатель в среднем тратил 218 грн за визит, то по итогам 2024 – уже 350 грн. «Учитывая, что в среднем потребители возвращаются к нам трижды в месяц, ежемесячные расходы покупателей сети Епіцентр на зоотовары выросли с 650 грн в 2021 году до 1100 грн в 2024-м. В этом году мы прогнозируем дальнейший рост средних затрат примерно на 20%», — комментирует Светлана Лисанти, директор по развитию проекта Lapki. Однако в сети среднее количество позиций в чеке такое же, как было и до 2022 года – 4-5 товаров. И покупатели чаще предпочитают суперпремиальный сегмент. В 2024 году его доля продаж составила 37% как на рынке, так и в компании Епіцентр. При этом доля продаж эконом-сегмента сократилась до 30% в пользу премиум-сегмента – 33%.
На маркетплейсе Rozetka клиенты тратили на своих любимцев в прошлом году в среднем на 7% больше, чем в 2023 году и на 43% больше, чем в 2021 году. А средний чек в 2024 году в категории зоотовары вырос на 16% по сравнению с 2023-м и на 39% по сравнению с 2021-м. «Сравнивая расходы одного клиента на зоотовары на год и рост среднего чека можно говорить о том, что сейчас на питомцев тратят чуть больше, чем в 2021 году, но уже меньше, чем в 2023 году. Именно в 2023 году самая большая разница в приросте расходов на зоотовары по сравнению с ростом среднего чека», – комментируют в Rozetka. В кормах для собак и кошек есть заметный тренд на рост доли кормов класса холистик, а вот доля кормов эконом-класса уменьшается. Премиум-класс немного растет в кормах для кошек и немного уменьшается в кормах для собак.
На маркетплейсе Maudau расходы на домашних любимцев в прошлом году были немного больше, чем в 2023 году. В 2025 году рост сохранится в пределах 20%. Средний чек вырос около 14%, что в то же время меньше чем в 2023-м. Чек в штуках почти не изменился – в среднем в корзине 2-3 товара. «По сравнению с 2021 годом немного меньше, поскольку уменьшилась общая доля игрушек и лакомств. Однако в 2024-м сохранялась тенденция по сравнению с 2021-м с перетоком объемов продаж от премиум-кормов в медиум-сегмент», – говорит Максим Фетисов, руководитель направления Зоотовары Maudau.
В MasterZoo говорят, что тренд не экономить на питомцах начал формироваться еще до войны, в период ковида, когда люди начали больше работать из дома. Тренд гуманизации усугубляется – сегодня каждый любимец – это полноценный член семьи, личность с характером и предпочтениями. Так что растет спрос не только на базовые корма, но и на товары, приносящие эмоциии – лакомство, игрушки, интерактивные гаджеты, кастомизированные аксессуары. Также клиенты ищут товары, которые подходят именно их любимцу – по возрасту, физическим особенностям. Растет внимание и к составу, формату, вкусу – пробуются новинки (например, веганские вкусности или с альтернативными белками), выбираются продукты с добавленной пользой.
А в Maudau отмечают, что сейчас люди экономят и на животных. «Однако здесь больший пакет обязательных для покупки товаров (корм, обработки, ветпрепараты), расходы на которые люди пытаются снизить, но полностью отказаться не могут», — заключает Фетисов.