Исследование Gradus: топ-6 фактов о том, как изменилась жизнь и поведение украинцев в эпоху COVID-19
Украинская исследовательская компания Gradus Research решила узнать: что именно изменилось в поведении украинцев и какой характер носят эти изменения — ситуативные или новые привычки войдут в жизнь украинцев навсегда.
Как сообщили RAU в компании, в 2020 году, когда в мир пришел COVID-19 начали появляться гипотезы о том, что пандемия спровоцировала появление многих новых паттернов в жизни и поведении людей. Чтобы узнать, правда ли это и какие ключевые изменения произошли, Gradus Research провела исследование, которое выявило шесть ключевых изменений.
- Экономия
За время карантина и локдаунив доход сократился у 46% украинцев, а 10% и вовсе потеряли работу. Но значит ли это, что украинцы стали больше экономить? К сожалению, ответ — да! По состоянию на май 2021-го 39% украинцев отмечают, что получили привычку экономить по сравнению с до карантинными временами, когда только 14% украинцев отмечали экономию как характерную особенность своего потребительского поведения.
Те, кто сейчас экономят, переключаются на более дешевые позиции в рамках тех же товарных категорий, а также предпочитают потребление акционных товаров со скидками.
Привычка экономить прочно вошла в жизнь украинцев сейчас и будет оставаться активной и далее — поскольку лишь 8% людей говорят о своем намерении прекратить экономить после окончания пандемии.
- Просмотр фильмов, сериалов и ТВ
Вторая гипотеза об изменении жизни и привычек украинцев. Опросы подтверждают факт, что украинцы стали больше смотреть фильмы и сериалы на карантине.
«Если говорить о тенденциях в мире, то, например, в 2020 году у стримингового сервиса Netflix количество подписчиков выросло на рекордные 37 млн и превысило 200 млн человек. Но по данным украинских медиасервисов, всплеск активного пользования был замечен только в первые два месяца пандемии, которые сопровождались весенним локдауном, а значит — отсутствующими возможностями для проведения времени вне дома. Вместе с тем не стоит забывать, что в Украине доступен пиратский контент, к которому прибегают 43% жителей городов Украины», — отмечает CEO & Founder Gradus Research Евгения Близнюк.
В целом, просмотр кино- сериального и ТВ-контента имел и ранее серьезный вес в жизни украинцев — всего 5% отмечают, что в карантин не смотрели киносериалы и 10% не смотрели ТВ. И вот во время карантинов и локдаунов 30% людей отметили, что стали чаще смотреть кино-сериалы и 21% опрошенных стали чаще смотреть ТВ. И, что интересно, после окончания пандемии декларируют намерение сократить просмотр кино только 5% и ТВ только 13% опрошенных — что несомненно является хорошим знаком для роста бизнесов сферы OTT / IPTV и ТВ-каналов.
- Социальное дистанцирование
О социальной дистанции и уменьшении физических контактов, как одного из превентивных методов распространения вируса COVID-19, узнали все украинцы весной 2020 года. Но правда ли, что после пандемии мы будем также придерживаться социального дистанцирования?
Стоит отметить, что в разных странах существуют определенные социальные нормы, в том числе и о социальной дистанции. Если сравнить украинскую и европейскую или американскую культуру, то несложно будет заметить, что жители США и Европы активнее отстаивают права на личное пространство, чем украинцы. Наверное, поэтому слышать дыхание постороннего человека в очереди на кассу в супермаркете для нас — норма, а для иностранцев — дурной тон.
Только 19% украинцев до пандемии избегали физических контактов, во время карантинов эта цифра достигала 27%. Однако после окончания пандемии 16% намерены отказаться от социального дистанцирования. Судя по этим цифрам, ожидать сильных изменений в этике поведения украинцев не стоит.
- Дистанционная работа
Несмотря на гипотезу о том, что во время пандемии украинцы массово перешли на дистанционную работу, согласно опросу, этот процент составил всего 17%. При этом до COVID-19 дистанционно работали 10%, а в результате карантинов системно переключатся на онлайн-работу 7% респондентов.
- Шопинг в интернете
Онлайн-шопинг и до пандемии был довольно обычным явлением для большинства украинцев — только 6% опрошенных горожан в возрасте 18-60 лет, проживающих в городах более 50 000 жителей, отмечают, что не практиковали пользования интернетом для покупки еды, одежды/обуви, оплаты услуг. Во время закрытия офлайн-магазинов в период локдаунов единственным способом купить что-то, кроме еды, стали онлайн-магазины. В период коронавируса четверть украинцев чаще стали делать шопинг в интернете. Всего 3% украинцев декларируют намерение отказаться от покупок в онлайне после окончания пандемии, что несомненно является хорошим знаком для развития и еще большего роста e-commerce.
- Пассивная лояльность
Регулярные исследования в различных категориях демонстрируют снижение активной лояльности к брендам категорий. Пассивная лояльность — состояние, когда потребитель с легкостью меняет бренд на другой, руководствуясь рациональными соображениями. В том числе признаками пассивной лояльности являются:
- высокая доля тех, кто готов отказаться от покупки товара определенного бренда при малейших трудностях найти его на полке;
- дешевизна, как ключевой драйвер, ориентация на выгоду при выборе.
С одной стороны, сложившаяся ситуация — это вызов для компаний и необходимость направлять маркетинговые усилия на «завоевание» сердец потребителей, построение эмоциональной коммуникации с ними. С другой стороны, есть широкое поле для потенциального роста, поскольку «сердца» потребителей свободны и их займет тот, кто сможет эффективно обновить свою коммуникацию в соответствии с контекстом потребительского поведения.
Исследование было проведено исследовательской компанией Gradus Research методом самозаполнения анкеты в мобильном приложении gradus.app. Онлайн-панель Gradus отображает структуру населения городов размером более 50 000 жителей в возрасте 18-60 лет по полу, размеру населенного пункта и региона. Период проведения: 21 мая 2021 года, размер выборки 1000 респондентов.
Справка. Gradus Research — исследовательская компания, специализирующаяся на социологических опросах с помощью специального мобильного приложения. Опросы проводятся с соблюдением стандартов социологии среди верифицированных респондентов панели Gradus.
Читайте также —
Потребитель в новой нормальности: как действовать ритейлерам – исследование GfK Ukraine