Зайти в розницу: какие инвестфонды, когда и в какие торговые сети инвестировали, и чем все закончилось

Зайти в розницу: какие инвестфонды, когда и в какие торговые сети инвестировали, и чем все закончилось

11.08.2021 08:30
  714
Костянтин Симоненко

Horizon Capital – самый известный фонд, инвестирующий в украинский ритейл. Но далеко не единственный: в разные года совладельцами торговых сетей были Dragon Capital, East Capital, Euroventures и другие. Краткая история инвестфондов в украинской рознице.

Читайте українською

Недавно инвесткомпания Horizon Capital приобрела миноритарный пакет акций сети розничных магазинов Аврора, которая насчитывает 650 торговых точек формата «dollar store». А год тому назад, в мае 2020-го, этот же инвестор купил миноритарную долю в крупнейшем украинском онлайн beauty-ритейлере MakeUp. Как видим, сфера ритейла снова стала интересна инвесторам. Читайте, в какие области ритейла наиболее часто инвестируют фонды, какие критерии выбора и способы участия в проекте потенциального объекта для инвестирования предпочитают. RAU предлагает ознакомиться с наиболее известными случаями участия инвесторов в развитии украинского ритейла и принципами обучение инвестициям.

Логика инвестора

Как отмечал во время своего выступления на RAU EXPO-2021 соучредитель сети магазинов у дома КОЛО и член совета директоров BGV Group Сергей Войцеховский, у любой инвестиционной компании есть своя стратегия вложений. А потому нельзя говорить, например, что только проекты с окупаемостью в семь лет могут быть интересны инвестору. Анализируется целая совокупность факторов и оценивается их соответствие стратегии. «При желании можно так составить расчеты, что окупаемость проекта будет и 3 года, и 15 лет. Это вопрос допущений, которые будут заложены в модель», — подытоживает Войцеховский.

Довольно часто в украинском ритейле речь идет о покупке инвестфондом миноритарной доли компании. Такая практика характерна, например, для Horizon Capital. В то же время возможно также предоставление стартового капитала, полный выкуп или участие в приватизации.

По словам управляющего директора по прямым инвестициям Dragon Capital Владимира Тимочко, владельцы торговой сети при входе инвестора должны быть готовы направить основную часть средств на развитие бизнеса, увеличение доли на рынке, а самим компаниям необходимо предоставлять прозрачную финансовую отчетность.

Фонды прямых инвестиций – удобный инструмент привлечения средств. Особенно когда у компаний нет денег для дальнейшего развития, взять средства в банке проблематично, а заинтересовать иностранного инвестора могут далеко не все. Стратегия венчурных фондов заключается в поиске эффективных компаний в различных секторах экономики. Чаще всего после определенного срока инвестор покидает проект (желательно с прибылью), но бывают исключения, когда фонд после достаточного развития компании просто получает много лет дивиденды как остальные акционеры.

Первые сделки

Бурное развитие украинского сетевого ритейла в начале 2000-х сделало его весьма привлекательным активом для портфельных инвесторов. Одним из первопроходцев была инвесткомпания Dragon Capital, которая в 2002 году стала миноритарным совладельцем сети строительных гипермаркетов Новая Линия. В 2004 году в состав акционеров вошла еще и шведская инвестиционная компания East Capital.

Первый магазин сети был открыт в 2001 году в Киеве. Ее создатели – братья Олег и Игорь Шандары стали первооткрывателями формата крупных магазинов строительных материалов (DIY).

Появление в 2003 году конкурента в лице сети Эпицентр супругов Александра и Галины Гереги, вынудило владельцев Новая Линия привлечь дополнительные средства инвесторов, оставив себе не более 35% бизнеса, чтобы активно развиваться дальше. До конца 2008 года планировалось удвоить сеть (с 7 до 14 магазинов), потратив на это порядка $50 млн.

Но тут вмешался мировой кризис и в 2011 году братья Шандары заявили о желании выйти из бизнеса, объяснив свое решение расхождениями во взглядах на развитие сети с другими акционерами сети. На тот момент у Dragon Capital (Украина) и East Capital (Швеция), было 46,27% и 18,9% акций соответственно.

К моменту продажи 16 магазинов Новая Линия конкурентам из Эпицентр в октябре 2013-го доля Dragon Capital выросла до 88,65%. Как писали СМИ, за этот пакет удалось выручить порядка $100 млн. Официальных сообщений о судьбе вложений East Capital не поступало.

новая линия

С тех пор Dragon старается покупать только мажоритарные пакеты. Такие сделки сложнее – надо не только найти подходящий объект, но и убедить ключевого владельца продать свою долю и активно участвовать в управлении компанией. Зато и риск потерь значительно ниже.

Ставка на розницу

Один из старейших инвесторов в украинский ритейл – это управляемые Euroventures Ukraine фонды прямого инвестирования Euroventures Ukraine Funds (EVU I и EVU II). Первый фонд был учрежден еще в 1998 году с капиталом $30 млн, предоставленных ЕБРР, FMO и другими. Он вложил средства в 10 компаний, среди которых была продуктовая сеть Фуршет (через кипрскую Anthousa Limited). За $2,5 млн в 2002 году инвестор получил 10,2% участия в акционерном капитале. В 2007 году фонд выгодно перепродал эту долю французской сети Auchan (по экспертным оценкам, более чем за $60 млн).

Весной 2005 года фонд также вложился в сеть строительных супермаркетов БудМакс выкупив долю в 41,67% за $2,5 млн (через кипрскую Abikelly Limited). Также были произведены инвестиции в ряд производителей продуктов питания и крупного оптового дистрибьютора фармпрепаратов Альба. (30,4% акций за $2,4 млн на 2002-06 годы). Через десять лет, в 2007-м фонд EVU I закрыли, вернув инвесторам в три раза больше вложенного.

Второй фонд EVU II размером $80 млн расширил вложения в ритейл. Так, в марте 2007 года фонды EVU II и UKRO (под управлением лондонской Fabien Pictet&Partners) стали совладельцами компании Chalsen Trade, Ltd, контролирующей аптечную сеть Віталюкс, с долями, соответственно, 37% и 19,3%. При этом их инвестиции составили $3,2 млн и $1,7 млн.

В сентябре фонды купили 25,86% и 16,15% компании Anthoreal Estates, Ltd, управлявшей сетями фаст-фудов под ТМ «Смачна картопля», Coffee Time, «Дрова» и другие. Общий размер инвестиций EVU II— $3,1 млн, UKR0— $1,9 млн. Планируемый выход — 2010 год.

До этого венчурные фонды практически не инвестировали в украинский рынок общепита, отмечает директор компании Ресторанный консалтинг Ольга Насонова. Единственным примером можно назвать покупку американским фондом Western NIS Enterprise Fund (находится в управлении Horizon Capital) 49,9% акций в сети ресторанов Швидко у совладельца корпорации XXI век Льва Парцхаладзе в 2003 году.

При этом EVU II  присматривался и к ритейлу. Фонд заинтересовали западноукраинские сети Колібріс и «Наш!», принадлежавшие компании Агроконтракт Сергея Голикова. Поначалу речь шла о 30-40% бизнеса ритейлера (дело было осенью 2009-го, в разгар экономического кризиса), но в итоге сошлись на доле 27% стоимостью менее $10 млн. Сделка состоялась весной 2010-го. Деньги пошли на покупку логистической компании и одного из региональных конкурентов – сети магазинов «555» (Ивано-Франковск и область).

Публичной информации о выходе фонда из актива не было. Euroventures Ukraine перестал существовать в 2016 году. Что стало с его активами, неизвестно. Сеть Колібріс в 2018 году поглотил ЭКО маркет.

Польша в Украине

В те года основной конкурент Euroventures Ukraine в Западной Украине — польский инвестфонд Abris Capital Partners. Он начал экспансию в украинский ритейл с покупки в ноябре 2008 года контрольного пакета ООО «Торговая компания «Интермаркет» — владельца торговой сети Барвінок (формат «магазин у дома»), объединяющей 24 магазина во Львове и Львовской области. Прежний собственник ритейлера Роман Шлапак сохранил за собой небольшую долю. По мнению экспертов это был убыточный актив и его наверняка продали с 80% дисконтом от оценочной стоимости в $30 млн.

После этого Abris Capital приложил много усилий к тому, чтобы сделать эту сеть лидером западноукраинского региона, скупая мелкие сети и даже отдельные магазины. «Мы стремимся к развитию через M&A и органический рост. К тому же уже имели такой опыт в других странах», — так поясняли свою стратегию инвесторы.

В 2010 году компания закрыла сделку по приобретению тернопольской сети Торговый світ, которая включала в себя 19 магазинов различного формата (5 магазинов C&C Ровекс, 10 супермаркетов и 4 гастронома Торговий світ общей торговой площадью 12 710 кв. м в Тернополе и области). Польский фонд присматривался и к компании Пакко холдинг (сети Пакко и Вопак), но сделка так и не состоялась.

В конце 2015 года, после очередного кризиса в украинской экономике, Abris Capital продал свой розничный актив из 51 магазина компании Евротэк Михаила Весельского, который, по оценкам экспертов, заплатил за него не менее 10-12 млн евро.

Не удержалась от соблазна проинвестировать перспективную отрасль – продуктовый ритейл — и шведская East Capital Group. Так, в «золотое время» украинского ритейла, в декабре 2005 года, East Capital приобрел акции ОАО «Ритейл Групп», управляющей компании сети продуктовых супермаркетов Велика Кишеня. Вместе с ней собственниками пакета в 10% акций, проданного за $27,5 миллиона, стали восемь иностранных инвесторов (East Capital, Julius Baer, DWS и др.). На эти деньги компания планировала открыть 15 новых продуктовых гипер- и супермаркетов. А в 2007-м выставить свои акции на Лондонской фондовой бирже.

Но все планы спутал мировой финансовый кризис и, как вспоминал в 2011 году партнер East Capital Group и будущий министр экономики Украины Айварас Абромавичус, инвестиции в продуктовый ритейл себя не оправдали: «Мы приобретали небольшие доли Велика Кишеня и Фуршет еще перед кризисом, затем докупали после кризиса, то есть усредняли цену. Мы не покупали по самым высоким ценам, но обе эти компании на бирже до кризиса стоили $800 млн, а сейчас Велика Кишеня стоит $100 млн, а Фуршет немногим более. То есть те, кто купил акции на самом пике, очень много потеряли. Ашан купил 20% акций Фуршета по стоимости $800 млн за целый пакет».

Напомним, Ашан Украина выкупил 20% акций сети Фуршет в 2007 году. За 20% украинского ритейлера пришлось отдать, по данным издания КоммерсантЪ, $126,5 млн. Однако кризис 2008-09 годов, резкий обвал гривни и падение доходов украинцев поставили крест на планах партнеров. Погашать долги в том числе валютные кредиты, стало значительно сложнее. В итоге через 10 лет, в октябре 2017 года, украинское представительство французской Auchan Group продало 20% акций компании Фуршет малоизвестной широкой публике инвесткомпании VI2 Partners.

Не едой единой

Осенью 2007 года контрольный пакет (больше 50%) ООО «Суматра-Лтд», владевшего розничной сетью Космо, приобрел международный инвестиционный фонд SigmaBleyzer. Под контроль инвестора перешли полсотни магазинов парфюмерно-косметической сети Космо общей торговой площадью около 7750 кв. м в семи областях Украины.

Тогда же ритейлер сообщил о планах в 2008-09 годах инвестировать $40 млн в развитие сети, открыв еще около 200 магазинов, и расширив сеть на все области страны. Впоследствии инвестор получил контроль над 100% участия в компании.

Сразу после покупки эксперты прогнозировали, что к 2010-12 году сеть Космо будет продана международному оператору, а SigmaBleyzer сможет выйти из компании с доходностью 30-40% годовых. Однако ряд кризисов помешал планам фонда, и покупку сети в результате рассматривали только украинские конкуренты. В итоге осенью 2019 года АМКУ разрешил владельцу сети ProStor Вадиму Тугаю приобрести опосредованный контроль над drogerie-сетью Космо. А группа TAS Сергея Тигипко заявила о покупке аптечного бизнеса ритейлера — сети аптек Космо (28 торговых точек).

Вероятно, инвесторы не получили ожидаемой прибыли, но смогли выгодно продать бизнес, повысив его операционные показатели.

космо 25 лет

Новые горизонты

Восстановление украинской экономики снова породило интерес к вложениям в ритейл. Так, недавно инвесткомпания Horizon Capital приобрела миноритарный пакет акций сети розничных магазинов Аврора, которая насчитывает 650 торговых точек формата «dollar store». Сеть магазинов запустили в Полтаве в 2011 году Лев Жиденко, Тарас Панасенко и Леся Клименко. В руководстве Horizon Capital давно говорили о перспективности формата, когда в магазине все продается по одной цене и который почти не представлен в Украине.

Партнер Horizon Capital Василий Тофан пояснил, что инвестиционная стратегия EEGF III заключается в поддержке ведущих региональных компаний, которые демонстрируют высокие темпы роста.

Компания по управлению фондами прямого инвестирования Horizon Capital имеет опыт работы и кризисных ситуациях. Так, в октябре 2008 года она инвестировала $15 млн в группу Евротэк с целью развития розничной сети под торговой маркой Фреш. Еще примерно столько же вложила в ритейлера Международная финансовая корпорация (IFC).

По мнению экспертов, Евротэк была интересна инвесторам тем, что в отличие от большинства розничных сетей, развивалась преимущественно в небольших городах, где есть возможность для роста и невысокая конкуренция. Портфельные инвесторы, как правило, рассчитывают на доходность инвестиций не менее 30-40% годовых.

Полученные средства были потрачены с пользой: в 2009 году Евротэк вырос почти на 60 объектов (магазины, распределительные центры и т.д.) купив операционный бизнес сетей Союз, Квартал, и Арсен. Но все же долгов перед банками избежать не удалось, а следующий кризис 2014-15 годов компания пережила с большими потерями, и весной 2016-го Horizon Capital начал поиски советника по продаже бизнеса Евротэк.

Выход иностранных инвесторов из проекта ГК Евротэк прошел тихо и незаметно. Уже в августе 2018 года, согласно данным системы раскрытия информации Национальной комиссии по ценным бумагам и фондовому рынку, собственником 100% акций ЧАО «Евротек» был Алексей Филипчук.

Перспективный ecommerce

Опыт с Евротэк не отбил желание инвесторов вкладываться в ритейл. Так, уже в мае 2015-го Horizon Capital приобрел долю в Rozetka.ua. Оборот компании Rozetka оценивался на тот момент в $200-300 млн. Сумма инвестиций оценивалась экспертами от $10 млн до $40 млн. Предполагалось, что Horizon Capital приобрел минимум 15%, чтобы получить право голоса в компании.

Логика инвестирования была следующая: проникновение интернета в Украине ниже, чем в соседних странах, и был расчет на то, что e-commerce будет расти в Украине на 30% в год. По словам основателя компании Владислава Чечеткина, инвестиции Horizon Capital позволили увереннее строить логистику и инфраструктуру, улучшать сервис.

Это сотрудничество, в частности, позволило провести крупнейшую сделку в истории Украины на рынке электронной коммерции. В 2018-м Rozetka поглотила интернет-холдинг EVO, взяв под свое крыло маркетплейсы в Украине, Казахстане и Беларуси: Prom.ua, Bigl. ua, Shafa.ua, Crafta.ua, Kabanchik.net, Zakupki.prom.ua, Satu.kz и Deal.by.

Есть еще один немаловажный момент. Если раньше Rozetka состояла из многочисленных юрлиц, что могло создать впечатление размытости предприятия, то приход Horizon Capital доказывает: бизнес выстроен максимально прозрачно. И к деятельности компании будет сложнее предъявить претензии, которые раньше были со стороны государственных фискальных органов.

Красивый бизнес в интернете

Год назад, в мае 2020-го, Horizon Capital купил миноритарную долю в крупнейшем украинском онлайн beauty-ритейлере MakeUp. Инвестировал средства все тот же фонд EEGF III. Точная сумма не разглашается, но на сайте EEGF III указывается, что средний чек фонда составляет $5-20 млн в компанию.

Как сообщила основатель и главный исполнительный директор Horizon Capital Елена Кошарная, инвестора впечатлила лояльность клиентов MakeUp как результат усилий, вложенных в формирование лучшего пользовательского сервиса.

Еще один пример во всех смыслах удачного опыта инвестирования – когда в карантинном 2020 году украинская платформа для поиска и доставки лекарств Liki24 привлекла $5 млн от Horizon Capital и еще $1 млн от существующих инвесторов (TA Ventures, Genesis Investments, iClub и Mission Tech). Привлеченные средства потратят на расширение бизнеса и выход на рынок Европы. В первую очередь Liki24 намерены покорить Польшу, где сервис уже начал работать с июля прошлого года.

Перспективную нишу доставки товаров, купленных в интернете, осваивает и венчурная инвестиционная группа Chernovetskyi Investment Group (CIG) Степана Черновецкого, которая еще в 2014 году инвестировала $2,5 млн в интернет-компанию Zakaz.ua, специализирующуюся на доставке продуктов из супермаркетов. Доля инвестора на тот момент составляла 30%.

В начале 2020-го CIG вместе с другими инвесторами вложили в сервис доставки еды еще 5 млн евро. Из-за карантина в 2020 году рост сервиса составил порядка 200% по сравнению с 2019 годом. Со стартом локдауна в марте количество заказов в первые недели выросло на 80%.

В портфеле инвестора есть еще несколько успешных фудтех проектов. Один из них агрегатор доставок еды Eda.ua. В фонде считают, что сегмент доставки еды (как готовой, так и просто продуктов) продолжит стремительно развиваться.

Модный эксперимент

Летом 2019 года украинская группа fashion-брендов с офисом в Киеве, в которую входят бренды Love&Live, Katarina Ivanenko и другие, а также онлайн-маркетплейс украинских брендов Shopping Mall, привлекла инвестиции от венчурного фонда SMRK VC Fund в размере $400 000. Для SMRK VC Fund проект стал экспериментом. Как сообщил CEO фонда Андрей Довженко до этого момента фонд не инвестировал в e-commerce-проекты, а также те, которые нельзя отнести к IT в чистом виде.

Попытки инвестирования в обычные магазины одежды и обуви бывали и раньше. В частности, в 2006‑м интерес к бизнесу компании Maratex (развивала в Украине магазины брендов Esprit и Peacocks) проявил шведский фонд прямых инвестиций Mint Capital, который в конце года приобрел долю в 30% за $6,1 млн. Пока велись переговоры, Maratex удалось увеличить свою сеть вдвое: с 20 до 40 магазинов. Появление инвестора позволило за полтора года дополнительно открыть еще около 30 объектов.

По словам собственника Maratex Дмитрия Ермоленко, Mint Capital неплохо заработал, увеличив более чем вдвое прибыль при выходе из компании и продаже своей доли стратегическому инвестору Empik Media & Fashion Group. Группа приобрела 43% компании Maratex. В 2012-м руководство Empik Media & Fashion Group довело свою долю в Maratex до 95%. На тот момент Maratex управляла сетями Esprit, Peacocks, River Island, Aldo, Hugo Boss, Pedro del Hierro, Cortefiel (120 магазинов), суммарный оборот которых составил $120 млн. По оценкам участников рынка, стоимость Maratex могла составить $80–90 млн.

Однако покупка бизнеса в Украине и России не принесла польским инвесторам ожидаемого дохода. Уже в 2014 году они были вынуждены закрыть все свои магазины, которые до этого длительное время пытались продать.

Читайте также —

Глазами инвестора: как ритейлерам получить максимальную выгоду от своего бизнеса


К последним новостям К популярным новостям Підписатись на TG канал

Поделитесь этой новостью в социальных сетях


Читайте также

Все новости рынка