
Как с нулевым бюджетом на медиа получить 18 млн контактов. Кейс КFC (+ презентация)


Следует определить зоны риска, провести аудит безопасности, сформировать или усовершенствовать комплексную систему безопасности.
Практика последних лет показывает, что в среднем украинские сетевые ритейл-компании могут терять до 5% оборота. По данным мировой статистики, львиная доля этих потерь связана с внутренними факторами, а именно с ошибками и преступлениями наемного персонала. Главной причиной недополучения доходов или даже прямых убытков магазинов являются внутренние уязвимости. На них приходится 65–70% потерь. Игорь Шевцов, заместитель директора компании SK Security в своей колонке на Лига рассказал, как предотвратить появление внутренних потерь. RAU предлагает ознакомиться с его рекомендациями.
Чтобы сформировать исчерпывающий список потенциальных зон риска и появления потерь, следует учитывать три ключевых особенности в работе магазинов розничной торговли.
Сложность розничных магазинов с точки зрения безопасности заключается в их «амбивалентности»: с одной стороны, в них сосредоточено много материальных ценностей, с другой – свободный доступ к этим ценностям имеют множество людей. Администраторы, мерчендайзеры, продавцы, кассиры, уборщики, охранники, покупатели – каждый из этих людей потенциально может оказаться нечестным. В частности, источниками внутренних потерь, напрямую связанных с работой персонала, могут быть:
Внутри каждой розничной точки, как в живом организме, ежедневно одновременно протекает множество процессов: отгрузка товаров на складе; перемещение со склада в торговый зал и перемещение в торговом зале; транзакции в торговом зале на кассах; учет ресурсов и документооборот; отгрузка товаров курьерам; уборка, охрана и т.д.
Даже если речь идет о системном сетевом ритейле, то кроме процессов, утвержденных в целом по сети, в каждом магазине могут действовать свои регламенты, должностные инструкции. Хорошо, если они четко прописаны и соответствуют общим по всей сети, поскольку на практике так происходит далеко не всегда. Отследить каждый пустяк в этом потоке операций и информации очень сложно. И нечистые на руку сотрудники пользуются этим.
К примеру, противопожарная система безопасности, как правило, проектируется и внедряется еще на этапе строительства или подготовки помещения под магазин. То же касается и системы охранной сигнализации. Следующим этапом может стать внедрение системы видеонаблюдения, и в конце – система контроля доступа.
Зачастую этим перечнем все и ограничивается. Но если в определенный момент руководитель или владелец магазина заметит, что реальный объем потерь оказывается значительно больше предполагаемых или запланированных цифр, может начаться экстренное освоение новых инструментов контроля. Внедрение таких систем часто происходит без достаточной подготовки, без анализа имеющихся на рынке решений. Наличие большого количества различных охранных систем часто дает ошибочное чувство уверенности, и это несет дополнительные риски, становящиеся очевидными на следующем шаге.
Для внедрения комплексной системы безопасности и интегрирования ее с учетной или ERP-системой магазина требуется полное понимание всех протекающих в торговой точке процессов. А как уже отмечено выше, эти процессы бывают слишком сложны. Если нет согласованности систем, между ними легко найти пробел. Поэтому прежде, чем внедрять системные решения безопасности, логичным является проведение комплексного аудита безопасности. Этот шаг целесообразен как в целом по сети, так и по каждой торговой точке с последующим созданием карты рисков, присущей именно этому объекту.
Во время аудита каждого магазина необходимо узнать и проанализировать:
После комплексного аудита уже есть все основания для следующего шага – создание эффективной системы безопасности от всего спектра выявленных уязвимостей. В свою очередь такая работа обычно также состоит из двух основных этапов.
Отсутствие формализованных бизнес-процессов приводит к тому, что, с одной стороны, персонал не обучен рабочим нормам, ему нечего соблюдать. Во-вторых, сотрудникам вообще нет, что нарушать. Нет норм, значит, нет и нарушений. Поэтому первоначальное и правильное описание всех процессов является одной из первых задач в налаживании системы предотвращения потерь. Особое внимание при этом следует уделить процедурам, связанным с товаром, деньгами и информацией, включая правила принятия решений по этим активам. Ведь неверное понимание или сознательное «извращение» именно этих процессов зачастую приводит к ущербу. Не менее важно правильно довести до сотрудников процессы и должностные инструкции. Правильно – это обязательно под личную подпись. А также дополнительно проводить регулярное обучение. Наличие четких и понятных процессов является мощным сдерживающим фактором на пути злоупотреблений.
После создания регламентов подключается второй сдерживатель – постоянный контроль над текущим состоянием всех систем торговой точки. Понятно: чем эффективнее контроль, тем труднее нанести вред. Поэтому на этом этапе следует выбирать технические решения, наиболее успешно обеспечивающие конкретный механизм контроля, а также усовершенствовать организационную составляющую такого контроля – а именно работу внутренней службы безопасности магазина или сети.
Конечно, после выявления какой-либо проблемы или инцидента, руководитель или собственник может лично возглавить расследование и разбираться в сложившейся ситуации. Но опыт показывает, что такой подход обычно не эффективен, даже для небольших торговых точек. Лучше всего с этой задачей справится специалист или подразделение безопасности. Это может быть собственная служба или же, если таковой нет, можно привлечь внешних специалистов.
Читайте также —