Последние гурманы: какие торговые сети продолжают работать в элитном сегменте

Последние гурманы: какие торговые сети продолжают работать в элитном сегменте

Сьогодні
  15
Костянтин Симоненко

Активно развивавшийся в 2010-х сегмент премиальных продуктовых магазинов пока представлен лишь несколькими крупными игроками, имеющими в активе от одного до пяти таких торговых объектов. RAU собрала основные кейсы.

Супермаркеты премиум-класса в 2011-13 годах, как отмечал тогда гендиректор исследовательской компании GT Partners Ukraine Игорь Гугля, только в столице насчитывали полтора десятка локаций, а всего по стране их было еще больше. Причем значительная часть была запущена ритейлерами именно в этот период обновления после мирового экономического кризиса. И хотя этот сегмент не превышал 1,5% оборотов FMCG-ритейла, такие торговые точки показывали наилучший прирост выручки. Но магазины для гурманов первыми страдали от кризисных явлений в экономике и снижения потребительского спроса. О чем в свое время говорил тогдашний CEO сети Фуршет, которая одной из первых начала открывать подобные магазины под названием Фуршет Гурман.

В нынешних условиях украинцы тоже подвержены экономии, что побудило к появлению форматов жестких дискаунтеров и быстрому развитию магазинов формата convenience store. А магазины деликатесов остались там, где сохранился поток состоятельной публики и почти прекратили свое развитие.

Forta

Волинське “чудо”: як виглядає преміальний супермаркет Forta від мережі Чудо Маркет у луцькому ТЦ Baobab (фотоогляд)

Супермаркеты Forta – новый премиальный бренд харьковского продуктового ритейлера Чудо Маркет – стали едва ли не единственными, кто еще развивается в этом сегменте. Обе сети принадлежат группе компаний Toliman Group. Первый магазин Forta в качестве якорного арендатора открылся 30 марта 2023 года в селе Рованцы неподалеку от Луцка (вдоль объездной трассы Луцк-Львов) в новом ТЦ Baobab. Напомним, Чудо маркет – сеть продовольственных супермаркетов и магазинов возле дома с центральным офисом в Харькове. Из-за войны локальная сеть стала рассматривать возможность релокации бизнеса в более спокойный западный регион. Интересно, что для пилотного проекта был выбран именно премиальный сегмент, в котором компания не была представлена. Возможно, именно поэтому для старта выбрали другой бренд, который теперь в компании называют просто «современный супермаркет европейского уровня» без упора на премиальность. Forta позиционируется как современный супермаркет с кулинарией собственного производства, блюдами на мангале, пиццей и пекарней.

Уже три месяца спустя, в июле 2023-го, в самом Луцке на бульваре Ивана Газюка, 2 (Дружбы народов) открыл двери второй магазин торговой площадью 450 кв. м с ассортиментом в 6000 SKU. Затем добавились еще две локации в городе Стрый Львовской области (по ул. Ольжича, 3 и ул. Богдана Хмельницкого, 4, в ТРЦ Стрый City). Пятый по счету супермаркет сети Forta открылся во Львове 11 марта по адресу ул. Городоцкая, 286 Б в ТЦ Prime Time.

Le Silpo

Компания Fozzy Group, владеющая сетью супермаркетов Сільпо, значительно раньше запустила четыре деликатес-маркета Le Silpo со стильным дизайном, особым ассортиментом из разных континентов и высокими стандартами персонального сервиса. Первый магазин Le Silpo торговой площадью 800 кв. м появился в Харькове, в середине марта 2012 года по адресу ул Космическая, 23 А. В следующем 2013 году Le Silpo открылись в Киеве и Днепре. Столичный деликатес-маркет появился в ТЦ Mandarin Plaza (ул. Бассейна, 6), на месте аналогичного магазина сети Фуршет, которую впоследствии поглотила компания Сільпо Фуд. Это был уже вдвое больший магазин на 1500 кв. м. Торговая точка в Днепре открылась в только что построенном БФК Cascade Plaza на Екатеринославском бульваре, 1. В 2018 году этот магазин прошел реновацию.

Четвертый Le Silpo был открыт в Одессе только в 2017 году (в ТЦ Kadorr City Mall по ул. Генуэзская, 24 Б), когда этот приморский город стал центром морского отдыха после оккупации Крыма россией. В этих магазинах примерно 70% ассортимента принадлежит к премиум-сегменту.

Favore

Элитная Фора: как выглядит и что предлагает первый премиальный food-market Favore (фотообзор)

Еще одна сеть от Fozzy Group – Фора – имеет один премиальный food-market Favore в пгт Козин по адресу ул. Обуховское шоссе, 39. Гастромаркет общей площадью 2000 кв. м был открыт 11 мая 2017 года. Интересно, что развитием нового формата занялась не материнская компания и даже не сеть Сільпо, уже имеющая опыт работы в премиальном сегменте с брендом Le Silpo, а именно Фора. Здесь представлены продукты из разных уголков мира, а на втором этаже маркета разместилось кафе-кондитерское. В своей пекарне Favore выпекается хлеб, также для посетителей магазина готовится по заказу пицца. Еще на одном уровне Favore – винотека с профессиональными сомелье. Этот магазин так и остался в одном экземпляре – фактически на уровне эксперимента.

ВК Select

Также только один магазин в премиальном сегменте остался у компании Retail Group, управляющей торговыми сетями Велмарт, Велика Кишеня, ВК Експрес. Премиальный маркет ВК Select (Велика Кишеня Select) появился через 11 лет после открытия первого супермаркета Велика Кишеня. Он был открыт 23 июля 2011 года в Киеве на улице Генерала Матыкина, 1 (ныне – Конча-Заспинская), в Конча-Заспе, известной своей состоятельной публикой. Он работает до сих пор.

Но полтора десятка лет назад ритейлер планировал создать целую сеть таких премиум-маркетов, поскольку первый объект показывал обнадеживающие результаты. Уже в конце 2011 года в столице заработал еще один ВК Select на Днепровской Набережной 26 К и еще одна точка в Киевской области на Старообуховской трассе. В планах компании на 2012 год числилось открытие до 15 магазинов ВК Select. Осенью 2013 года ритейлер приобрел четыре магазина Чумацький шлях и два гастронома Столичный в центре Киева. По оценкам экспертов эти магазины тоже работали в премиальном сегменте. Однако на начало 2014 года было только четыре магазина ВК Select. Впоследствии все новые точки были закрыты.

Космос

Одесская компания Таврія В, с 1992 года развивающая одноименную сеть мультиформатных магазинов, в июле 2011 запустила деликатесный гипермаркет Космос. Он был расположен на Оболони в ТРЦ Dream Town 2 по адресу Оболонский проспект, 21 Б, и занимал площадь около 5200 кв. м. Второй магазин в Киеве появился в марте 2013 года в ТЦ GlobalUA, расположенном на Троещине по адресу ул. Бальзака 2А (площадью 1600 кв. м). В преддверии нового, 2019 года оба магазина прошли масштабное обновление, однако уже менее чем за год крупный магазин на Оболони исчез, а его место занял Сільпо.

Так же в Одессе продолжают свою работу два деликатес-маркета Космос. Первый из них площадью 1900 кв. м открыл свои двери еще в марте 2007 года на первом этаже ТРЦ Сады Победы (ул. Академическая, 28/1), который был тогда только построен компанией Таврия В. Второй магазин площадью 2200 кв. м начал работу более чем через шесть лет, в октябре 2013-го в помещении ТЦ МегаДом по ул. Толбухина, 135 (ныне — Георгия Липского), который ранее позиционировался как ТЦ с якорными арендаторами в виде магазинов товаров для ремонта и строительства, предметов интерьера и мебели. Таким образом, в Киеве и Одессе сейчас работает всего три деликатес-маркета Космос общей площадью 5704 кв. м.

Delicate

В январе 2018 года в хмельницком ТЦ EL по адресу Нижнебереговая улица, 42/1 начал работу маркет Delicate Premium. Ранее по этому же адресу работал супермаркет семейной покупки Delicate, но обновленный магазин очень сильно отличается от него расширенным предложением деликатесной и премиальной продукции, товаров категории fresh и здоровых продуктов. Также здесь обустроено небольшое кафе. Как рассказал недавно основатель компании Галапрод Юрий Чупров, сеть супермаркетов Delicate начала свой путь в 2012 году с двух магазинов Щедрослав в Хмельницком и области (в Шепетовке). В 2015 году открылся первый супермаркет Delicate в концепции комфорта для покупателей, а в 2018-м – второй. В начале текущего года компания открыла пятый магазин, внедрив новую концепцию зонирования товарных групп и нестандартное оборудование.

Santim

Сеть супермаркетов премиум-класса Santim появилась в Одессе в 2011 году. Эти магазины являются частью группы компаний Алми, которая занимается дистрибуцией, а также развивает торговую сеть Копійка, созданную в 2001 году. В супермаркетах Santim представлены товары высокого ценового диапазона как собственного импорта, так и собственные торговые марки: продукция высокого качества Multico, алкогольные изделия Unico, товары широкого спроса 0.01, товары первой необходимости Пані Цінна.

В настоящее время работает четыре магазина в Одессе по адресам:

  • пер. Сабанский, 3;
  • ул. Лигинская, 2 А
  • ул. Валерия Самофалова, 16 А/3
  • ул. Троицкая, 54

Открытый в конце 2021 года магазин Santim в Черноморске (пр-т Мира, 14 ТЦ Нептун) в настоящее время закрыт.

Goodwine

В конце 2007 года Владимир Шаповалов и Дмитрий Крымский открыли магазин Goodwine в формате Cash&Carry площадью 1200 кв. м в Киеве по улице Мечникова. Но первый Goodwine не был «раем для богатых». Это был довольно аскетический винный магазин мелкооптовой торговли. Бизнес модель объединяла «три в одном» – когда компания одновременно является импортером, дистрибьютором и ритейлером. В 2010-м появился второй Goodwine в престижном районе столицы «Оболонские Липки» (ул. Владимира Ивасюка 16 Б), а в 2012-м – магазин в центре Донецка (магазин был закрыт в 2014 году). В настоящее время работает еще один винный магазин на шестом этаже столичного ЦУМ.

В 2012 году во флагманском магазине столицы начали развивать продуктовое направление, переехав в новое помещение вдвое большей площади (2500 кв. м) на Мечникова, 9. Тогда же перешли из аскетического формата в более удобное для клиентов. Наряду с отделами вина, комнатой selective wines и библиотекой виски появились отделы бакалеи, свежих овощей и фруктов, рыбы, мяса, гастрономии, молочных продуктов, отдел флористики и аксессуаров для дома. А также пекарня Bakehouse, кофейня Yellow Place, рестораны Lucky, Chief’s Table и 101 Wine Bar, суши-бар Shima, школа сомелье. Продукты заняли половину площадей.

Сам супермаркет Goodwine не масштабируется, но в структуре компании Бюро вин (юрлицо бренда Goodwine) есть одноименный винный дистрибьютор, сетевой дискаунтер алкоголя Bad Boy, ресторан Lucky и кофейни Yellow Place.

Ultramarket

После разделения владельцами в 2017 году торговых объектов сети МегаМаркет один из бывших партнеров Олег Вишняков стал единоличным владельцем части активов. В частности, здания у станции метро Почайна (где раньше находился МегаМаркет, а затем работал флагманский магазин Rozetka), а также ТЦ Ультрамарин, где сначала запустили УльтраМаркет, позиционируя его как премиальный супермаркет (теперь магазин Сільпо). Уже позже произошел запуск новой сети Ultramarket и ребрендинг МегаМаркет в столичном ТРЦ Cosmo Multimall, а также на улице Монастырского, 3 А (бывшая Сурикова).

Первый магазин новой сети Ultramarket открылся в Киеве в середине мая 2021 года в ЖК San Francisco Creative House на Берестейском проспекте, 67. Его общая площадь 2850 кв. м. Концепцию магазина назвали Health, Craft, Farm, Local. В торговом зале нет «типичных» отделов, зоны отличаются стилем, материалами и шрифтами вывесок, но связаны единственной идеей с акцентом на экологичность и крафт.

В декабре 2022 года под брендом Ultramarket начал работу еще один магазин площадью 6500 кв. м и огромным паркингом, расположенным на улице Глубочицкой, 44, на месте закрытого Эльдорадо. Во всех магазинах был расширен ассортимент за счет экологически чистых и крафтовых продуктов. Таким образом, Ultramarket можно считать премиальной версией бывшего МегаМаркета.


К последним новостям К популярным новостям Підписатись на TG канал

Поделитесь этой новостью в социальных сетях


Читайте также

Все новости рынка