Спецпроект: как изменилась география ритейла за год полномасштабной войны

Спецпроект: как изменилась география ритейла за год полномасштабной войны

24.02.2023 09:00
  1283
Костянтин Симоненко

Полномасштабное вторжение России в Украину вынудило стать беженцами не только огромное количество людей, но и изменить локацию многих бизнесов. Как изменилась работа основных сетей по количеству торговых точек по наибольшим направлениям розничной торговли, и на какие регионы теперь делают ставку лидеры отечественного рынка.

Ассоциация ритейлеров Украины представляет масштабное исследование рынка отечественного ритейла во время войны. Мы проанализировали пять крупнейших сегментов розничной торговли, чтобы выяснить, сколько всего торговых точек работает у лидеров рынка по состоянию на начало февраля 2023 года по сравнению с 24 февраля 2022 года, в каких регионах они представлены, и где они предпочитают открывать магазины. В частности, исследовались следующие сегменты: продуктовый ритейл, drogerie, сети бытовой техники, электроники и гаджетов, а также сегменты fashion и спорттоваров.

Основные данные были предоставлены компаниями, а также брались из открытых источников. Информация о количестве торговых точек на начало и конец 2022 года по некоторым сетям была предоставлена компанией GT Partners Ukraine. Основной упор в исследовании сделан на тех, кто активно работал в регионах боевых действий или постоянных обстрелов.

Продуктовый ритейл

Продуктовые сети – один из наиболее востребованных видов розничной торговли, поскольку они снабжают население товарами первой необходимости. Крупные национальные сети, такие как АТБ и Сільпо, присутствовали во всех областях Украины и продолжают работать там, где это возможно. Представители специализированного ритейла даже активно наращивают присутствие в большинстве областей, таких например, как сеть магазинов М’ясомаркет, которую развивает холдинг МХП по схеме франчайзинга. В настоящее время ритейлер работает в 21 регионе и за год увеличил количество торговых точек со 180 до 239-ти.

Тяжелее всего пришлось локальным сетям, которые были сосредоточены в регионах, частично попавших под оккупацию или находившихся под постоянными обстрелами. У них нет возможности эвакуироваться и начать развитие в более безопасном месте. Показательным примером является сеть магазинов Економ, большинство магазинов которой находится в Запорожской области и столичном регионе. До войны сеть насчитывала 103 магазина, а теперь – всего 65.

Восток Украины

На востоке страны, где происходят активные боевые действия, война уничтожила или сделала невозможным работу большинства сетей. Так, в Луганской области, в свое время почти полностью оккупированной, сеть АТБ потеряла 13 торговых точек и еще 57 – в Донецкой области. Также в этих двух областях недосчиталась 12 супермаркетов сеть Сільпо. Только М’ясомаркет сохранил свое присутствие в Донецкой области, где продолжают работать три магазина.

По словам директора по развитию бизнеса клиентов МХП Дмитрия Морозова, компания потеряла немало точек на оккупированных и деоккупированных территориях: некоторые физически уничтожены, некоторые до сих пор под оккупацией. Однако стратегия развития остается неизменной: обеспечение продовольственной безопасности в стране.

«Так что мы продолжаем трансформацию МХП в кулинарную компанию, и одним из направлений этой трансформации является развитие сети М’ясомаркет. Партнеры разделяют нашу ценность о продовольственной безопасности страны, поэтому даже в первые недели горячей фазы войны работали. Были регионы, где шли обстрелы, заходила российская техника и все было закрыто, и только наши торговые точки, несмотря на обстрелы и проблемы с логистикой, кормили людей», — объясняет Дмитрий Морозов.

Юг Украины

Среди южных областей больше всего пострадал ритейл в Херсонской и Запорожской областях. Так, в этих двух регионах АТБ потерял 65 магазинов, а Сільпо – 11 супермаркетов, М’ясомаркет –12.

Тяжелее всего пришлось сети маркетов Економ, которая потеряла 39 торговых точек из 40 в Запорожской области и теперь имеет в самом областном центре только 39 магазинов. Тем не менее, в Економ настроены оптимистично: «Мы будем развивать РЦ в Киеве и Запорожье, автоматизировать их работу. Готовимся к расширению сети, в частности, выходить в новые регионы. Таким образом, мы планируем построить безопасные маршруты и снизить затраты на логистику в центральной части Украины».

В Николаевской и Одесской областях, периодически попадающих под вражеские обстрелы, дела у ритейлеров обстоят несколько лучше. Так, одесская сеть Таврія В у себя дома смогла за год даже расшириться до 107 локаций. Так же здесь стало больше на один АТБ и четыре М’ясомаркет.

Развитие именно на юге Украины в компании Таврія В (магазины Таврія В, Космос, Пюре, Блиск&Відро) в первую очередь связывают с логистикой доставки товаров, потому что главные распределительные центры расположены в Одесской области.

Север Украины

Наибольшая концентрация ритейла наблюдается в столичном регионе, где сосредоточено 253 магазина АТБ и 122 Сільпо. Это немного меньше, чем до войны. Также основным регионом присутствия Фора остается Киев и Киевская область, хотя здесь также планируют расширять присутствие и в других областях. «Пока наша стратегия развития мало изменилась, мы так же стремимся открываться везде, где это будет удобно для нашего гостя – стрит-ритейл или ТРЦ – неважно, анализируем каждую локацию отдельно», — говорят в сети. В частности, Фора расширила сеть в столице со 122 точек до 131. Однако в Киевской области присутствие снизилось на семь магазинов и теперь здесь насчитывается всего 125 точек. Активное развитие в Киевском регионе демонстрирует М’ясомаркет, который увеличил количество магазинов в 1,5 раза. Также в столице работают магазин Космос (от компании Таврія В) и 15 магазинов Економ.

Интересно, что в Черниговской и Сумской областях, также находившихся в зоне активных боевых действий, существенных изменений в сетях не произошло, только АТБ стало меньше на четыре магазина. В Сумской и Житомирской области активно увеличивал количество локаций М’ясомаркет. Также Фора увеличила сеть на два магазина в Житомирской области.

Центр Украины

Среди центральных областей страны прежде всего обращает на себя внимание Днепропетровская область. Здесь у АТБ больше всего магазинов после столицы – за год войны сеть приросла на шесть маркетов. Это соответствует современной стратегии компании АТБ, которая предполагает развитие, прежде всего, в центральных и западных регионах Украины. В частности, еще три АТБ появились в Черкасской области.

В свою очередь, Таврія В тестирует объект в новом для себя регионе (Днепропетровская обл.) – Пюре. «Именно на основе опыта функционирования этого супермаркета возможно расширение географии сети и на другие, до сих пор не задействованные регионы», — говорят в компании. В компании отмечают, что в большинстве магазины открываются в формате стрит-ритейла и многолетний опыт функционирования именно такого формата объектов показал его эффективность.

Запад Украины

Поскольку на западе страны хватает собственных локальных игроков, здесь даже национальным сетям приходится активно бороться за покупателя и потому развитие не столь интенсивно. Значительных успехов в покорении западных областей достиг АТБ, открывавший новые магазины везде, кроме Ровенской и Ивано-Франковской области. Больше всего новых локаций было открыто во Львовском регионе – 10 магазинов. Здесь также появились два новых Сільпо и один М’ясомаркет.

Бытовая техника и электроника

Восток Украины

Одна из самых больших сетей по количеству магазинов техники, электроники и гаджетов Алло на момент полномасштабного вторжения России имела в своем активе 346 торговых точек во всех регионах Украины. Спустя почти год войны их количество сократилось до 290 магазинов. Равно как и другие крупные национальные игроки этого рынка (Фокстрот, Comfy, Eldorado), ритейлер вынужденно прекратил работу в регионах, где велись активные боевые действия — в Луганской и Херсонской областях. Однако он стал едва ли не единственным, кто еще продолжает работать на востоке страны — в Донецкой области, где покупателей обслуживают пять торговых точек из 19, которые были здесь до 24 февраля 2022 года.

Из-за временной оккупации закрыты, а в большинстве случаев полностью разрушены восемь магазинов Comfy в Донецкой и Луганской областях: Покровске, Бахмуте, Краматорске, Славянске, Северодонецке, Лисичанске и два магазина в Мариуполе. Также восемь магазинов недосчитался в Донецкой области Eldorado и девять – Фокстрот.

В восточных областях война значительно сократила присутствие ритейла, однако в Харьковской области сети видят потенциал для восстановления на территориях, где фронт, благодаря усилиям ВСУ, откатился подальше. Так, по словам и.о. операционного директора сети Фокстрот Даниила Векленко, в компании рассматривают и просчитывают возможность открытия нескольких магазинов, временно закрывшихся с начала войны, в том числе в Харькове и Николаеве.

Юг Украины

С этой точки зрения, в южных регионах ситуация выглядит более обнадеживающей в Николаевской и Одесской областях, где тоже произошло сокращение сетей, но не столь существенно и есть возможность возобновления работы. Запорожская и Херсонская области, к сожалению, в зоне повышенного риска. Однако ритейлеры решительно настроены на восстановление.

«Сеть магазинов Алло уже дважды сокращалась из-за российской агрессии, сначала в 2014 году, а затем – в 2022-м. В приоритете — возобновление работы магазинов на деоккупированных территориях, где безопасно клиентам и персоналу, и открытие новых магазинов в регионах, где видим потенциал от продаж и минимальный риск от агрессии РФ. Рассматриваем как ТРЦ, так и стрит-ритейл», – говорят в Алло.

По мнению представителей Eldorado, более эффективны магазины, расположенные в ТРЦ и ТЦ. В первую очередь, за счет синергии с другими якорными арендаторами, в частности магазинами сетей FMCG.

«Кроме того, последний год показал, что именно у ТРЦ и ТЦ есть возможность более эффективно обеспечить бесперебойное энергоснабжение», – говорят в Eldorado.

Но здесь также в первую очередь рассчитывают на возвращение в деоккупированные города, как только там начнет восстанавливаться жизнь и разрешит ситуация с безопасностью. В общем, стратегия сети – полноценное присутствие во всех регионах страны.

Центр Украины

У Фокстрот на этот год планов значительного масштабирования сети нет. Вместе с тем, ритейлер рассматривает все предложения по новым объектам. И в этом разрезе преобладает не столько тип локации – стрит-ритейл или ТРЦ, сколько ее потенциал – вероятная выручка, трафик и т.д. Что касается географии – пока внимание в направлении развития больше приковано к центральным и западным регионам.

Так же в Comfy при выборе площадки тщательно оценивают ее с точки зрения трафика, потенциальной конверсии, покупательной способности населения в регионе и т.д. «Исходя из этих факторов осенью прошлого года, мы возобновили присутствие в Кременчуге (старый магазин был разрушен в результате ракетного удара по ТРЦ Амстор), открыли новый магазин в Броварах и флагманский магазин в центре Киева на улице Антоновича, 50», — объясняют в сети.

Среди центральных регионов следует обратить внимание на Днепропетровскую и Полтавскую области, где произошло сокращение всех сетей, кроме Comfy и Цитрус.

Север Украины

На севере страны, где боевые действия затронули практически все области, кроме Житомирской, являющейся своеобразным «островком стабильности», наибольшее сокращение сетей произошло в столичном регионе. Лишь Алло расширил сеть на одну локацию в Киеве. Интересно, что в Черниговской области все сети тоже работают в полном составе, а Eldorado даже открыл дополнительную торговую точку. Однако такая стабильность может объясняться и относительно небольшим количеством локаций на севере страны (за исключением столицы и окрестностей).

Запад Украины

В целом среди всех ритейлеров сеть Comfy сохранила свою сеть почти во всех регионах присутствия, за исключением востока и юга страны. Неохваченной остается Тернопольская область.

Фокстрот в большинстве регионов присутствия несколько уменьшил количество локаций, в том числе в западных областях (Черновицкая, Ивано-Франковская, Ровенская, Хмельницкая области). Учитывая большую представленность ритейлера во всех регионах, это выглядит как процесс оптимизации работы сети для ее большей эффективности в непростые времена.

Неизменными сети основных игроков через год войны остаются в Закарпатской, Тернопольской и Волынской областях. На одну локацию Алло расширил сеть во Львовской и Хмельницкой, а Eldorado – в Черновицкой области.

Fashion

Восток Украины

Сейчас восточные области Украины – самый сложный и опасный регион для работы. Постоянные обстрелы, близость к линии фронта и масштабное переселение местных жителей за границу и в более безопасные регионы Украины повлияли на деятельность всего ритейла. И fashion не исключение. Так, польский холдинг LPP полностью приостановил свою деятельность во всех восточных областях. Сеть Intertop потеряла два магазина в Донецкой области, но уже возобновила работу 10 из 17 магазинов в Харьковской области. В сетях LC Waikiki и Arber сейчас работает по три магазина в Харьковской области. Сеть LC Waikiki, кроме того, в процессе заключения договора на открытие pop-up магазина в Харькове. Также в Харькове сейчас работает одна студия сети Vovk, остальные две – пока на паузе.

Юг Украины

В южном регионе магазины холдинга LPP работают только в Одесской области — 9 магазинов из 13. Генеральный директор LPP Ukraine Ярема Ивахив отметил, что сейчас компания фокусируется на существующих магазинах. «У нас есть понимание и видение: как работать в нынешних условиях», — говорит Ярема.

Остальные опрошенные сети уже в полном объеме возобновили свою работу, а LC Waikiki даже открыла новый pop-up магазин. Такая же ситуация и в Запорожской области, где сейчас не работают только магазины LPP.

Север Украины

Здесь также происходят новые открытия. В частности, LPP открыл новый магазин в Черниговской области. LC Waikiki в скором времени откроет в Киеве новый pop-up магазин. А сеть Intertop открыла новый магазин своего саб-бренда в Respublika Park: “В начале года мы открыли новый магазин спортивного бренда EA7 в ТРЦ Respublika Park. Открытие этой торговой точки было в планах еще до начала войны, поэтому мы активно готовились к нему, и потому решили впоследствии возобновить этот проект. Это было очень взвешенное и удачное решение, но открывать новые магазины мы не планируем, — рассказывает директор департамента управления оптовыми и розничными продажами Ирина Бычковская. – Сейчас главная задача Intertop как украинского бизнеса – сохранить рабочие места, продолжать платить налоги и помогать ВСУ. Мы делаем акцент на развитие и ассортимент уже работающих магазинов, а также на улучшение клиентского опыта и диджилизацию. После победы обязательно вернемся к новым открытиям”.

Центр Украины

В центральных областях все опрошенные fashion-ритейлеры почти полностью возобновили свою работу, а некоторые уже открыли или готовят открытие новых магазинов. Сеть Vovk открыла новые студии в Кировоградской и Винницкой областях, а турецкий fashion-ритейлер LC Waikiki готовит к открытию новый магазин в городе Кропивницкий Кировоградской области. «Сейчас новые торговые точки мы открываем преимущественно в стандартном концепте и в формате pop-up магазинов. Географически мы продолжаем работать по всей Украине, кроме оккупированных территорий. А для открытия новых магазинов предпочитаем готовые локации с ремонтом”, — рассказал RAU Алексей Гришко.

Запад Украины

Неудивительно, что в западном регионе Украины в ритейле в целом и в fashion-ритейле в частности, наблюдается самая благоприятная ситуация для развития и расширения. Все пять опрошенных fashion-ритейлеров работают здесь на полную мощность, LPP открыл новый магазин во Львове, сеть Vovk открыла три новых магазина во Львовской, Ивано-Франковской и Закарпатской областях. LC Waikiki готовит новое открытие в Червонограде Львовской области.

 Drogerie

Восток Украины

Отрасль drogerie на востоке представлена только сетями EVA и Bomond, в которой работает один магазин в Харькове. В сети EVA работают 63 из 79 магазинов в Харьковской области и один магазин в Донецкой области.

Юг Украины

В южном регионе ситуация значительно лучше, чем на востоке. Здесь работают все опрошенные ритейлеры. В частности, EVA представлена 163 магазинами в регионе, Dini – одним, Bomond – тремя, а также Шик і Блиск – 14 магазинами.

Север Украины

В северных областях полностью возобновили деятельность сети EVA, Dini и Воmond. Кроме того, сеть EVA открыла семь новых магазинов в Киевской области, а сеть Шик і Блиск – четыре новых магазина в Киевской области и один магазин в Житомирской области.

Центр Украины

В центральном регионе ритейлеры почти полностью возобновили свою работу. Также есть и новые открытия: EVA открыла три новых магазина в Винницкой области, а также один магазин в Черкасской и Полтавской областях. Сеть же Шик і Блиск открыла пять новых магазинов в Винницкой области и один новый магазин в Черкасской области.

Запад Украины

Западный регион Украины самый богатый новыми открытиями. Здесь в прошлом году увеличили свое присутствие все опрошенные ритейлеры из drogerie. В частности, EVA открыла в этом регионе десять новых торговых точек, Dini – четыре, Bomond – одну, а Шик і Блиск – три.

Sport & outdoor

Восток Украины

Все спортивные сети заметно сократили свое присутствие в восточном регионе Украины, где сейчас идут упорные бои с российскими оккупантами. Так, сеть Athletics до войны имела два магазина в Харькове. К сожалению, один из них был разрушен вражеской ракетой, но другой продолжает работать. Сеть Megasport после начала военного вторжения закрыла все четыре магазина в Харькове, которые не возобновили свою работу. А сеть Марафон восстановила три из пяти магазинов в Харькове и, к сожалению, потеряла свою торговую точку в Мариуполе, который сейчас оккупирован врагом.

Юг Украины

В южном регионе самая лучшая ситуация с работающими спортивными магазинами в Одесской области. Здесь сейчас работают три из трех магазинов магазинов Athletics, три магазина из пяти магазинов Megasport, которые сеть имела здесь до 24 февраля 2022-го. А также продолжает работать магазин Марафон.

Из опрошенных сетей в Николаеве сейчас работает только магазин Athletics, такая же ситуация и в Запорожье.

В Херсоне сейчас не работает ни одна спортивная сеть. Сети Athletics и Марафон, представленные в ТЦ Fabrika, потеряли свои торговые точки после того, как этот ТЦ был разрушен врагом.

Север Украины

На севере Украины спортивные сети полностью восстановили свою деятельность, а Athletics даже открыла здесь новую торговую точку на левом берегу Днепра в Киеве, хотя сеть вынуждена была закрыть свою торговую точку в киевском ТРЦ Blockbuster Mall.

Наибольшая представленность спортивных сетей обычно в Киевской области: сейчас здесь работает 12 магазинов Athletics, четыре из шести магазинов Megasport и 9 из 11 магазинов Марафон.

Аthletics продолжает работать в Черниговской, Житомирской и Сумской областях. А сеть Megasport возобновила работу своего магазина в Житомире, в Чернигове и Сумах магазины ритейлера пока не работают.

Центр Украины

В центральном регионе также постепенно количество магазинов возвращается к довоенному уровню. В Днепропетровской области закрылись два магазина Марафон, а в Винницкой области — один магазин Аthletics и два Megasport. Остальные магазины этих сетей уже работают на регулярной основе.

Новых открытий в этом регионе не было.

Запад Украины

Ожидаемо, все спортивные ритейлеры стабильно продолжают работать в западном регионе. Здесь не было никаких закрытий. А сеть Марафон даже открыла несколько новых магазинов.


К последним новостям К популярным новостям Підтримати редакцію

Поделитесь этой новостью в социальных сетях


Читайте также

Все новости рынка