АШАН у дома: французская сеть будет развивать в Украине формат «магазин у дома»
Первые объекты сети АШАН в новом формате могут открыться уже в этом году.
О планах развивать новые форматы магазинов в Украине rau.ua сообщил директор по развитию компании АШАН Украина Владимир Строкань в кулуарах выставки Retail & Development Business Expo 2017. По его словам, первый тестовый магазин АШАН в новом для Украины формате может заработать уже до конца 2017 года. «Это стандартный магазин у дома, его площадь может быть от 200 «квадратов», — уточнил Строкань. При этом он не стал раскрывать другие подробности и модель работы магазинов нового формата, однако подчеркнул, что у французской группы Auchan, в структуру которой входит и АШАН Украина, достаточно опыта в развитии торговых точек небольшого формата в других странах. «Думаю, мы консолидируем все знания и выйдем на эффективную модель — как для клиентов, так и для арендодателей и компании АШАН Украина», — сказал топ-менеджер.
Ближе к потребителю
По данным на сайте компании, в группу Auchan к концу 2015 года в разных странах входило 962 гипермаркета и 2 874 магазина у дома. Украинское подразделение группы – компания АШАН Украина – сейчас управляет 11 торговыми объектами (шесть в Киеве, два во Львове, по одному в Одессе, Кривом Роге и Запорожье) суммарной торговой площадью 102 600 кв. м. При этом последнее открытие магазина АШАН состоялось еще в сентябре 2015 года. Тогда компания представила во Львове магазин нового формата – АШАН Сити, который стал наименьшим в украинской сети. Общая площадь торгового объекта — около 7 000 кв. м, однако значительная ее часть была отведена под торговую галерею, которой управляет девелоперское подразделение Auchan – Иммошан Украина.
Теперь же АШАН Украина готов открывать в стране магазины совсем небольших форматов, что по словам Владимира Строканя, полностью соответствует стратегии развития всей группы Auchan. Совсем недавно ритейлер открыл свой первый магазин формата My Auchan площадью 430 кв. м за пределами Франции – в португальском Лиссабоне.
Как писал Allretail.ua со ссылкой на Planet Retail, в этом магазине отдел продаж делится на три зоны: свежие продукты питания, снеки и другие пищевые продукты с акцентом на замороженные полуфабрикаты и продукты здорового питания.
Активное развитие компанией малых форматов в Европе аналитики объясняют изменением потребительских привычек: клиенты склонны делать небольшие и более частые покупки, которые можно совершить недалеко от места жительства.
Генеральный директор исследовательской компании GT Partners Ukraine Игорь Гугля говорит, что украинский потребитель сейчас также покупает часто и понемногу. По словам эксперта, это хороший тренд для магазинов у дома, поэтому в последние годы развитие магазинов такого формата набирает обороты. Активно развиваются такие сети как ЛотОК, Наш Край, Рукавичка или Сім-23.
Одну за другой открывает торговые точки и сеть АТБ (835 магазинов к концу 2016 года), которая хоть и не является классическим «магазином у дома», работая в формате дискаунтера, однако также развивает магазины в шаговой доступности к потребителю. Следует упомянуть и сеть Thrash!, которую в прошлом году запустил крупнейший в Украине FMCG-ритейлер – Fozzy Group. Уже сейчас сеть дискаунтеров насчитывает 37 торговых точек.
Закономерный шаг
По мнению основателя и СЕО компании IDNT Николая Чумака, решение АШАН Украина открывать магазины небольшого формата — логичный этап развития компании. «Как правило, системные ритейлеры сначала развивают крупные форматы, закрепляясь на рынке. Хотя гипермаркеты и требуют больших начальных инвестиций, однако работают наиболее эффективно. К тому же, это легче с точки зрения логистики и менеджмента – управлять 10 большими объектами гораздо проще, чем 500 маленькими магазинами. Потом, когда налажены все логистические схемы, выстроены отношения с поставщиками, а потребитель знаком с компанией – намного легче строить сеть магазинов меньшего формата», — говорит Чумак.
Согласен с ним и Игорь Гугля, по мнению которого, для АШАН Украина в проекте по развитию сети магазинов у дома не должно возникнуть никаких сложностей. «Развитие мелкого формата – это логичный шаг для этого оператора, ведь и в Польше, и в России у него уже есть опыт в реализации таких проектов («АТАК» и «В шаге от Вас» в России, Simply Market – в Польше). С логистикой у французов проблем возникнуть не должно, ведь их гипермаркеты сегодня присутствуют уже по сути во всех регионах (Киев + Запад + Восток + Юг). Что касается локаций, то найти более-менее подходящие площадки мелкого формата в нашей стране сейчас проще, чем помещения более крупных размеров», — считает Гугля.
Впрочем, по словам топ-менеджера украинской сети магазинов, также развивающей формат «у дома», пока что рынок менее всего насыщен как раз крупными торговыми объектами. «Самый ненасыщенный сегмент рынка – гипермаркеты. Во многих городах, в том числе областных центрах, он вообще не представлен. Конкуренция в сегменте магазинов у дома намного жестче, а учитывая давление со стороны несетевой розницы и серого рынка работать в этом сегменте очень тяжело», — добавляет партнер консалтинговой компании RetaiNet Александр Ланецкий. «С другой стороны, уровень цен и сервиса у сетевых операторов существенно привлекательнее того, что предлагает неорганизованная розница. Поэтому у системных игроков есть возможность потеснить несетевых конкурентов», — считает собеседник rau.ua.
Идентификация АШАН
Украинский АШАН позиционирует себя как дискаунт-гипермаркет, однако будут ли и магазины компании меньшего формата работать в формате дискаунтера, пока непонятно. Опрошенные участники рынка в большинстве своем считают, что АШАН не будет отказываться от своего позиционирования в магазинах у дома. «АШАН Украина – это часть большого международного холдинга с большим запасом прочности. Они смогут достаточно долго держать низкие цены и работать с минимальной маржой, чтобы завоевать большую долю рынка. Скорее всего, они пойдут именно по такому пути», — говорит руководитель одной из украинских FMCG-сетей.
Еще одним весомым аргументом для такого решения, по мнению игроков рынка, будет тот факт, что цена для украинского потребителя по прежнему остается одним из главных факторов при выборе магазина.
С другой стороны, эксперты отмечают, что в магазинах меньшего формата издержки в любом случае больше, поэтому держать цены на уровне гипермаркета будет сложно.
«В магазинах небольшого формата дороже обходится управление ассортиментом, логистика, потому что товар нужно завозить не раз в неделю, а минимум раз в два дня, также в пересчете на квадратный метр больше затраты на персонал. В общем, это совсем другая модель бизнеса и вне зависимости от того, как позиционируется АШАН в Украине – компания должна зарабатывать деньги. Учитывая же, что издержки в маленьком формате однозначно будут больше, то и цены, скорее всего, тоже», — говорит Николай Чумак.
По его мнению, магазины АШАН формата у дома будут развиваться под зонтичным брендом. Таким образом, в компании смогут избежать потенциального недовольства клиентов, которые будут ожидать в небольших магазинах тот же ассортимент и те же цены, что и в гипермаркетах.
«Вообще, в Украине сейчас образовался вакуум в сегменте правильных, форматных магазинов у дома, в которых приятно делать покупки. В основном ниша заполнена несетевой розницей или дискаунтерами. Думаю, АШАН с его финансовыми возможностями мог бы успешно реализовать именно форматные магазины у дома, по типу британских Tesco Express и Mark & Spencer Food или американского 7 eleven, и быть успешным в этой нише», — добавляет Чумак.
Тише едешь — дальше будешь
По словам Владимира Строканя, в Украине АШАН планирует развиваться во всех возможных форматах. За счет этого компания намерена со временем доминировать во всех регионах страны. В этом и следующем году АШАН Украина намерен открыть минимум по одному гипермаркету. Что касается магазинов меньшего формата, то в компании рассчитывают на более динамичное развитие. «Я надеюсь на агрессивную политику развития. О цифрах не хотелось бы говорить, но мы используем любые возможности, которые будут соотноситься с нашей коммерческой моделью», — говорит директор по развитию АШАН Украина.
При этом он добавляет, что многое будет зависеть от того, умерят ли свои аппетиты украинские арендодатели. «К сожалению, сейчас в Украине неоправданно высокие арендные ставки для магазинов небольшой площади. Стоимость аренды далека от рыночных реалий», — сетует Строкань. Подтверждают это и другие участники рынка. По их оценкам, в среднем стоимость аренды небольших помещений завышена примерно на 50%.
Сложности с поиском подходящих локаций под магазин могут стать главным препятствием для активного развития сети, считает руководитель отдела торговых площадей компании JLL в Украине Екатерина Весна. «Учитывая, что у АШАН высокие требования к помещениям не только с точки зрения локации объекта, но и к техническим характеристикам, выбор будет ограничен», — считает эксперт. По ее словам, другие игроки рынка, развивающие сети магазинов небольших форматов, уже давно освоили лучшие локации площадью от 300 до 800 кв. м. Что же касается условий аренды, то, по мнению Весны, бренд АШАН будет играть в пользу компании при переговорах с арендодателем. «Условия аренды – это всегда предмет переговоров. В случае отдельно стоящих помещений многие собственники готовы уступить в цене аренды, если компания прозрачная, системная и предполагает длительный срок аренды. Так что, на наш взгляд, у АШАН есть сильные аргументы для снижения ставки», — уверяет Весна.
По ее мнению, вопросы изменения логистики и ассортимента при развитии нового формата также будут решены наиболее эффективным образом, однако выход в регионы, где пока не присутствуют гипермаркеты АШАН, скорее всего, будет отложен.
Еще одним препятствием для активной экспансии, по словам участников рынка, могут быть сложности с подбором персонала.
Однако в этом случае официальное трудоустройство и возможность развития в стабильной международной компании будут преимуществами АШАН и дадут возможность набирать опытных специалистов. «Если тестирование нового формата пройдет успешно и будет принято окончательное решение активно развивать магазины у дома, то АШАН Украина, с учетом его финансовых возможностей, по силам открывать и 100, и 200 магазинов в год», — считает топ-менеджер крупной украинской сети супермаркетов.
Представитель другого крупного ритейлера добавляет, что если перед украинской компанией будет стоять задача настолько активной экспансии и при наличии проблем с поиском подходящих помещений для аренды, не исключено, что АШАН будет рассматривать варианты поглощения менее удачливых конкурентов или строительства собственных магазинов.
Впрочем, большинство экспертов склонны считать, что АШАН будет развиваться не так активно. «Думаю, в первые годы проекта, учитывая все «прелести» нашего рынка, реально запускать около 30-40 объектов – не больше», — говорит Игорь Гугля.
О том, что активного развития нового формата не стоит ожидать в ближайшее время, говорит и директор Украинской ассоциации поставщиков торговых сетей Алексей Дорошенко. «Учитывая громоздкость управления АШАН Украина и то, как долго они принимают и согласовывают свои решения, только на тестирование нового формата может уйти год-два. Тем более, что сейчас у них есть другие, более приоритетные задачи. В первую очередь я имею в виду переговоры о поглощении сети Караван. Пока они не завершатся, АШАН Украина вряд ли будет переключаться на другие масштабные проекты», — уверен Дорошенко.
Читайте также —
В киевском Ашан установили Bluetooth-маячки, которые информируют об акциях