Андрей Григоров: В среднем 90% клиентов Нова пошта за границей – наши соотечественники

Андрей Григоров: В среднем 90% клиентов Нова пошта за границей – наши соотечественники

10.08.2023 08:45
  202
Костянтин Симоненко

Директор по развитию международных рынков Нова пошта Андрей Григоров в интервью LIGA.net рассказал о международном развитии, планах и особенностях работы на новых рынках. RAU выбрала самое интересное из этой беседы.

О выборе новых направлений

Основная задача – логистически соединить европейские страны с Украиной. Поэтому, прежде всего, идет ориентация на количество украинцев, проживающих в конкретном государстве. В среднем 90% клиентов Нова пошта за границей – наши соотечественники. Единственное исключение – Румыния, где осознанно делали упор на большую связь с Молдовой. Здесь модель развития предполагала 70% потока посылок между Румынией и Молдовой и только 30% – между Румынией и Украиной. Второй фактор – заинтересованность украинского бизнеса в экспорте или, наоборот, желание местного бизнеса присылать что-нибудь в Украину.

О сложностях запуска новых отделений

Во-первых, подготовка юридического лица во всех странах длится гораздо дольше, чем в Украине. Процесс регистрации и подготовки к началу деятельности в ЕС измеряется месяцами, а не тремя неделями, как в Украине. Самое долгое открытие случилось в Германии – здесь это заняло шесть месяцев. Только регистрация банковского счета заняла 2,5 месяца. В Литве же весь процесс открытия длился всего три месяца. Вторая проблема – поиск помещений для отделений. Европа уделяет большое внимание сохранению исторического наследия, поэтому в центре европейских городов очень трудно найти локацию, отвечающую требованиям Нова пошта.

Об отличиях в работе

В Европе вообще не популярна модель доставки через отделение. Здесь чаще используют такие форматы, как почтоматы, PUDO (выдача и прием посылок через точки партнерских бизнесов).

Есть свои особенности и в работе адресной доставки. К примеру, в Европе почти не используют телефонные номера для идентификации лица и связи с ним, что так популярно у нас в Украине. Ключевой способ коммуникации – это e-mail. Скажем, в Польше курьеры просто сбрасывают посылку у дверей, а затем информируют клиента по e-mail, что она доставлена.

Здесь большое внимание уделяется качеству данных, что упрощает жизнь оператора, но не факт, что клиента. Если не хватает малейшей детали в данных по получателю – посылка никуда не поедет и будет лежать на складе, пока клиент не предоставит уточненные данные.

Наибольший запрос в странах Европы на сервис COD (cash on delivery), это так называемый наложенный платеж. Ибо обычно здесь при покупке товаров онлайн клиенты используют только предоплату. В Украине и Молдове финансовый сервис NovaPay дает возможность получить товар и осмотреть его, и только потом – заплатить. Доставку денег продавцу обеспечит NovaPay. Ввести наложенный платеж в других странах Европы можно ориентировочно в течение полугода. Этот срок зависит от получения лицензии NovaPay от Центробанка Литвы.

О контроле содержания международных посылок

Во-первых, есть перечень товаров, запрещенных к отправке, отличающийся от украинского. Во-вторых, есть ограничения по стоимости посылок. Ведь стоимость содержания влияет на потенциальные налоговые платежи, уплачиваемые получателем. Без налогообложения можно отправить товары стоимостью до 150 евро из Европы в Украину и до 45 евро – из Украины в Европу.

Во избежание нарушений этих правил в отделении Нова пошта сначала проверяется содержание посылок и формируется первоначальная оценочная стоимость. Второй уровень контроля – сортировочная станция, ЦСС во Львове, где, кроме таможенных документов, также проверяют содержание посылки. Если содержание посылки и оценка его стоимости не соответствуют таможенным документам, такую посылку просто не растаможивают в Европе. Согласно законодательству ЕС, посылки физлиц должны растаможиваться в той стране, куда следует отправление.

О ценовой политике

Во-первых, она базируется на анализе конкурентного рынка. Во-вторых, учитывается себестоимость услуги. В-третьих, должны быть одинаковые по качеству и цене услуги для всех стран, которые логично собираются в определенные зоны. Например, для стран, граничащих с Украиной, цены на отправление должны быть одинаковыми. Единая цена для отдельных зон – это удобно для понимания клиентов, хотя себестоимость услуги в разных странах разная.

О конкурентах-партнерах

В каждой новой стране мы находим компанию, которая помогает расширить возможности доставки. Например, адресной доставки или в почтоматы, пока нет возможности делать это самостоятельно. Сейчас в Польше три партнера: Inpost, DPD и GLS. В Германии – это DPD, в Литве – Venipak, Румынии – Cargus, в Чехии – GLS. Приход Нова пошта эти компании воспринимают положительно. Важно и то, что в бизнес-модели компания делает акцент на украинцев и связь с Украиной и таким образом проводит линию разграничения в конкуренции.

О преимуществах компании

Рынок Европы очень конкурентен. Количество компаний зашкаливает, в одной только Польше – за сотню перевозчиков. Опросы утверждают, что большинство местных потребителей предпочитают сервисы локальных, уже знакомых им операторов.

Однако потребители в целом везде одинаковы и ориентируются на качество, обслуживание и цену. Поэтому среди преимуществ Нова пошта можно выделить скорость доставки и соблюдение сроков. В Европе доставка работает не столь четко. Третье преимущество – цифровизация, которая придает дополнительные удобства. К примеру, благодаря трекингу потребитель получает прозрачность – возможность всегда знать, где его посылка. Или может оформлять посылку прямо из дома или офиса через мобильное приложение. У местных операторов таких цифровых сервисов либо нет, все работает через сайт, либо у них очень ограниченный функционал.

О собственной авиадоставке

Авиакомпания Supernova Airlines 16 мая 2023 года выполнила свой первый авиарейс по маршруту Рига — Жешув. С этого времени уже совершили 14 рейсов и перевезли 250 000 посылок. Все рейсы совершаются в партнерстве с латвийской авиакомпанией RAF-Avia на самолете ATR 72. В будущем планируется создать собственный флот с привлечением грузовых версий современных самолетов Boeing или Airbus.

Об услуге NP Shopping

Есть продукт по международной доставке от Nova Poshta Global – NP Shopping – он позволяет украинцам делать заказы товаров в иностранных магазинах, которые не производят прямой доставки в Украину. Динамика посылок NP Shopping положительная: объем отправлений за шесть месяцев этого года на 34% превысил тот, который был у нас до войны. Около 50% всех импортных доставок приходится на США, на втором месте – Польша (35%). На третьем месте теперь Германия, а до войны на втором месте были заказы из Великобритании. Три самых популярных магазина, из которых украинцы заказывают чаще всего – это Amazon, 6pm, eBay.

О планах компании

В течение третьего квартала планируется выход в Латвию, Эстонию, Словакию и Венгрию. Формат запуска и модель открытия пока анализируется. Обновляется сервис NP Shopping в Молдове. В приоритете остается скорость, для чего будут открываться собственные склады и увеличиваться количество собственных авиарейсов.

В этом году планируется запуск доставки из Кореи, Японии и дальнейшее развитие доставки из Китая. В ближайшее время заработает мобильное приложение, единое для всех зарубежных рынков компании, а также в некоторых странах, где будут запущены продукты для бизнеса, заработает бизнес-кабинет.


К последним новостям К популярным новостям Підтримати редакцію

Раз на тиждень

ми будемо відправляти Вам 

найцікавіші новини тижня


Поделитесь этой новостью в социальных сетях


Читайте также

Все новости рынка