Александр Федец, Франс.уа та Сімейна пекарня: За $500 можно открыть пиццерию, если у тебя есть магазин
В ходе нового выпуска онлайн-программы соучредителя RAU Андрея Жука «За рамками ритейла» генеральный директор, соучредитель Fedets Family Bakery (Сiмейна пекарня, Франс.уа, Булочная N1, Фабрика тіста, Сімейна піца) поделился опытом создания пекарен и своим видением перспектив этого сегмента.
Александр Федец — генеральный директор, соучредитель Fedets Family Bakery. В нее входят сети Сiмейна пекарня, Франс.уа, Булочная N1, Фабрика тіста, Сімейна піца. Всего уже открыто более 400 магазинов, кофеен и пекарен. Из них только 30 — собственные. Остальные работают по франшизе.
В новом выпуске программы «За рамками ритейла» Александр Федец рассказал как возникла идея создания булочных, на которые изначально никто не обращал внимание, как из маленькой торговой точки это переросло в сетевой бизнес и как правильно строить партнерство при создании франшизы.
RAU предлагает самое интересное из этой беседы с предпринимателем, а полную версию интервью можно найти внизу материала или по ссылке.
О начале бизнеса
Я всю жизнь занимался розницей и сразу понимал, что наибольшую выгоду можно получить во fresh-зоне и при торговле алкоголем. Алкоголем я заниматься не хотел, а потому, когда решил заняться собственным бизнесом, открыл продуктовый магазин с мясом, фруктами-овощами и т.п. Уже тогда хотел заниматься выпечкой, но в том помещении не было места для организации производства.
Поэтому сначала я выделил торговлю мясом, которое продавалось лучше всего, в отдельную сеть магазинов. Стал также продавать мясо оптом (брал товар в долг под реализацию супермаркетам). Однако во время финансового кризиса 2008-09 годов ряд продуктовых сетей обанкротились или стали задерживать оплату и у меня возник долг перед поставщиками на сумму в $100 000.
Одна из сетей рассчиталась со мной оборудованием для выпечки, подтолкнув к исполнению моей мечты.
Счастливый случай
Фактически кризисный 2009 год стал счастливым лотерейным билетом для старта нынешнего бизнеса. Тогда многие FMCG-ритейлеры временно отказались от развития и было много уже подготовленных помещений, так что мне осталось только подключить оборудование пекарни к розеткам в одном из таких несостоявшихся магазинов.
На рынке труда тогда также появились хорошие специалисты по выпечке, которые помогли наладить производство и разработать ассортимент. И это пошло. Да так хорошо, что со временем я закрыл мясные магазины и переключился на выпечку.
Первая сеть
Первый бренд — Булочная №1 — открыли в Кривом Роге. Всего было 12 точек, где предлагалась традиционная украинская выпечка с натуральными начинками. Но хотелось развиваться дальше. Поэтому активно перенимали зарубежный опыт. В частности, в 2011 году французские партнеры поставили небольшую линию, которая позволяла делать багеты, круассаны, чиабату и т.п.
Однако в Булочная №1 этот продукт не был понятен потребителю. Я сам пробовал стоять за прилавком, но и тогда в итоге удавалось продавать не более 80-100 хлебов.
Переход на новое качество
Всего уже открыто более 400 магазинов, кофеен и пекарен в рамках сетей Сiмейна пекарня, Франс.уа и других, которые входят в Fedets Family Bakery. Из них только 30 — собственные. Остальные работают по франшизе.
Но чтобы совершить этот прорыв, нужен был катализатор. Как ни странно, именно кризисные обстоятельства помогали этого добиться. Когда есть некое внешнее давление – ответственность и обязательства – это очень стимулирует. И заставляет рисковать, но с умом.
Например, я всегда брал оборудование в рассрочку, а не на кредитные деньги. Так меньше риски и более понятны условия покупки, что очень важно для начинающих бизнесов.
Кофейни-пекарни Франс.уа компания начала открывать также в Кривом Роге в 2012 году. Все снова решил случай: досталось хорошее помещение в центре города. Где на последние деньги открыли пекарню.
Существующие форматы
Если Булочная №1 – это был объект полного цикла общей площадью 60 кв. м, половину из которых занимало производство. Сiмейна пекарня – это фактически тот же формат, только с другим названием и несколько иным оборудованием.
Кроме того, для открытия Сiмейна пекарня не нужно много места. Это может быть отдел выпечки в существующем магазине у дома.
Мы также разработали формат пиццерии, которую можно открыть за $500 в таком магазине. Это может быть МАФ на рынке или стационарное помещение. Наиболее успешный формат сейчас – помещение на 50 кв. м, где пицца совмещается с другой выпечкой. Мы научились при помощи итальянцев делать хорошую пиццу на нашей муке. В целом формат заведений нашей сети может уместиться на площади 24-100 кв. м.
Франчайзинговая схема
Средний чек в Сімейна пекарня — 25 грн при наличии 35-ти наименований продукции и в среднем по полторы единицы в чеке. Наш принцип — находиться в удобном для потребителя месте, где он мог бы быстро совершить покупку. Наценка у нас и наших партнеров небольшая, поэтому мы не заходим в торговые центры. Так как плата за аренду в ТЦ просто «съест» всю выгоду.
Мы пока развиваемся в отдельных МАФ на стрит-ритейле и на рынках. Чтобы не было лишних проблем, тщательно изучаем все документы, и тесно сотрудничаем с организацией, которая ведает рынками и все больше запросов на открытие новых точек получаем именно оттуда.
Стоимость открытия кофейни-пекарни Франс.уа или Сiмейна пекарня по франшизе составляет $18 000-23 000 в зависимости от города, площади и состояния помещения.
95% из более 400 магазинов, кофеен и пекарен компании работают по франшизе. Компания поставляет франчайзи 100% продукции. Поставки осуществляются раз в 1−2 дня. Сейчас средний срок от разработки нового вида продукции до появления ее на складе — 14 дней. И еще неделя, чтобы представить ее по всей розничной сети.
Франчайзи интересует прежде всего прибыль. Они нас находят сами. Мы гарантируем радиус 500 метров между точками в одном и том же проекте или не пересечение потоков покупателей. В небольших городах до 15 000 населения возможно эксклюзивное партнерство. В больших городах так нельзя, это тормозит развитие.
Есть система регионального управления, чек-листы и система бонусов. Только сейчас внедрили систему, где видно топ-10 лучших и топ-10 отстающих франчайзи. В партнерстве не надо скрывать ситуацию и открыто говорить о реальном положении дел.
О планах на будущее
За первый год работы Франс.уа мы открыли почти 60 объектов. Но этот формат и сейчас еще требует доработки. Мы уже год работаем над этим. Решили уйти в сегмент еще более качественных продуктов, в том числе с использованием французского сливочного масла.
Наш новый проект Фабрика тіста еще не до конца проработан, поэтому его мы не продаем по франшизе. Пока есть две точки. Этот формат больше и подороже. Поскольку мы занимаемся замороженными продуктами (вареники, пельмени, замороженное тесто) хотим здесь совместить все наши продукты в одном формате.
Полную версию интервью можно посмотреть на YouTube-канале Андрея Жука «За рамками ритейла»
Читайте также —