По 1000 и более: кто из украинских ритейлеров достиг такого количества торговых точек

По 1000 и более: кто из украинских ритейлеров достиг такого количества торговых точек

03.07.2023 09:00
  715
Костянтин Симоненко

Недавно сеть мультимаркетов Аврора открыла свой тысячный магазин, а в ближайшие годы планирует открыть более 2000 магазинов в Украине. И таких ритейлеров в разных отраслях отечественной торговли достаточно много. RAU представляет подборку основных крупных игроков, которые смогли пересечь заветный предел в 1000 торговых точек.

Мультимаркеты Аврора

Сеть мультимаркетов Аврора, которая работает в суперэкономном формате dollar store, 24 июня 2023 открыла свой тысячный магазин в Ивано-Франковске на ул. Троллейбусная, 4. Это произошло всего через 12 лет с момента, когда основатели компании Тарас Панасенко и Лев Жиденко на центральном рынке Полтавы открыли свой первый магазин под названием «Веселий кошик», а уже в 2013 году появилось название Аврора. К концу 2015 года в сети насчитывалось 100 магазинов, а еще через два года их количество перевалило за 300. Здесь продают дешевые товары для дома, гигиеническую продукцию, косметику, игрушки и т.д. Бизнес модель построена на быстром обращении товара и экономии на затратах за счет инноваций, автоматизации и оптимизации бизнес-процессов. В отличие от конкурентов, тоже работающих в сегменте dollar store, здесь можно вернуть товар не за 14 дней (по закону), а за 30 дней, что стимулирует сеть следить за качеством товаров. За время войны сеть потеряла около ста торговых точек, но уже компенсировала это новыми открытиями.

Линия магазинов EVA

Крупнейшей drogerie-сети Украины в сентябре 2022 года исполнилось 20 лет. Первый магазин EVA был открыт в г. Днепр по адресу проспект Дмитрия Яворницкого, 40 (ранее проспект Карла Маркса). Всего за два десятилетия компания открыла 1355 магазинов.

Первый раз отметку в 1000 магазинов сеть пересекла 27 марта 2020 года, открыв очередной магазин во Львове. Интересно, что в этот же день ритейлер пополнился и 1001 магазином, который начал работу в пгт Чабаны Киевской области. Несколько лет подряд перед этим событием сеть расширялась в среднем со скоростью 180 магазинов в год. Наибольшее количество магазинов, открытых компанией за один год – 218 в 2019 году. Полномасштабная война сменила эту динамику, но не остановила развитие компании. Так, к началу 2022 года в сети работало 1119 магазинов, а в сентябре того же года – только 952.

По состоянию на конец марта 2023 года сеть насчитывала 996 работающих магазинов во всех регионах, кроме Луганской области и Крыма, где компания прекратила деятельность после оккупации. Второй раз отметку в 1000 работающих магазинов ритейлер пересек весной этого года. По словам генерального директора Линии магазинов EVA (ООО «РУШ») Ольги Шевченко, из-за оккупации и боевых действий компания понесла убытки на 360 млн грн в товарных запасах и оборудовании, до сих пор не работают более 150 торговых точек.

Сеть аптек Подорожник

В отличие от европейских стран в Украине стремительно развивается сегмент аптечных сетей. Годы пандемии коронавируса лишь прибавили скорости этому процессу. В частности, сеть Подорожник, которая начала свою работу в 1999 году во Львове (тогда это была «Добра аптека»), смогла открыть свою тысячную аптеку уже весной 2021 года. Это произошло в апреле, в историческом центре Одессы, по ул. Преображенская, 29.

На тот момент группа компаний «Соломия сервис» в которую входят три аптечных бренда «Аптека Подорожник», «Аптека БАМ», «Ощад аптека», обеспечивала качественными лекарствами покупателей более чем в 250 населенных пунктах во всех областях нашей страны. Только в 2019-20 годах аптечная сеть открыла 489 новых заведений – 264 и 225 соответственно. С начала 2021 года появилось 138 новых аптек, и их общее количество достигло 1000 локаций.

В преддверии войны, по данным портала Apteka.ua, сеть Подорожник была лидером отрасли по количеству аптечных точек – 1286 (6,2% от общего количества в Украине), но только четвертой по товарообороту. Поэтому недаром ранее СЕО компании Тарас Коляда говорил о запланированном процессе обновления и усовершенствования формата торговых точек после покрытия страны аптеками сети.

По данным компании на конец 2021 года насчитывалось 1324 аптеки, в том числе под новым брендом «Ощад аптека». Во время войны часть сети на оккупированных территориях была потеряна, но компания уверенно продолжает свое развитие и насчитывает уже более 1500 аптек.

Сеть аптек АНЦ

Еще один крупный игрок на рынке фарм-ритейла – ООО «Аптека-Магнолия», развивавшее сразу шесть брендов: три национальные сети (Аптека АНЦ, Копійка, Шар@) и три локальных (Благодія, Фармакопійка, Медпрепарати). История бренда «Аптека АНЦ» (ранее «Аптека Низьких Цін») берет свое начало в 2000 году в Запорожье. Дальнейшее развитие началось с соседних областей, а затем компания вышла на рынок Киева и Одессы. В настоящее время в составе холдинга работают сети АНЦ, Копійка, ШАР@ и Благодія.

Свою 1000 аптеку под брендом АНЦ инновационная группа роботизированных аптек открыла 31 июля 2021 года в Мариуполе по адресу ул. Ушакова, 10. На тот момент сеть была представлена в 164 городах Украины. Сделав в 2012 году ставку на внедрение роботизированных технологий в аптеках для упрощения и ускорения отпуска лекарств, ритейлер впоследствии стал лидером по доле рынка – более 14% всех продаж. Как рассказал экс-директор по маркетингу сети аптек АНЦ Вячеслав Сауц, перед войной в сети было уже 1100 аптек. На 15 марта 2022 года работало около 870 аптек, а в начале осени – 970 аптек. За первые полгода войны компания потеряла примерно 20% своего бизнеса по товарообороту.

Повторно сеть смогла достичь показателя в 1000 торговых точек 23 ноября 2022 года, открыв аптеку в г. Трускавец по ул. Стебницкая, 27. Сейчас на сайте компании указано, что у нее более 1100 аптек в 138 городах Украины.

Аптека 9-1-1

В тройку аптечных сетей с количеством торговых точек более 1000 до полномасштабной войны входила также сеть Аптека 9-1-1. В 1996 году харьковчане Ашот Даниелян и его сын Сергей Данилян основали компанию «Гамма-55». Именно она с первых дней является управляющей компанией сети. Начиная с нескольких небольших торговых точек в Харькове, со временем сеть охватила практически всю территорию Украины. Так, в начале 2018 года сеть насчитывала 300 торговых точек, а уже в следующем году расширилась почти до 700 в 21 области страны. Хотя даже в 2021 году, когда количество торговых точек пересекло предел в 1000, около трети аптек работало в Харькове.

Именно этот факт сыграл злую шутку с компанией во время полномасштабного вторжения. По состоянию на конец 2021 года в сети насчитывалось около 1200 аптек, из которых было потеряно более 350 торговых точек в результате боевых действий и оккупации. До конца прошлого года на деоккупированных территориях возобновили работу 15 аптек (13 в Харьковской области и 2 в Херсоне). Отстроено 4 разрушенных аптечных заведения.

Сейчас компания показывает наличие более 1300 торговых точек, однако значительное их количество – это партнерские учреждения, в частности, под вывеской Аптека оптовых цен (этот социально ориентированный бренд запустили в 2012 году). Именно развитие по франшизе позволило компании быстро наращивать сеть. К тому же, компания сделала ставку на инновации, построив современный автоматизированный аптечный склад и создав в 2013 году ресурс для бронирования и доставки товаров в аптеках сети. Так появился онлайн-сервис www.apteka911.ua. Для обеспечения потребности оперативной доставки было создано собственное автопредприятие.

АТБ

атб

В сегменте продовольственного ритейла бесспорным лидером по количеству магазинов является сеть АТБ из Днепра, которую с 1993 года развивает группа компаний АТБ. Корпорацию АТБ основали бизнесмены Геннадий Буткевич, Евгений Ермаков и Виктор Карачун, владеющие компанией и сейчас. Им почти сразу удалось найти свой формат и почти неизменно придерживаться его. В компании ориентировались на европейские сети дискаунтеров – Lidl, Aldi, но придерживались политики не жесткого, а мягкого дискаунтера. Где также низкие цены, но покупатель имеет более широкий выбор товаров (не 1000 позиций, а 3500 SKU), а магазины более чистые и лучше организованные.

Спустя десять лет после запуска бизнеса сеть магазинов АТБ объединяла 85 магазинов в 12 городах Украины. За следующее десятилетие сеть выросла почти в десять раз и в 2013 году насчитывала 810 торговых точек. Анексия Крыма и вторжение россии на Донбасс привели к потере магазинов на оккупированных территориях, поэтому свой 1000-й магазин АТБ смог открыть только 4 марта 2019 года в селе Крыжановка Одесской области, по адресу ул. Академика Сахарова, 3. К концу года насчитывалось уже 1077 супермаркетов в 274 городах 24 областей Украины.

К моменту полномасштабного вторжения россии было 1320 магазинов АТБ, а через год, в феврале 2023-го, их количество составило 1167 (в марте — 1182).

Наша ряба

Вертикально интегрированный холдинг МХП, принадлежащий Юрию Косюку, как крупнейший производитель курятины, еще в начале 2000-х начал задумываться о необходимости создания фирменного ритейла. Однако сначала компания пошла по пути развития партнерской сети Наша ряба, фактически создав 25 декабря 2001 первый украинский бренд для охлажденной курятины. В то время потребителю была известна только мороженая курица от разных производителей, в том числе импортированная. Бренд «Наша ряба» появился на рынке в 2002 году, а уже к концу 2003 года работало около 900 фирменных точек. Соответственно, в следующем году сеть пересекла границу в 1000 торговых точек. По состоянию на конец 2020 года, как тогда сообщал руководитель управления по работе с франчайзи в МХП Дмитрий Морозов, франчайзинговая сеть насчитывала уже 1750 точек продаж Наша ряба. Именно тогда начался новый этап развития ритейла МХП, который положил начало новой сети специализированных магазинов М’ясомаркет. Уже к концу 2020 года было открыто 52 М’ясомаркет в 19 областях (в том числе с помощью 26 партнеров-франчайзи). А уже в 2021 году в МХП планировалось довести количество таких торговых точек до 1000. В частности, предполагалось, что М’ясомаркет поглотит часть из 1750 торговых точек сети Наша ряба и станет основным розничным бизнесом МХП. Остальные магазины Наша ряба ожидают ребрендинг и переформатирование. Однако, как уточнили RAU в компании, по состоянию на июнь 2023 года МХП в целом развивает более 1500 торговых точек разного направления по всей стране. Среди них 150 заведений безопасного стритфуда Döner Маркет, 240 М’ясомаркет, 238 магазинов. Їжа Свіжа, а остальные – это сети брендов Наша ряба и Українське курча.

Группа компаний Нова пошта

Нова пошта как компания по экспресс-доставке была основана в 2001 году Вячеславом Климовым и Владимиром Поперешнюком. Если в 2009-м сеть Нова пошта состояла из восьми десятков отделений, в 2010 году их становится уже 140, а в следующем – более 500. Этому активно способствовало развитие электронной коммерции. Еще через год, в 2012-м, сеть отделений удвоилась и пересекла границу в 1000 отделений. В 2015-м сеть компании покрывала почти 1000 населенных пунктов по Украине, состоя из более 2200 отделений, 1400 почтоматов, 37 терминалов.

Рекордные темпы скорости развития сеть показала в 2016-21 годах. Если к концу 2017 года в Нова пошта было 2300 отделений, то уже в 2019 их стало 6000, а к концу 2021 — 9990, а также 12 739 почтоматов. Количество доставленных посылок выросло со 146 млн в 2017 году до рекордных 372 млн в 2021-м.

Компания Нова пошта за военный 2022 открыла 1000 новых отделений в Украине и в несколько раз увеличила доставку посылок от физлиц в страны Европы. В настоящее время у компании есть сеть из 9300 отделений по всей Украине и 14 000 почтоматов, а количество отправлений за 2022 год, несмотря на полномасштабную войну, составило 315 млн посылок и грузов.

В октябре 2022 года компания вышла на рынок Польши и запустила Nova Post Polska. К июню 2023 года компания открыла уже 32 отделения в 18 польских городах, а также два сортировочных терминала в Варшаве и возле Жешува (г. Глогув Малопольский). В марте 2023 года компания вышла на рынок Литвы, основав Nova Post Lietuva, и открыла первое отделение в Вильнюсе. А в мае второе отделение заработало в Каунасе. Четвертой страной ЕС, где появилось отделение Nova Post, стала Чехия. В первой половине июня в столице страны Праге открылось два отделения, далее компания открыла отделение в Румынии и Германии.

Знаковые открытия JYSK и LC Waikiki

Международная розничная сеть JYSK, предлагающая полный ассортимент товаров для дома, пришла в Украину в 2004 году. А уже 16 декабря 2021 года сеть JYSK открыла сразу четыре магазина в Украине: три новых магазина JYSK — в ТРЦ Blockbuster mall (Киев), в Retail Park Bucha (г. Буча) и в ТЦ Восторг (Харьков), а также перестроив в формат 3.0 магазин JYSK в Днепре, ТЦ МОСТ-Сіті. В частности, магазин в ТРЦ Blockbuster mall был особенным для компании, ведь он стал 1000-м магазином JYSK по всему миру в новом формате 3.0. В тот момент в состав группы JYSK входило более 3000 магазинов в 50 странах мира. 22 июня 2023 года скандинавская сеть JYSK открыла сразу два магазина – в Коломыйском ТРЦ Прут, а также обновленный в днепровском ТК Наша Правда. Таким образом, сеть насчитывает уже 87 магазинов в Украине, впервые превысив довоенное количество.

Также 13 февраля 2020 года в столичном ТРЦ River Mall состоялось торжественное открытие нового магазина турецкого бренда LC Waikiki. Для сети, которая работает на трех континентах в 47 странах, событие было более чем значимое – киевский объект стал 1000-м объектом ритейлера. Магазин стал самым большим в Украине. Площадь LC Waikiki в ТРЦ River Mal – 1950 кв. м.

В апреле этого года турецкий ритейлер LC Waikiki возобновил активную экспансию на рынок Украины. Так, 21 апреля 2023 года компания открыла свой первый магазин в Кропивницком в ТРЦ Depo’t cente. Еще один объект сети начал работу в ТЦ Майдан в Червонограде.


К последним новостям К популярным новостям Підтримати редакцію

Раз на тиждень

ми будемо відправляти Вам 

найцікавіші новини тижня


Поделитесь этой новостью в социальных сетях


Читайте также

Все новости рынка