ADER HABER: что на практике означает для ритейла признание украинским парламентом карантина, как форс-мажорного обстоятельства
Адвокат, советник ADER HABER Станислав Карпов в своей колонке для RAU рассказывает, что на практике означает для ритейла признание украинским парламентом карантина, как форс-мажорного обстоятельства, а также как повлияют на ритейл изменения в налоговое законодательство.
В последние дни, а теперь чуть ли не ежечасно информационное пространство дарит новости относительно новых ограничений, которые вводятся государством учитывая распространение коронавируса: карантин, остановка авиасообщения, отмена массовых мероприятий и тому подобное. Безусловно все эти обстоятельства в большинстве случаев негативно влияют на бизнес.
Чтобы хоть как-то подставить плечо налогоплательщикам Верховной Радой Украины достаточно оперативно был разработан и принят законопроект №3220 «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины и другие законы Украины относительно поддержки налогоплательщиков на период осуществления мероприятий, направленных на предотвращение возникновения и распространения короновирусной болезни (COVID -19) «.
В частности, его положениями определено, что:
- На период с 1 марта по 31 мая 2020 отменяется применение штрафных санкций за нарушение налогового законодательства. Исключение из этого правила касаются только:
- нарушения требований к договорам долгосрочного страхования жизни или договоров страхования в пределах негосударственного пенсионного обеспечения, в частности, страхование дополнительной пенсии;
- отчуждением имущества, находящегося в налоговом залоге, без согласия контролирующего органа;
- нарушения правил учета, производства и обращения топлива или спирта этилового на акцизных складах, которые применяются на общих основаниях;
- нарушением начисления, декларирования и уплаты НДС, акцизного налога, рентной платы.
2. Отменяется начисления пени на период с 1 марта по 31 мая 2020 года;
3. Устанавливается мораторий на проведение документальных и фактических проверок на период с 18 марта по 31 мая 2020 года. Также останавливаются проверки, которые начались и не были завершены. Возможны только документальные внеплановые проверки по основаниям, определенным п 78.1.8 Налогового кодекса. То есть, когда плательщиком заявлено к возмещению из бюджета НДС при наличии оснований для проверки, и / или с отрицательным значением по налогу на добавленную стоимость, на сумму более 100 000 грн.
4. Продлевается до 1 июля 2020 года срок представления годовой декларации об имущественном состоянии и доходах за 2019 год;
5. Плательщики освобождаются на период с 1 марта по 30 апреля 2020 года от платы за землю (земельного налога и арендной платы за участки государственной и коммунальной собственности). Но это касается только участков, используемых в хозяйственной деятельности;
6. Так же плательщики освобождаются до 30 апреля 2020 от налога на недвижимое имущество за объекты нежилой недвижимости;
7. Физлица-предприниматели, или лица, осуществляющие независимую профессиональную деятельность и члены фермерских хозяйств освобождаются на период за март и апрель 2020 года от начисления и уплаты ЕСВ лично за себя;
8. В течение этих двух месяцев не применяются штрафные санкции за совершение нарушений, связанных с несвоевременной уплатой (перечислением) ЕСВ, или уплата неполной суммы одновременно с выплатами, на которые начисляется ЕСВ (авансовых платежей). Также нельзя штрафовать за несвоевременное представление отчетности.
9. Плательщикам ЕСВ в течение периодов с 1 по 31 марта и с 1 апреля по 30 апреля 2020 не начисляется пеня;
10. Устанавливается мораторий на проведение документальных проверок правильности начисления, исчисления и уплаты ЕСВ на период с 18 марта по 18 мая 2020 года и останавливаются проверки, которые начались и не были завершены;
11. Откладывается на три месяца введение РРО.
В Киевской городской госадминистрации накануне также сообщили о разработке возможных механизмов для временного освобождения плательщиков от местных налогов и сборов.
Вместе с введенными новшествами, не следует забывать и о существующих механизмах, которые могут быть полезными для налогоплательщиков в нынешних условиях. Так, все чаще поднимается вопрос о возможности квалификации обстоятельств, связанных с коронавирусом, как форс-мажорных обстоятельств.
Для целей налогового законодательства этот вопрос актуален в контексте возможности отсрочки денежных обязательств или налогового долга (ст. 100 НКУ), списание безнадежного налогового долга (ст. 101) и продления предельных сроков для подачи налоговой отчетности и заявлений о пересмотре решений контролирующих органов и о возврате излишне уплаченных денежных обязательств (ст. 102).
В свою очередь, Торгово-промышленная палата Украины уже успела сообщить, что сам по себе карантин не является форс-мажорным обстоятельством. По убеждению последней удостоверение форс-мажорных обстоятельств в связи с введением карантина существует, но необходимо понимать, привело ли данное обстоятельство к конкретным ограничивающим мерам и последствиям, которые могли стать причиной невозможности выполнения обязательств. Следовательно, форс-мажорными обстоятельствами могут быть признаны последствия введения карантина.
Следует обратить внимание, что Верховной Радой Украины также был принят законопроект № 3219 О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины, направленных на предотвращение возникновения и распространения коронавирусной болезни (COVID-19), которым перечень форс-мажорных обстоятельств, приведенный в Законе Украины «О торгово-промышленных палатах Украины», был дополнен таким обстоятельством как карантин, установленный Кабинетом Министров Украины.
Важно понимать, что перечень форс-мажорных обстоятельств, приведенный в Законе Украины «О торгово-промышленных палатах Украины», не является исчерпывающим, а следовательно форс-мажорными могут быть признаны любые обстоятельства, которые отвечают критериям чрезвычайности и неотвратимости и объективно делают невозможным выполнение обязательств / обязанностей, предусмотренных законодательством / договором. Так, например, в свое время команде ADER HABER удалось признать форс-мажорными обстоятельствами применения к налогоплательщику персональных специальных экономических и других ограничительных мер (санкций), которые были внедрении соответствующим Указом Президента Украины.
Будем надеяться, что новые механизмы, предложенные законодателем, вместе с уже существующими инструментами, позволят налогоплательщикам спокойнее пройти через все препятствия, обусловленные коронавирусом.
Читайте также —
Юрист Ader Haber: Форс-мажор не освобождает от оплаты аренды, кредита и процентов