Пути увеличения прибыли ритейлера: неочевидные возможности в привычных процессах

Пути увеличения прибыли ритейлера: неочевидные возможности в привычных процессах

11.01.2023 08:30
  343
rau

Украинский ритейл в 2022 году столкнулся с испытаниями, тяжелее кризиса COVID. Теперь это не просто ограничение в дистанции и масочный режим, а полномасштабная война, в которой работа торговых сетей стала еще одним экономическим фронтом страны, задача которого – прежде всего обеспечить людей продовольствием.

И все это при прерванных цепях поставок, изменении спроса в разных регионах страны, эмиграции работников за границу, мобилизации, разрушении РЦ и магазинов, прекращении работы некоторых производств. А к концу 2022 года из-за обстрелов инфраструктуры бизнес столкнулся с новой угрозой — блекауты. Теперь обеспечение торговых точек генераторами — а не зимние праздники, как было раньше — одна из главных задач в ритейле.

Вместе с тем, изменился и покупатель. Из-за войны, инфляции, отсутствии стабильности и сокращения доходов населения изменилось покупательное поведение: каждый второй клиент ограничивает список категорий к базовым и чаще переходит на более дешевые бренды.

Инфляция в Украине на продукты питания и безалкогольные напитки достигла 26,6%. Цены стремительно растут по всему миру. В частности, в Европе инфляция на FMCG-товары достигла рекордных показателей 10,6%, при этом несколько худшая тенденция наблюдается в странах Восточной Европы: там показатель инфляции составил 23,8% по данным Nielsen.

В таких условиях, чтобы держаться на плаву, компании должны быть гибки и быстро адаптироваться. Те, кто выстроил прозрачные операционные процессы благодаря автоматизации до войны, имеют значительное преимущество, ведь обоснованные управленческие решения принимаются быстрее и оказывают непосредственное влияние на прибыль. Тем, кто еще не успел внедрить комплексные решения для автоматизации бизнес-процессов, не стоит откладывать, ведь стало ясно, что среда будет оставаться изменчивой и непредсказуемой, а умение реагировать и адаптироваться становится одним из основных залогов успешности бизнеса.

Как оптимизировать расходы и увеличить прибыль в период неопределенности

Самый очевидный и действенный путь увеличения прибыли – это оптимизация затрат. В то же время, сейчас совсем другие условия и другой потребитель. Будущее становится непредсказуемым, поэтому трудно сказать, что станет самой большой статьей расходов — списание, закупка генераторов или что-то другое.

Мы рассмотрим основные направления ритейл-бизнеса, такие как логистика, supply chain, управление складом, и поможем взглянуть на привычные вещи под другим углом.

Снижение затрат на supply chain

Проблемы в supply chain очень зависят от внешних факторов, например, неправильно выполненные поставки от производителя, изменения в производстве, новые потребности покупателей. Но есть и подводная часть айсберга — отсутствие системы прогнозирования спроса, способной учитывать возможные риски и быстро реагировать на изменения. Проблемы становятся заметными, когда внешние и внутренние факторы проявляются одновременно: изменения в работе поставщиков или скачок спроса сочетаются с неготовностью внутренней системы (когда трудно заменить некоторые товары аналогами или удовлетворить спрос, используя запасы на складах). Это приводит к потерянным продажам или излишкам и снижает процент доступности.

Вся цепочка начинается с прогнозирования спроса, что в имеющихся условиях становится действительно вызовом, но преодолеть его можно только при регулярном сборе актуальных данных и использовании современных систем на основе ML & AI алгоритмов. Они позволяют учитывать многие факторы и делать прогноз с большей частотой, при этом не создавая дополнительную нагрузку на сотрудников.

Для того чтобы потом не пришлось разбираться с негативными последствиями, нужно действовать наперед, и улучшать точность прогнозирования спроса. С этим вам поможет система SMART Demand Forecast, которая обеспечивает комплексное построение прогноза для регулярных и промопродаж.

Снижение затрат на логистику

Сотрудничая с поставщиками, важно четко понимать, какой товар потребуется не только завтра, но и на несколько месяцев вперед. Тогда вы сможете правильно оформить заказ и получить товар тогда, когда нужно, в нужном объеме. Иначе придется договариваться о незапланированных заказах, что может означать производство 24/7 или переплату поставщикам за срочность или ускоренную доставку. Кроме того, чтобы оправдать ожидания клиентов и улучшить уровень сервиса, бизнесу, возможно, придется понести дополнительные расходы.

Оптимизировать полупустые грузовики или контейнеры, уменьшить логистические затраты на доставку продукции и сократить затраты на техническое обслуживание склада может качественный прогноз.

Рассчитайте, как изменятся финансовые показатели вашего бизнеса при повышении точности прогнозирования в специальном калькуляторе. Если вам понадобится персональная консультация, заполняйте форму – и эксперты SMART business с вами свяжутся.

Снижение затрат на организацию складов

Обеспечение доступности во всех уголках страны остается задачей, на которую направлен фокус внимания ритейлера. При этом сейчас бизнес должен балансировать, чтобы не перегрузить склад и удовлетворить спрос потребителей. В то же время, переполненные склады — это замороженные средства, которые можно высвободить и вложить в новые проекты. Поэтому для развития бизнеса важно иметь системы прогнозирования спроса и управления складом, которые в комплексе позволят не только оптимизировать затраты, но и обеспечить поставки на все торговые точки вовремя.


Оптимизировать работу склада поможет система SMART WMS, которая охватывает все бизнес-процессы логистики компании.

Точность прогнозирования как ключевой KPI работников и как это влияет на прибыль бизнеса

Чем качественнее прогнозы, тем большую прибыль получает компания и тем ниже операционные расходы. Если мы выбираем определенный метод прогнозирования, то ожидаем, что он будет работать эффективно без сбоев и погрешностей.

Отсюда следует, что самый главный показатель оценки прогноза – это его точность. И чтобы вся компания ориентировалась именно на этот показатель, его следует внедрить в систему мотивации персонала, например как KPI в работе специалиста по закупкам.

2023 год — не время мотивировать персонал ни на наличие товара в торговом зале (потому что это не всегда зависит от работников, ведь логистика может измениться в любой момент из-за военных действий), ни на продажи (ведь специалисту крайне трудно напрямую влиять на поведение покупателей). Зато KPI, который действительно имеет значение – это точность прогноза.

Важно не только обеспечить работу сети, но и получать доход, на что уже влияет куча факторов и бизнес-процессов компании. Поэтому если показатель точности прогнозирования будет внедрен как KPI в соответствии с зонами ответственности кросс-функциональных команд, вовлеченных в подготовку прогноза и его выполнения, ответственным менеджерам не будет никакого смысла принимать решение продавать наиболее маржинальный или «ходовой» продукт. Такая мотивация побуждает продавать товары, необходимые покупателям в правильном количестве, а не провоцировать спрос на одни SKU путем уменьшения спроса на другие товарные позиции.

Важно также отметить, что прогноз спроса должен строиться для всей компании централизованно и прозрачно. Когда бизнес будет использовать систему автоматического прогнозирования спроса, внедрение такого KPI станет достаточно простым и логичным процессом. Работа таких решений базируется на использовании исторических данных алгоритмов машинного обучения и искусственного интеллекта.

Научиться получать максимальную прибыль в текущих условиях – это вопрос адаптации украинского ритейла. Начните сейчас, по-новому взглянув на процесс прогнозирования спроса!


К последним новостям К популярным новостям Підтримати редакцію

Раз на тиждень

ми будемо відправляти Вам 

найцікавіші новини тижня


Поделитесь этой новостью в социальных сетях


Читайте также

Все новости рынка