Сергей Козолуп, Cleaning Pro Group: В целом рынок клининга в Украине сократился с началом войны на 60-70%

Сергей Козолуп, Cleaning Pro Group: В целом рынок клининга в Украине сократился с началом войны на 60-70%

22.12.2022 09:00
  350
Костянтин Симоненко

Основатель и CEO компании по комплексному обслуживанию объектов недвижимости о том, как война изменила рынок facility management в Украине, новые сервисы и возможности, которые открывает «генераторная экономика».

The Cleaning Pro Group основана в 2007 во Львове и является одной из ведущих компаний в сфере предоставления услуг управления объектами недвижимости. В 2019 году CPG завоевала звание «Лучшая клининговая компания года». Кроме профессионального клининга, здесь предоставляют услуги технического аудита и обслуживания, поставки расходных материалов, услуги охраны, ландшафтного дизайна и озеленения, снабжение электроэнергией и газом, нежный контроль (борьба с вредителями), а также аустафинг. В интервью для RAU гендиректор компании Сергей Козолуп рассказал о потерях бизнеса, уменьшении рынка услуг как такового и поиске новых возможностей, в частности в Европе.

— Как война повлияла на вашу работу и какие изменения претерпел ваш бизнес?

– Конечно, изменения произошли существенные. Мы потеряли за счет наших партнеров на востоке и юге около 30% бизнеса. Огромные релокации, миграция наших работников, выезд за границу многих ключевых сотрудников.

— Испытали ли ваши объекты разрушения и что пришлось кардинально изменить или выстраивать с нуля? В чем заключались эти изменения?

— Непосредственно мы, к счастью, не понесли существенных потерь или разрушений. Но наш бизнес построен на партнерстве, поэтому каждая потеря наших клиентов, наших партнеров – это и наша потеря. Ибо когда не зарабатывает наш клиент, то не зарабатываем и мы. Когда остановился завод, то, соответственно, и нет нужды в услугах или они нужны в значительно сокращенном варианте. Так, мы предоставляли услуги по озеленению на Азовстали в октябре прошлого года с ожиданием завершить этот проект весной. Мы обслуживали пивзавод ABInBev (Рогань) в Харькове, морской порт Bunge в Николаеве, ТРЦ Fabrika в Херсоне. И так можно перечислять долго. Это только самые знаковые клиенты.

— Кто еще ваши клиенты и есть ли среди них ритейлеры?

– Среди наших клиентов есть много ритейлеров, где-то около 25% нашего портфеля. Также есть заводы, фабрики, офисная недвижимость, банки, государственные учреждения и организации.

– Насколько вообще изменился рынок клининга за последние десять месяцев по сравнению с началом года?

— Вся экономика сузилась, она сжимается с каждым днем все больше и больше, и мы это ощущаем. Большая часть заводов закрылась, особенно что касается, например, Метинвеста. Насколько мне известно, одна из компаний из сферы клининга, которая обслуживала Азовсталь, потеряла около 17 млн грн, другая – 4 млн грн.

Наш рынок клининга и так всегда был очень маленький. Для сравнения – весь рынок клининга до войны был как рынок клининга только города Варшавы. А теперь весь наш рынок клининга в Украине это как оборот крупнейшего польского оператора в Варшаве. По моей оценке, в целом рынок клининга в Украине снизился с началом войны на 60-70%.

Конечно, некоторые компании закрылись, особенно те, что были моноориентированы, кто был создан под одного клиента. Произошли разделения нескольких компаний – те, кто давно хотел это сделать, но война обострила разногласия и выступила катализатором этих изменений. Некоторые из более сильных игроков приобрели конкурента или быстрее произошел процесс слияния. Значительно снизился рынок B2С клининга по всей стране, не менее 70%. Множество наших сотрудников, да и работников из других компаний, уехали за границу с началом войны. Поскольку в Польше или Германии они зарабатывают 700-1000 евро, имеют относительно бесплатное жилье, мы точно не можем конкурировать за кадры, тем более, в условиях постоянных тревог, а в некоторых городах, где мы работаем: и ежедневных обстрелов.

– Какие услуги или виды продукции наиболее востребованы в настоящее время ритейлом и чем это обусловлено?

– На данном рынке относительно самих требований все без изменений. Интересно, что некоторые ритейлеры пытаются существенно снизить бюджеты на клининг, в то же время не уменьшая самих требований к клинингу. Могу отметить, что проходимость и количество чеков во многих продуктовых супермаркетах выросло. Это добавляет нам существенно работы, и надеюсь, что нам удастся увеличить и бюджеты, хотя бы на уровень, соответствующий нынешним условиям.

Что касается нашего направления технического обслуживания, то сейчас основные заказы – это подключение генераторов и их техническое обслуживание. Только на декабрь у нас больше 300 заявок. Недавно правительство разрешило хранение топлива до 2000 л на объекте без применения штрафных санкций. Теперь вопрос еще остается открытым для доставки топлива на объекты. Поскольку канистрами по 20 л его не повозишь, особенно если у вас генератор больше, чем 30 кВт. Работы у нас очень много в этом направлении, потому что немногие могут закрывать такие потребности во всех регионах, особенно для сетевых клиентов.

В направлении пест контрол – как представительство мирового лидера ORKIN – мы имеем неплохой прирост. Думаю на конец года у нас будет +30%. Направление охраны – без изменений.

– Какие у вас планы? Планируете развитие или пока все поставлено на паузу?

– Трудные времена дают и возможности. Мы перепрофилировались в техническом обслуживании и внедрение «генераторной экономики» дает нам новые возможности. Изменили стратегию в пест контроле. Сейчас трудно говорить о развитии, но однозначно у нас есть время на пересмотр наших бизнес процессов, оптимизацию и улучшение. Мы разработали новое мобильное приложение (с Нового года уже будем дорабатывать его вместе с клиентами), улучшили нашу CRM, добавляем новую актуальную аналитику на сегодняшний день.

Есть еще один положительный момент. Несмотря на отъезд работников, изменения на рынке труда позволили нам привлечь в команду новых очень классных специалистов, о которых до войны мы не могли и думать. С одной стороны из-за их стоимости, а с другой стороны, что не каждый был готов идти работать в клининговую или facility компанию, даже если она – один из лидеров на рынке. Это нас усилило сейчас. И уверен, что наши новые члены команды теперь понимают, как наш бизнес важен, непрост и перспективен.

— Сейчас многие открывают бизнес в Европе. Вы не рассматривали такую возможность?

– Да, и даже начали работу в этом направлении. Мы открыли представительство в Польше, но это отдельная история. Пока еще не виден «рубикон», но верим, что на вторую половину 2023 года выйдем в плюс. Польский рынок – огромный, но и конкуренция тоже огромна. Здесь скорее воспринимают западные компании, чем украинские. И нам нужно доказывать наш уровень сервиса и завоевывать свой авторитет очень маленькими шагами. Украина как бренд работает в политике, возможно, среди потребителей, но не всегда в бизнесе, тем более — в B2B. Там все без изменений: выигрывает тот, кто самый лучший и выносливый.

— Какие ваши прогнозы относительно развития рынка клинига в Украине на ближайшую перспективу и на что вы делаете главный упор в своей работе?

— Наш акцент остается без изменений: мы для наших клиентов, или скорее партнеров, всегда являемся единственной кнопкой «HELP» по всем вопросам, связанным с обслуживанием недвижимости. Будь то клининг, охрана, пест контрол, техническое обслуживание или нечто иное. Иногда сейчас бывают очень специфические заказы, и мы их тоже выполняем. Мы научились убирать после обстрелов, после того как минеры осматривают или разминируют территорию. Наши инженеры производят автоматику для автономного питания и регенерируют «невосстановительные» вещи у наших клиентов после атак, есть услуга обустройства и ремонта бомбоубежищ. В пест контроле мы привлекаем женщин к борьбе с вредителями, где раньше задавалось, что это точно не «женская работа». И таких примеров много.

— Сейчас актуальна тема отключений света. Как это повлияло на вашу работу, уровень и специфику заказов?

— Мы работаем в каждом регионе Украины, так есть практически одинаковые ситуации по отключениям света и мы уже подстроились. Например, для работы офисов включаем генераторы, раздаем интернет по всем возможным устройствам, ходим в коворкинги и кафе, на заправки, либо работаем дома. Также оборудовали один из подвалов помещения, где находится наш офис, самодельной мебелью и снабдили бесперебойным интернетом, теплом и светом. Конечно, это некомфортно, когда выключают свет во время важной работы или переговоров онлайн, но сейчас мы живем реалиями, и это не должно повлиять на наше качество и сроки выполнения заказов. Наши некоторые работники настолько отважны, что работают даже под обстрелами, скажем, в Харькове, который под обстрелами каждый день, но понимают, что работу выполнять нужно, чтобы не подвести клиента и компанию.

Читайте также –

От семейного дела к бизнесу с оборотом в миллионы долларов – история компании CPG


К последним новостям К популярным новостям Підтримати редакцію

Раз на тиждень

ми будемо відправляти Вам 

найцікавіші новини тижня


Поделитесь этой новостью в социальных сетях


Читайте также

Все новости рынка