Как пережить кризис: советы СЕО Ашан Ритейл Украина Виктории Луценко
Генеральный директор Ашан Ритейл Украина об основных рисках для розничных сетей в период кризиса, главных задачах ключевых бизнес-подразделений, а также про антикризисные меры компании и новые проекты.
Распространение эпидемии коронавируса и введение жесткого карантина существенно повлияли на украинскую экономику. Отрасль розничной торговли одной из первых ощутила на себе последствия, и была вынуждены корректировать свою деятельность в соответствии с новыми реалиями. Чтобы помочь розничным компаниям пережить кризис с минимальными потерями, Ассоциация ритейлеров Украины проводит ряд вебинаров, посвященных сокращению расходов, партнерским отношениям и другим важным аспектам бизнеса. При этом редакция RAU готовит цикл публикаций с советами и кейсами наиболее авторитетных топ-менеджеров украинского рынка ритейла на тему антикризисного управления. В этом материале своим видением ситуации, советами и собственным опытом преодоления кризиса делится генеральный директор компании Ашан Ритейл Украина Виктория Луценко.
Ключевые риски для ритейл-компаний в период кризиса
Риски в ритейле напрямую связаны с глобальными тенденциями экономики в период кризиса. С одной стороны, это замедление темпов роста мировой экономики, падение фондовых рынков, логистические ограничения экспорта и импорта. С другой — ускоренный рост электронной коммерции, сервисов по доставке продуктов питания и товаров первой необходимости. Для ритейла основными задачами в этот период становятся обеспечение товарами за счет адаптации всех логистических процессов, а также гарантия безопасности клиентов и сотрудников.
Уже сейчас необходимо думать о том, что поведение клиентов меняется, а вместе с ним изменятся и потребительские привычки.
Ограничения в период карантина на государственном уровне и на уровне городских администраций также отражаются на нашей деятельности. Закрытие непродовольственных групп товаров в некоторых городах, обязательства закрывать магазины на выходные (Черновицкая область), необходимость фасовать продукцию, а также ограничение движения общественного транспорта – эти и другие вынужденные меры требуют от бизнеса ежедневного контроля и адаптации. Мы всегда соблюдаем законодательство, а вопросы безопасности для нас в приоритете. Тем не менее, это непростое время не только для нас, но в первую очередь для наших клиентов.
Конечно же, есть и финансовые риски, связанные с девальвацией гривни, увеличением ставок по кредитам, падением ВВП, существенным ростом расходов на дополнительные превентивные меры. Все это ключевые риски, касающиеся всех сфер бизнеса и Украины в целом.
Антикризисные меры и новые проекты
Для минимизации рисков, связанных с карантином и кризисом, компания Ашан Ритейл Украина предприняла ряд мер уже в начале марта. Тогда был создан антикризисный комитет, который возглавила я лично. В состав комитета входят представители всех ключевых департаментов офиса, логистики и магазинов, а собирается он ежедневно в формате онлайн-конференции.
Задача антикризисного комитета – постоянный мониторинг ситуации, адаптация процессов, внедрение и контроль новых процедур, а также оперативное принятие решений, которые сразу же согласовываются на всех уровнях.
За это время мы внедрили много изменений, необходимых для бизнеса и безопасности наших сотрудников и клиентов.
Среди основных:
- разработка и коммуникация повышенных мер безопасности, санитарии и дезинфекции;
- переход на дистанционную работу для профессий, где это возможно, а также адаптация графиков работы сотрудников магазинов и логистики, дистанционное обучение;
- усиленные переговоры с поставщиками для гарантии наличия товаров, а также их разумной стоимости – строгий контроль соблюдения нашей ценовой политики, снижение наценки на товары первой необходимости;
- адаптация коммерческого плана под новые потребности клиентов;
- внедрение новых услуг.
В направлении последнего пункта мы в кратчайшие сроки запустили сотрудничество с сервисом доставки Raketa, став их первым партнером-ритейлером. Также теперь товары Ашан представлены на маркетплейсе Rozetka.ua, в процессе согласования находится сотрудничество и с другими маркетплейсами.
Кроме того, занимаемся поиском локальных партнеров по доставке. К примеру, в Запорожье уже начали сотрудничать с местным оператором быстрой доставки – Сити Драйв.
При этом активно работаем с уже существующими партнерами — расширяем зону доставки продуктов через Zakaz (с 15 апреля сервис уже работает в Харькове), оптимизируем доставки через Glovo, подключая наших сотрудников. Ну и конечно, расширили ассортимент на нашем сайте auchan.ua, добавив продуктовую группу. Теперь доставка товаров из онлайн-магазина доступна во всех уголках Украины, ее осуществляют партнеры из Нова пошта.
Были реализованы и другие решения, которые позволяют нашим клиентам покупать продукты удобно и с выгодой. Например, благодаря программе лояльности и нашей платежной карте Oney клиенты могут получать 4% бонусов и кешбека от покупок в Ашан и 5% кешбека от покупок в аптеках. В период карантина по карте Oney также добавлена опция использования денег без оплаты процентов в течение 56 дней – рассчитываться картой можно сейчас, а возвращать деньги без процентов в июне.
Мы мультиформатный ритейлер и управляем гипермаркетами, супермаркетами, магазинами у дома, электронной коммерцией. Внутренние процессы различны, их много и в нынешних реалиях особенно важно контролировать все периметры, поэтому мы создали Business Continuity Plan, который дает комплексное видение бизнеса и позволяет контролировать жизнедеятельность предприятия, минимизируя все риски.
Ключевые задачи департаментов в период кризиса
Ритейл — это сфера, которая объединяет много профессий. С нашей точки зрения, в период кризиса наиболее важными задачами департаментов будут следующие:
- HR — предоставление рабочих мест, сохранение социального пакета, безопасность и комфорт сотрудников на рабочем месте, обеспечение всеми необходимыми инструментами;
- IT — гибкость и информационная безопасность, особенно в условиях перехода на удаленную работу;
- Логистика — обеспечения всеми товарами магазинов, оптимизация маршрутов;
- Импорт — контроль поставок из стран с повышенным риском, таможенные задержки и работа на опережение;
- Закупки и продажи — изменение потребностей потребителей, снижение покупательской способности, как следствие — мы должны подстроиться под клиента и предлагать ему все необходимое;
- Digital — повышенный спрос со стороны клиентов на онлайн-покупки и услуги, эта тенденция сохранится. Мы воспринимаем этот тренд как возможность и продолжим развивать диджитал, дополняя физическую коммерцию.
В завершение хочу сказать, что у нас в компании работает около 6000 сотрудников – и каждый из них ключевой. Последний месяц был полон испытаний для всей страны. Целеустремленная команда, в которой каждый понимает важность своего вклада и работает для клиента – главный актив компании.
Читайте также —
Как пережить кризис: советы генерального директора АТБ Бориса Маркова