Ольга Шевченко, EVA: Наши убытки по товару составляют 300 млн грн, еще около 60 млн грн – потери по оборудованию

Ольга Шевченко, EVA: Наши убытки по товару составляют 300 млн грн, еще около 60 млн грн – потери по оборудованию

01.09.2022 08:45
  538
rau

Исполнительный директор ведущей drogerie-сети Украины о потере контроля над магазинами на оккупированных территориях, помощи персонала рабочими местами и жильем, социальных проектах на миллионы гривен и многое другое.

24 февраля 2022 навсегда изменило жизнь украинцев. В том числе – и отечественного бизнеса. Многие коммерческие объекты полностью разрушены, часть – была вынуждена остановить работу на неопределенное время, некоторые – переехать на запад Украины или за границу. И даже оставшиеся страдают от обстрелов, неопределенности, логистических и кадровых проблем, падения платежеспособного спроса и т. д. Все это в полной мере относится и к сегменту drogerie. Как с этими вызовами справляется EVA, в интервью корпоративному изданию рассказала исполнительный директор крупнейшей в Украине сети магазинов по красоте и уходу Ольга Шеченко. RAU приводит наиболее интересные тезисы материала.

Об убытках и возобновлении работы сети

На сегодняшний день наши убытки по товару составляют 300 млн грн, еще около 60 млн грн — это потери по оборудованию, технике и материалам. Это то, что окончательно подтверждено.

Мы понимаем, что товар, который находится в магазинах на оккупированной территории, скорее всего, уже потерян. Такое мы уже увидели в освобожденных регионах – там товар был либо поврежден, либо просто украден.

Сейчас не работает 179 магазинов из 1100. Большинство из них находятся на оккупированной территории. На подконтрольной территории у нас не работают 12 магазинов в Харькове. Еще есть неработающие магазины в Бахмуте, Краматорске, но это уже зона боевых действий. В Николаеве мы на неделю эвакуировали наши магазины, но сейчас возобновили их работу.

Вместе с тем, на освобожденных территориях стараемся как можно быстрее открыть магазины. В первую очередь, это северные регионы Украины – Сумская, Черниговская, Житомирская области. У нас было очень много магазинов под Киевом – Ирпень, Буча, Дымер, Иванков, Макаров, Бородянка. За время оккупации они были почти уничтожены, но после освобождения населенных пунктов мы уже все их восстановили, так что сейчас они полноценно работают.

Также открываем совершенно новые объекты. Это локации, согласованные еще до полномасштабного вторжения. Пришлось поставить их на паузу, но сейчас все же открываем в Днепре, Киеве и на западе Украины. Сегодня одиннадцать новых магазинов уже работают, другие еще в процессе.

Компания очень придирчиво присматривается, где можно возобновить работу, а где еще опасно. Но мы понимаем, что нашим клиентам нужны магазины, поэтому стараемся балансировать. Где-то раз в неделю или две решаем, где можно возобновить работу. А когда магазин запустился, он обычно уже продолжает работать, просто реагирует на воздушные тревоги. И мы открываем магазин только тогда, когда есть несколько работников, которые готовы работать. К примеру, у нас есть два магазина в Марганце. Некоторые люди не могут ходить на работу, но другие говорят, что хотят работать. Поэтому мы из двух магазинов собрали одну команду, так что один магазин работает, а другой нет.

О подготовке к войне и первых действиях

Хочу отметить, что компания готовилась к войне, хотя мы не верили, что она начнется. Мы заранее сделали запасы топлива. Это позволило персоналу как можно быстрее уехать из мест боевых действий. Подготовили материалы, чтобы закрыть фасады магазинов, и сразу это сделали после полномасштабного вторжения. Еще в начале февраля разослали инструкции работникам, как себя вести. Подготовили два бомбоубежища на распределительных центрах в Броварах и Львове, что нам потом очень помогло. В Харькове и Николаеве настаиваем на том, чтобы все наши работники максимально заботились о своей безопасности, чтобы реагировали на воздушную тревогу, закрывали магазины и шли к ближайшему укрытию.

К чему-то мы были готовы, к чему-то совсем нет. Например, к такому коллапсу, случившемуся с логистикой, мы не готовились, поэтому основные наши действия были направлены на то, чтобы скорее выровнять эту проблему. Мы приобрели несколько грузовиков — до этого у нас не было собственных грузовиков — чтобы развозить товар в опасные места, куда никто не хотел ехать. Наладили работу с железной дорогой, начали возить товары вагонами, чего до войны никогда не делали.

О доле на рынке и показателях сети

Это трудный вопрос, потому что никто никогда не оценивал нашу долю в целом на рынке. Компания Nielsen оценивает нашу долю только в структуре национальных сетей дрогери-магазинов. 2021 год мы закончили с отметкой 73%, сейчас наша доля – 77%.

Ситуация по регионам очень разная. Понятно, что магазины в Харькове отстают и на 20, и на 30% от своих прошлогодних показателей, а вот на западе страны картина немного другая. Там магазины работают лучше, включая маленькие городки, потому что туда переехало много внутренне перемещенных лиц.

Об интернет-магазине и смене потребительских предпочтений

В марте мы без преувеличения были одним из немногих интернет-магазинов, которые продолжали работать. Большинство операторов этого рынка просто не смогли наладить свою работу в те дни, остались буквально единицы. Наш склад в Броварах прекратил свою работу, весь товар мы перевезли в Львов, где склад продолжал работать.

В первый-второй месяц войны у нас было около 60% от довоенного количества заказов. Сейчас интернет-магазин быстро возобновляет работу, и мы уже вышли на 85% от прошлогодних заказов. А в денежном виде продаем даже больше: это уже 110–115% от показателей 2021 года.

Если говорить о структуре заказов, то в начале вторжения спрос в категории «Красота», так называемом beauty-сегменте, почти полностью исчез, но это был короткий период – примерно 1,5 месяца. Тогда больше покупали бытовую химию, подгузники и т.д. Сейчас структура полностью восстановилась: категория «Красота» продается очень хорошо, как и категория «Парфюмерия». Спрос постоянно растет, и мы возвращаемся в наш довоенный ассортимент.

О волонтерских инициативах

Мы продолжаем поддерживать фонд «Вернись живым». Наши клиенты могут донатить деньги от 1 грн на кассах во время покупок. Эти средства мы передаем ежемесячно, и общая сумма достигла уже более 7 млн грн. Еще 26 февраля мы создали оперативный штаб, потому что начали получать многочисленные запросы о помощи.

Это были роддомы, детские дома, шелтеры. Обращались просто люди, которые прятались в метро, ​​в подвалах. Нам даже пришлось арендовать бронированный автомобиль, чтобы отвезти партию подгузников в родильное отделение в Харьков. Но большинство запросов, конечно, были связаны с ВСУ.

Всего за это время мы удовлетворили более 360 запросов на помощь, и отдали товар на общую сумму около 5 млн грн. Организовать такой процесс, на самом деле, очень сложно, потому что к нам обращались люди со всей Украины. Оперативный штаб работает до сих пор, и все процессы полностью отлажены. Самих обращений стало меньше, и они изменились. К примеру, сейчас кроме прочего, нам посылают запросы на гигиенические товары для раненых военных, которые находятся в больницах.

Из крупных проектов могу вспомнить программу нашего владельца Руслана Шостака — «Детство без войны», благодаря которой почти 1500 детей-сирот, а также более 500 их опекунов или сопровождающих были перевезены в Турцию в безопасные условия. Это самый централизованный проект эвакуации детей из Украины во время войны. Мы и сами помогаем этому проекту, и наши покупатели тоже донатят деньги для них.

Читайте также —

https://rau.ua/ru/news/beauty-eva-watsons-brocard/


К последним новостям К популярным новостям Підтримати редакцію

Раз на тиждень

ми будемо відправляти Вам 

найцікавіші новини тижня


Поделитесь этой новостью в социальных сетях


Читайте также

Все новости рынка