Марк Петкевич, Novus: Мы снизили свои наценки, завели больше товаров средней стоимости, и я думаю, что 2023 год вряд ли будет лучше для нас
Генеральный директор Novus Марк Петкевич о главных бизнес-уроках за 10 месяцев войны, роль цифровых инструментов в перестройке процессов компании и направлениях, которые ритейлер планирует реализовать в 2023 году.
Пандемия COVID-19 стала подготовкой украинского бизнеса к экзамену на устойчивость. И в 2022-м он его сдал, благодаря высокому уровню адаптивности и курсу страны на диджилизацию. НВ. Бизнес расспросил CEO Novus Марка Петкевича о том, как преуспевать в условиях неопределенности и какие цифровые планы компания имеет в следующем году. RAU предлагает ключевое из его ответа.
Главный бизнес-урок – давать свободу людям на местах и всегда готовиться к худшему. Часто «лишняя» подготовка может оказаться ненужной, но это лучше, чем быть не готовым к внезапному шквалу проблем. Важно также не мешать работе команды, в которой каждый знает свое дело.
Мы полностью изменили подход от централизованной системы управления к автономному функционированию. Лишний контроль и гибельное желание руководителя «помочь» своему бизнесу часто очень мешает. Сотрудники и без того сталкиваются со сложными ситуациями, а когда над ними появляются «контролеры контролеров», и зря тратится много времени, это всегда негативно отражается на эффективности работы. В то время, когда руководители еще дискутируют, люди на местах часто имеют решение. Эта свобода действий позволяет ускорить важные операционные процессы.
Итак, вывод: не все во время войны можно предусмотреть и гарантировать. Когда ракеты прилетают ㅡ ничего нельзя изменить. Поэтому следует всегда готовиться к худшему и отказываться от вертикальной структуры управления в пользу децентрализованного менеджмента.
Хорошо, когда бизнес настроен к автоматизму и все работает по четким инструкциям. Но во время войны все посыпалось и, к сожалению, когда у тебя в магазине нет электроэнергии, связи и так далее, диджитализация уходит на второй план.
К концу прошлого года мы закончили большой цифровой проект по улучшению работы офиса. В 2022 году мы также продолжили диджилизацию наших магазинов и внедряли более клиентоориентированные вещи. К сожалению, все остановилось, поскольку для работы любой такой системы требуется дополнительная электроэнергия и средства коммуникации.
Сегодня, например, мы отвозим в магазин бумажные кассовые чеки, чтобы люди могли покупать продукты за наличные и без кассового аппарата.
Исторически в нашей компании сложилась довольно сложная система, в которой front office, back office и другие структуры используют разное программное обеспечение. Поэтому возникают сложности при обмене информацией. Сейчас наша центральная SAP-программа отвечает за логистику, бухгалтерию и финансы. Недавно мы изменили кассовую программу, а в ближайшее время мы планируем избавиться от устаревшего программного обеспечения для магазинов, чтобы офис и магазин работал как единое целое.
Это позволит избавиться от сложных алгоритмов поиска ошибок, энергоемкого процесса обмена информацией и т.п. Нельзя сказать, что это что-то очень современное, но это будет вызов для нас, поскольку покупка только европейских лицензий для такого программного обеспечения ㅡ это более чем дорогое удовольствие.
Мы понимаем, что наша уязвимость повышает вероятность атак хакеров. Поэтому мы планируем вкладывать деньги в стабильное улучшение информационной безопасности компании.
Я надеюсь, что спутниковый интернет Starlink нам больше не понадобится, и скоро мы вернемся к стабильному оптоволокну. С другой стороны, в старых магазинах мы нашли много неиспользуемых проводных телефонов, и сейчас мы пытаемся восстановить их функциональность. Наша главная задача сегодня – обеспечить стабильность. Сделать так, чтобы мы не закрылись, а смогли работать в любых условиях. Установка генераторов, проводных телефонов или даже факсов в известной степени возвращает нас в каменный век. Наверное, в следующем году мы сможем вернуться к настоящей современной диджитализации, а пока все средства идут на безопасность бизнеса.
Род нашей деятельности очень давний, спрос на него появился еще в средневековье, и, как и в случае с любым другим бизнесом, наша цель – зарабатывать деньги. К сожалению, день победы Украины в войне, который обязательно наступит, не принесет много денег ни экономике, ни бизнесу, ни людям. Поэтому мы вряд ли принимаем важные решения для бизнеса именно в этот день. Мы наверняка продолжим продавать свои продукты, кормить людей, создавать рабочие места, поддерживать государство налогами, адаптироваться под уровень доходов населения. В 2022-м мы снизили свои наценки, завели больше товаров средней стоимости, и я думаю, что 2023 год вряд ли будет лучше для нас. Главное, чтобы он не был хуже.
Читайте также