Николай Маранчак, RAU: Digital-тренды, на которые стоит обратить внимание ритейлу

Николай Маранчак, RAU: Digital-тренды, на которые стоит обратить внимание ритейлу

04.10.2019 08:05
  555
Микола Маранчак

Как меняются сегодня Instagram и Facebook, что это значит для маркетинга, какова сегодня роль для SMM у Telegram и TikTok и к каким трендам стоит готовиться немедленно-в колонке digital-маркетолога Ukrainian Retail Association.

Читайте українською

18 сентября Ассоциация Ритейлеров Украины с агентством Prcom провели совместный workshop «RAU Marketing Day». Одним из выступающих стал digital-маркетолог, журналист Ukrainian Retail Association Николай Маранчак. Как меняются сегодня Instagram и Facebook, что это значит для маркетинга, какая сегодня роль в SMM у Telegram и TikTok и к каким трендам стоит готовиться немедленно — в главных тезисах с его выступления.

Эпоха «флирта» в Instagram

У многих SMM в ритейле последние годы — серьезный «роман» с Instagram. Построен он обычно на привычной схеме: качественный и интересный контент, релевантные хэштеги, геолокационные метки, комментарии, коммуникация в Direct, ну и конечно же таргетированная реклама. Кое-кто также использовал «серые» технологии, которые можно назвать «флиртом»: масфоловинг и маслайкинг.

Но времена меняются. Instagram по последним данным — уже далеко не соцсеть для молодых девушек, возраст аудитории серьезно изменился. И старые методы «флирта» уже не так эффективно работают, как раньше. А еще три года назад появились «Stories», которые в целом изменили культуру коммуникации в Instagram.

Однако эпоха «флирта» никуда не исчезает, ведь появляются новые методы заигрывания с аудиторией. На смену маслайкингу пришел маслукинг.

Возможно кто-то уже замечал в своих Instagram Stories просмотры от известных блогеров или селебретис. Не стоит прельщаться, это всего-навсего очередные боты. Работает «массовый просмотр историй» следующим образом — маслукинг может настраиваться сразу на 100 000 человек ЦА или «холодной» аудитории.

Это абсолютно «серый» инструмент работы, однако безопасный — Instagram не отслеживает и не блокирует такие действия. Если конверсия переходов будет лишь 0,01% в сутки — это уже позволит получить по меньшей мере поднятия посещаемости профиля, что сверхважно для видимости в Stories страницы и вывода ее публикаций в ленту.

Я не пропагандирую использовать такие инструменты, но мы сейчас говорим о трендах. И этот один из них. Заигрывания с аудиторией не заканчивается, оно меняется.

Бессердечный Instagram

Второй тренд, на первый взгляд, может показаться менее положительным. Вполне возможно, что Instagram скоро откажется от лайков. О начале эксперимента было заявлено еще в мае 2019 года и до сих пор его географию только расширяли. Речь идет об отключении публичного счетчика лайков. Отметки «Мне нравится» будут видимы лишь автору публикации. Причем сначала в Instagram могут сделать возможность отключать счетчик самостоятельно (пользователи уже встречали такие нововведения), но потом отключить его вообще всем.

Причин таких изменений несколько. Например, их связывают с зависимостью людей от лайков. Если пользователь получает мало «одобрений» под фотографией, он невольно начинает воспринимать это как негативную оценку себя любимого и может столкнуться с депрессией. Такая ситуация уже приобрела состояние эпидемии. Поэтому многие сидят в Stories.

В Stories нет видимых всем лайков или даже просмотров — пользователям там комфортнее.

В мае 2019 года отключили лайки сначала в Канаде, а чуть позже — в Бразилии и Ирландии. И конечно же возникает вопрос — к чему это привело, ведь Instagram не часто делится результатами своих исследований с другими.

К счастью, сервис аналитики PandaRank собрал статистику вовлеченности постов в Канаде, где тестировались эти нововведения. Они отметили, что все ок, значительных изменений не заметили. Однако тенденцию стоит отметить — она в корне изменит Instagram.

Маркетплейс Instagram

С тех пор как Instagram перешел под управление Facebook Inc.- а после ухода в октябре 2018 года из компании ее основателей такое управление стало тотальным — его ключевой целью стала монетизация. Поэтому следующее, что ожидает Instagram — это превращение в полноценный маркетплейс.

Уже около года в Instagram тестируют функцию оформления и оплаты заказа прямо в приложении “Checkout”. Достаточно нажать на просмотр выбранного продукта с поста, чтобы увидите кнопку “Оформить заказ в Instagram”. Пользователю будут предложены варианты размера и цвета товара, после чего можно будет перейти к оплате, не выходя из соцсети. Платежную информацию и адрес доставки сервис запоминает. При этом оплата товара будет доступна с помощью Visa и MasterCard, прикрепленных к аккаунту в самом Instagram.

В настоящее время функция Checkout находится в закрытой бета-версии для отдельных брендов и их американской аудитории. Среди них Zara, Adidas, H&M, Nike, Michael Kors, NYX и некоторые другие. Когда эта возможность станет доступной во всем мире, в компании не рассказывают. Но это уже реальность.

Интересно, что наполнение товаром будет происходить через раздел «магазин» в Facebook. И такая интеграция неслучайна. Например, внизу главной страницы Instagram уже появился надпись «Instagram от Facebook». Facebook купил Instagram в 2017 году. Цена сделки — $1 млрд. А основная цель империи Facebook — монетизация.

Движение на интеграцию

Подтверждает все выше сказанное немало перемен в соцсетях. Например, Instagram тестирует увеличение количества рекламы в «историях». Отдельные пользователи соцсети уже обнаружили в Stories появление двух рекламных объявлений подряд от рекламодателей. И очевидно, что это пока только начало. Рекламодателям стоит не упустить время на рекламный тренд в Instagram Stories.

Интеграция соцсетей и движение в сторону увеличения возможностей монетизации — далеко не догадки. Про этот интеграционный тренд недавно написал New York Times, которые указывают, что владельцы хотят объединить Direct с Facebook Massenger и Whatsapp (тоже выкуплен Facebook Inc. несколько лет назад). Общая система неизбежна.

Facebook тоже не стоит на месте презентовал новый дизайн для пользователей. Для тех, кто следит за обновлениями в соцсетях от RAU, он далеко не новость. Еще в мае мы анонсировали неизбежное. Теперь вот — получите, распишитесь — десктопная версия становится похожей на мобильную: Stories станут еще ближе к пользователям, синюю плашку уберут, сервис электронной коммерции Marketplace с отдельной иконкой на главной странице будет обновлен.

Вам телеграмма

Но меняется не только империя Цукерберга — есть еще Павел Дуров, игнорировать успехи которого на международной арене мессенджеров было бы ошибкой. Telegram — уже далеко не только трендовый надежный мессенджер для общения.

В прошлом году на конференции Nielsen Shopportunities директор по маркетингу Metro Cash&Carry Ukraine заявила, что будущее за мессенджерами. Она назвала мессенджеры «новым браузером» и определили, что все необходимое должно быть там, где пользователь привык общаться и чем пользуется ежедневно. Согласен с ней во всем, кроме одного — она сказала, что будущее за Viber. Так, до сих пор это мессенджер №1 в Украине с 20 млн пользователей. Однако я считаю, что будущее за Telegram. Он уже обошел конкурента в «фишках» и стал для многих не только источником общения и получения рекламных рассылок, но и источником информации: новости, каналы, паблики.

Я попытался узнать, как дела у крупнейших украинских ритейлеров в Telegram. Обратился к рейтингу крупнейших Facebook-страниц ритейлеров, который RAU составляет каждые 2-3 месяца, и поискал первую 10-ку Facebook в Telegram — у некоторых из них до сих пор не оказалось канала, у других -количество фолловеров не превышает 3000 пользователей. Самый большой найденный канал в Telegram оказался у Comfy — 4500 читателей.

Я понимаю, что маневра для рекламных возможностей в Telegram до сих пор нет, но если компания провозглашает мантры про бесшовность и омниканальность, для клиента не должно быть никаких ограничений в выборе канала коммуникации с брендом. Ваша аудитория уже там.

Компании должны быть всюду, где их аудитория, даже если они до сих пор не понимают, что с этим делать. Нельзя просто так взять и пройти мимо такого тренда, как мессенджеры.

Что сегодня происходит с Telegram? Дуров постоянно улучшает жизнь администраторам. Несколько недель назад появился официальный и, главное, простой отложенный постинг. Есть форматирование текста, возможность url-меток в тексте и тому подобное. И все это бесплатно.

Правил, что делать с Telegram не существует — поэтому стоит создавать свои.

ТікТок, кто там?

Последнее, о чем я хотел бы сегодня поговорить — это ТікТок. Ну действительно, кому нужна эта соцсеть? Возможно работать с ней и нет смысла, но вспомните 5-7 лет назад то же можно было сказать о Instagram.

Каждое поколение выбирает свою соцсеть, и где в будущем будет покупать поколения Z — никто не знает. Да, ТікТок все еще нет в топе скачиваемых приложений в Украине, но посмотрите на мировой тренд — лучше не упустите момент, который может вдруг наступить.

TikTok стремительно набирает популярность. В июле по миру было 53,5 млн загрузок. Сейчас у TikTok уже более 1 млрд пользователей. И это за рекордное время. TikTok уже позволил пользователям покупать товары прямо из приложения — брендам достаточно запустить специальные хэштеги. Также TikTok уже запустил собственную платформу для таргетинга.

Никто не знает, что будет дальше. Все, кто убедительно говорит о трендах через два года — фантазеры. Можно не угадать, так что будьте наготове. Будьте готовы постоянно меняться и адаптироваться, следите за трендами и учитесь новому, чтобы всегда держать Digital-волну.

Читайте также

Топ-10 инструментов для отслеживания трендов в e-commerce


К последним новостям К популярным новостям Підтримати редакцію

Поделитесь этой новостью в социальных сетях


Читайте также

Все новости рынка