Михаил Меркулов, Arricano: Топ-5 трендов года на рынке торговой недвижимости Украины
Генеральный директор компании Arricano Михаил Меркулов о ключевых тенденциях рынка торговой недвижимости Украины в 2016 году и прогнозах на 2017-й.
Конец года – самое время подводить итоги. Arricano Real Estate plc – крупный девелопер и сетевой оператор торгово-развлекательных комплексов, обладает самым большим в Украине портфолио реализованных ТРК, общая арендная площадь которых составляет более 212 000 кв. м. О ключевых трендах уходящего года на рынке торговой недвижимости RAU попросил рассказать одного из лучших украинских топ-менеджеров в сфере commercial property – СЕО Arricano Михаила Меркулова, признанного персоной года на рынке недвижимости.
1. На рынке торговой недвижимости в 2016 году произошли положительные изменения. Даже в условиях низкой покупательской способности населения и отсутствия изменений относительно защиты прав собственности в судебной системе и в работе правоохранительных органов, рынок коммерческой недвижимости продемонстрировал позитивную динамику. Предложение на рынке коммерческой недвижимости Киева выросло: открыты новые объекты – ЦУМ, Lavina Mall, New Way.
2. Отношения арендаторов и арендодателей развивались и продолжают развиваются в сторону партнерства, арендные ставки сохраняются на прежнем уровне, процент от товарооборота стал партнерским инструментом отношений между арендодателем и арендатором. Стали популярны совместные маркетинговые активности, развивается и углубляется сотрудничество между ТРЦ и ритейлом, бренды заинтересованы в кооперации, обучении и партнерстве с девелоперами.
3. Активное развитие украинских брендов — тенденция последних трех лет — сохранилась. Вакантность в торговых центрах снижалась. Наблюдалась ротация ритейлеров — операторы выбирали более посещаемые ТРЦ.
4. Можно отметить, что посетители ТЦ становятся требовательнее к tenant-mix, услугам, сервисам, которые предоставляет ТРЦ. К тому же, гости стали привыкать к тому, что профессиональные ТРЦ обеспечивают им экономию времени и семейного бюджета.
5. Игроки рынка пробовали и запускали новые форматы, более активно использовали маркетинговые инструменты. Среди прочего, в 2016 году наблюдался рост качественных интернет-сервисов, которые формируют персонализированный подход покупателей к выбору ТРЦ и магазинов. В целом в ритейле наблюдался рост безналичных платежей.
В следующем году, учитывая, что потребитель стал взыскательнее и требовательнее, игрокам рынка, чтобы быть востребованными и интересными покупателям, необходимо будет системно работать с целевой аудиторией ТРЦ, используя в том числе маркетинговые инструменты. Сильные игроки будут развивать новые формы и форматы, совершенствовать tenant mix, привлекать интересных покупателям операторов.
В 2016 году компания Arricano внедряла сервисную модель бизнеса, в которой заложен большой потенциал для прогресса. В 2017-м Arricano будет реализовывать стратегии развития как своих объектов, так и компании в целом. В планах на 2017 год:
- привлечение новых крупных якорных арендаторов, увеличение количества сервисов для покупателей ТРК;
- внедрение технологических новинок;
- усиление детских и семейных программ в формате edutainment;
- реализация маркетинговы программ, в которых будут участвовать все больше арендаторов;
- развитие социальных проектов для партнеров-арендаторов и для поколения Y и Z.
Читайте также —