Лев Жиденко, соучредитель Аврора: Мы всегда стремились добиться максимальной эффективности строя бизнес-процессы

Лев Жиденко, соучредитель Аврора: Мы всегда стремились добиться максимальной эффективности строя бизнес-процессы

13.07.2023 09:00
  384
Костянтин Симоненко

Соучредитель сети мультимаркетов Аврора о поиске идеальных сотрудников, корпоративных ценностях и критериях отбора героев компании, конкуренции за кадры и оценке качества работы бизнеса.

Недавно сеть магазинов формата one dollar store Аврора открыла свой тысячный магазин. В 2022 году компания открыла с нуля или возобновила 125 магазинов, а выручка увеличилась более чем вдвое, до 13,9 млрд грн.

Соучредитель сети мультимаркетов Аврора Лев Жиденко на Форуме предпринимателей 2023 дал публичное интервью о культуре компании и ее влиянии на бизнес-результаты, а также поделился своим мнением о будущем ритейла во время соответствующей панели. RAU предлагает ознакомиться с основными тезисами спикера.

О поиске идеальных сотрудников

Прежде всего, нужно понять, что идеальных работников не существует. Есть те, кто подходит по своему характеру к культуре компании. Тех, кто совпадает с ценностями основателей. В дальнейшем просто нужно инвестировать в развитие этих работников и будете иметь результат. Потому что у каждого есть свой талант и задача руководства – создать композицию из нужных людей. Основную ставку мы делаем на soft-skills, хотя и не пренебрегаем профессиональными знаниями и навыками сотрудника. Но сейчас пришло такое время, когда более важны человеческие качества, а не профессиональные умения. Так сказать, из хорошего человека можно сделать профессионала, а наоборот – нет. То есть, речь идет о долгосрочном планировании.

О влиянии корпоративной культуры на финансовые результаты

Если несколько упрощенно говорить о сущности культуры, я бы назвал это моделью поведения. Обычно люди вкладывают в понятие корпоративной культуры какие-то хорошие вещи, но ведь есть культура и нехорошего поведения. Недаром мы знаем о существовании тюремной субкультуры. У прокуратуры есть своя модель поведения и это не всегда означает что-нибудь хорошее. То есть можно говорить о каких-то устоявшихся нормах поведения, которые помогают или наоборот – мешают компании достигать поставленных целей.

К примеру, главная фишка сети магазинов Аврора – доводить стоимость любого продукта на полке до минимально возможного уровня, условно – до $1. Мы всегда стремились добиться максимальной эффективности, соответствующим образом выстраивая бизнес-процессы. В 2022 году война поставила бюджетные закупки в главный приоритет потребителя. Что и повлекло удвоение выручки нашей компании.

О роли руководства и вере в ценности

Как показывает наш опыт, добиваться большей эффективности в бизнесе лучше удается людям не агрессивным и коммуникабельным. Я сам не занимаюсь основной операционной деятельностью компании, кроме определенных инициатив, которыми я занимаюсь в качестве председателя совета акционеров. В основном это прерогатива другого партнера и одновременно генерального директора Аврора Тараса Панасенко.

Чтобы новые люди скорее могли проникнуться корпоративной культурой, нужно, чтобы им об этом кто-то рассказал. Например, в компании Google основатели Сергей Брин и Ларри Пейдж, когда они непосредственно руководили своим бизнесом, проводили своеобразный ритуал – знакомство с новичками. Где они рассказывали о своих ценностях и стратегии компании. Я уверен, что так же сотни сотрудников Аврора смогут это сделать даже лучше меня. Но нам как основателям люди больше поверят: в то, что мы скажем о ценностях и почему мы этим занимаемся. Потому что главные принципы компании давно сформулированы и висят на стене. Однако самое главное – чтобы тот, кто это будет читать, действительно поверил в эти слова и проникся духом компании. Соответственно какие-то функции можно делегировать, а какие-то должен выполнять совладелец, чтобы не потерять эту корпоративную культуру.

О коммуникации во время войны

Есть такое выражение Retail is Detail, которое хорошо подчеркивает важность каждой мелочи в процессе организации продажи самых необходимых вещей. Нам, в частности, очень помогали и помогают ежедневные утренние встречи для обмена информацией, в том числе о проблемных вопросах. Сначала они проходили офлайн, но с наступлением пандемии и затем полномасштабной войны – окончательно трансформировались в гибридный формат.

Главный принцип: как говорится «есть слона по частям», то есть каждый получает конкретную задачу в соответствии со своей компетенцией для решения глобальной задачи. Например, формирование новых цепочек поставок товаров.

Об оценке качества работы бизнеса

У меня есть хороший прием, помогающий понять, как работает выстроенная тобой система. Надо пойти в самый отдаленный «уголок» компании и посмотреть, как там принимаются решения на самом низком уровне, пока никто этого не видит. Как принимают на работу или увольняют работников. Ибо корпоративная культура в конечном счете определяется тремя критериями:

  • каких людей мы берем на работу;
  • как и за что увольняем их;
  • кого делаем героями компании.

Именно эти три фактора определяют поведение всего персонала в компании, поскольку показывают ролевую модель, которая обеспечивает успех и продвижение по службе.

О культуре компании Аврора

Чтобы стать героем в сети магазинов Аврора, нужно исповедовать следующий принцип: «Возьми ответственность – получи возможность». То есть проявлять инициативу, руководствуясь ответственностью за доверенное дело, а не указаниями сверху. Именно таким образом и была создана Аврора. Сначала мы работали с Тарасом Панасенко в сфере инжиниринга в электроэнергетике, но он пришел ко мне как сотрудник с разработанной бизнес-идеей.

Также важно взаимодействие с коллегами, даже если это не связано с их профессиональными обязанностями. Когда каждый из работников может рассчитывать на помощь и поддержку, а не на «проход по головам» конкурентов. Но это далеко не полный список.

Каждый бизнесмен знает, что компании конкурируют на трех рынках: клиентов (маркетинг), персонала и денег. Зачастую бизнесмены зациклены только на клиентах. Однако фактически сейчас люди, особенно молодежь, имеют достаточно большой выбор, где они могут работать. И они оценивают компании как работодателей. Поэтому нужно уметь конкурировать, чтобы они выбрали именно вас. Особенно в условиях, когда демография работает не в пользу ритейла: как в части количества потенциальных клиентов, так и в отношении будущих работников.


К последним новостям К популярным новостям Підтримати редакцію

Раз на тиждень

ми будемо відправляти Вам 

найцікавіші новини тижня


Поделитесь этой новостью в социальных сетях


Читайте также

Все новости рынка