Юрий Карнаушенко, Expert Group: Новый внешний вид ТРЦ – путь к эффективному направлению покупателей
Директор проектно-производственного предприятия Expert Group Юрий Карнаушенко о том, как ТРЦ пересматривают подходы и устанавливают тренды в архитектуре и дизайне, и как решать связанные с этим вопросы и задачи.
Главное направление деятельности Expert Group — выполнение проектов по наружному и внутреннему оформлению зданий рекламными конструкциями, элементами декора и торговым оборудованием. Среди клиентов компании множество топ-ритейлеров: Эпицентр, Rozetka, LC Waikiki, Сільпо, Цитрус и другие, но в последние три года компания также работает с ведущими ТРЦ страны. В интервью RAU директор Expert Group Юрий Карнаушенко рассказал над какими объектами коммерческой недвижимости компания сейчас работает и почему комплексный подход в разработке навигации и рекламных конструкций будет трендом при проектировании и строительстве ТРЦ
— Многие ТРЦ в Украине за последние несколько лет приступили к проведению реформата. Почему это происходит?
— Они утратили свою актуальность, свежесть и трендовость, и как правило требуют ремонта. Кроме того, ситуация на рынке меняется, появляются новые игроки и конкуренты, и теперь необходимо предпринимать активные действия по пересмотру своего позиционирования. Только за последние несколько лет более десяти ТРЦ провели реформаты, поменяли дизайн, пул арендаторов, некоторые даже название. Их цель – создать комфортные условия для посетителей, предоставить максимально широкий ассортимент товаров и услуг, сделать так, чтобы клиент проводил в ТРЦ как можно больше времени и закрывал все свои потребности. Именно в этом им помогаем мы, причем как на стадии строительства, так реформата. Компания Expert Group специализируется на комплексном оформлении ТРЦ рекламными и навигационными конструкциями. От разработки концепт-идеи дизайна до полного выполнения проекта, включающего производство и монтаж конструкций.
— Над какими проектами вы уже работали?
— На стадии строительства и запуска к нам обращались ТРЦ Nikolsky и Retroville. Для последнего мы делали комплексное оформление объекта навигационными указателями и вывесками. Есть также действующие ТРЦ, которые решились обновить навигацию или морально устаревшие элементы. Для Blockbuster Mall делали комплексный проект по разработке системы навигационных элементов и рекламных конструкций, для Gulliver – навигационные указатели, рекламные конструкции, для Neo Plaza – комплексную концепцию оформления, фасадное оформление ТРЦ, вывески, стеллы, пилоны, навигацию, торговое оборудование и т.д. Среди других клиентов – ТРЦ Appolo, Караван, МОСТ-сіті, Dафі и другие.
— Какие основные виды работ чаще всего выполняете и в какие сроки?
— Каждый из проектов ставил перед нами самые разнообразные и порой не самые простые задачи. Полный объем работ и сроки реализации проекта зависят от конкретной ситуации и задач, которые стоят перед командой ТРЦ. Минимальный срок для небольшого проекта – около шести месяцев. Но чаще всего это около года. Основные виды работ – анализ ситуации (транспортные развязки, прилегающая территория, потоки движения, архитектурные доминанты и акценты), разработка концепции, создание системы навигационных указателей, разработка форматов рекламных конструкций, разработка элементов идентификации ТРЦ, производство и установка всех носителей.
— С чего обычно начинается выполнение проекта?
— С анализа и разработки план-схем. Современные торговые центры чем то напоминают полисы, в которых есть свои площади, дороги, развязки, рекреационные зоны. Наша задача – гармоничная организация потоков движения, их направление, разделение, и самое главное: создание таких приемов визуальной навигации, при которых посетителю будет легко и комфортно передвигаться и ориентироваться в ТРЦ. Затем определяем, какие носители будут эффективней всего работать в этих местах (например, подвесные, настенные, напольные конструкции), определяем их формат и размер с учетом строительных и архитектурных условий. Когда все выше перечисленные задачи решены, мы приступаем к более творческому процессу – дизайну концепции, созданию визуального ряда, того как будут выглядеть эти носители.
— Как именно разрабатывается дизайн-концепция для ТРЦ?
— Это, наверное, самый интересный и творческий этап, ведь при создании набросков и эскизов, мы должны учитывать архитектурные решения пространства и айдентику ТРЦ. Главная задача дизайн-концепции навигационных указателей – направлять потоки ЦА. Они должны легко читаться, быть простыми и заметными, но при этом не забирать на себя все внимание, ведь внутри большое количество вывесок арендаторов, ярких витрин. Она ни в коем случае не должна с ними конкурировать, их основная задача только дополнять общую стилистику ТРЦ и направлять аудиторию к необходимым локациям.
Если мы начинаем работать над проектом на стадии строительных работ, то по сути, участвуем во всех этапах, поскольку существует много важных нюансов с монтажом и подключением этих конструкций. Но можем подключаться на этапе осуществления отделочных работ ТРЦ.
— А какой идеальный вариант?
— Идеальные вариант, когда мы сами делаем весь проект. Но бывает, что мы включаемся, когда уже есть какие-то готовые кусочки и тогда наша задача — на их базе интегрировать свои решения на конкретных носителях, или же совместно с подрядчиками ТРЦ спроектировать определенные решения и вписать их в строительные проекты.
— Какие ошибки чаще всего совершают девелоперы, разрабатывая эти элементы самостоятельно?
— Первая частая ошибка состоит в том, что проектировщики изначально не предусматривают детали крепления, так называемые — закладные. Например, каждая конструкция имеет свой вес. Фасадные конструкции должны выдерживать определенные ветровые нагрузки. Для внутренних конструкций нужно подвести электричество. Если же нужно сделать вывод в полу, а там уже все запаковано и положена плитка, — это достаточно проблематично. Иногда электрические схемы должны учитывать дополнительную нагрузку от подсветки навигационных элементов и рекламных плоскостей. Большой лайтбокс потребляет не один киловатт электроэнергии. Это нужно учитывать при прокладке сетей и проводов, ведь изделий на ТРЦ может быть 30, или даже больше 500, как в ТРЦ Blockbuster Mall. В их число входят и навигационные указатели, и обозначения входов, рамп, вьездов на паркинг и т.д. В ТРЦ Retroville в общей сложности установлено более 200 таких изделий.
Я еще не видел ни один проект, в который бы заранее включили все эти технические моменты. Хоть рекламная продукция монтируется на завершающем этапе, начинать ее разработку нужно еще на этапе строительства, чтобы избежать проблем с правильной установкой и распределением нагрузки.
— С чем чаще всего связана такая непредусмотрительность?
— Иногда девелопер ТРЦ хочет сэкономить, и из-за этого страдает результат. Иногда процесс начинают дробить. Например, мы делаем напольную конструкцию, другой подрядчик – подвесные. Из-за этого может быть несоответствие в материалах и цветах. ТРЦ часто прописывают, как и что нужно изготавливать, но не опускаются до таких «мелочей», как конкретизация производителя материалов. А это тоже очень важный момент. Например, в River Mall прописали все технические моменты, но не указали производителя пластика для внешних изделий. Из-за этого их вывески, которые днем имеют черный цвет, а ночью — светятся, имеют разный оттенок и, получается, единую концепцию выдержали не до конца. Мы стараемся все эти моменты прописывать, проговаривать и рекомендовать клиенту, даже если мы не участвуем в изготовлении всех вывесок.
— Какие в целом есть виды навигационных указателей?
— Их можно разделить на шесть видов: обозначение входных групп, напольные указатели (аналоговые и интерактивные), подвесные и консольные виды указателей, настенные, а также информационные стойки. Отдельным разделом можно выделить работу по разработке проекта оформления паркинга: настенные конструкции, подвесные указатели и конструкции на колонах. Также бывают фасадные вывески и конструкции (обозначение въездов, входов, рамп и прочее). Но все, безусловно, начинается с дизайн концепции.
— Что происходит после разработки конструкций? Каким образом завершается проект?
— Далее проходит подготовка макетов, чертежей, рабочей документации, необходимых для осуществления производства и монтажа конструкций. После выполнения всех подготовительных этапов работы на выходе получаем развернутый подробный проект оформления ТРЦ. Чаще всего процесс разработки проекта и производства/монтажа отдельных видов продукции идет параллельно. т.к. сроки «на вчера» никто не отменял. Но все эти усилия того стоят. Готовые изделия тестируются, затем собираются и вывозятся на монтаж. Последняя стадия – это уже сам монтаж.
— Как карантинная ситуация влияет на проведение всех этапов работ?
— Все процессы очень ускорились и необходимо быстро обновляться, соответствовать нынешним тенденциям, быть актуальным и максимально удобным. Мы помогаем ТРЦ в решении данных задач, разрабатывая и реализуя данные проекты.
— Какие стратегические планы стоят перед компанией?
— Хотим изменить подход и отношение ТРЦ к осуществлению работ по рекламным и навигационным проектам. У нас уже есть определенный успешный путь, который мы прошли за последнее время, поэтому хотелось бы, чтобы к нам прислушались. В конце-концов, это выгодно всем участникам процесса – девелоперам, застройщикам и посетителям ТРЦ.
Читайте также