
Одно имя на двоих: почему возникают споры о брендах и как их можно разрешить


В современном ритейле, где цифровизация и персонализация выходят на первый план, важно идентифицировать количество уникальных клиентов, входящих в определенный магазин сети. Поскольку борьба за клиента сейчас очень напряженная, важно понимать, что ему нужно, когда и как именно предлагать тот или иной товар.
Материал подготовлен на основе выступления спикера в ходе RAU Expo 2025.
Чтобы быть конкурентным, бизнесу нужно меньше тратить и больше зарабатывать. К примеру, обнаружение злоумышленников (как среди посетителей, так и среди персонала) может сократить количество краж. Также благодаря камерам наблюдения можно понимать, какая локация будет более выгодна, учитывая присутствие большого количества потенциальных покупателей.
Следовательно, в целом система видеонаблюдения – это уже не просто камеры и охрана, а источник аналитической информации, которая может помогать бизнесу. Это данные, которые могут использовать как подразделение маркетинга, так и служба безопасности компании, а также HR отдел.
И главный вопрос трансформации от простого контроля до получения инсайтов для дальнейшей аналитики – это возможность использования и дальнейшей обработки данных, то есть всего, что видят камеры.
Первое, чем может быть полезна видеоинформация ритейлера – статистические данные, помогающие правильно выстроить работу магазина, чтобы с меньшими затратами достичь больших результатов. В частности, рассчитать, сколько работников должно быть в магазине. Есть кейсы, когда после 17:00 в магазине наблюдался приток посетителей, но не было соответствующего всплеска продаж. В результате добавили несколько консультантов в зале именно в это время и дополнительные продажи пошли. Соответственно, аналитика, предоставляемая камерами, может быть интегрирована в CRM-системы ритейлеров.
Похожая задача – контроль очередей на кассе, прямо влияющих на удовлетворенность клиентов. Чем меньше очередей, тем выше NPS. Когда людей у кассы становится слишком много, уведомление приходит администратору магазина, который может открыть, например, еще одну кассу или организовать посетителей таким образом, чтобы все были довольны, и очередей в магазине не было.
Не менее важно распознавание лиц, что критично для выявления злоумышленников и различных правонарушений. Фото потенциального нарушителя заносят в базу ритейлера и когда человек попадает на территорию магазина сети, сразу охрана получит соответствующее уведомление. То есть, автоматически нивелируется человеческий фактор наблюдения, когда охранник может что-то пропустить.
Так же и распознавание номеров авто является удобным инструментом не только для контроля парковки, например перед ТРЦ, но и для логистических центров. В частности, чтобы четко отслеживать, куда машина заехала, когда товар был размещен на складе, когда машина уехала. Это может быть хорошим инструментом отслеживания эффективности работы персонала.
Чтобы лучше продавать определенные категории товаров, с помощью видеонаблюдения можно построить тепловые карты с определением мест наибольшего посещения.
Охрана периметра тоже становится более интеллектуальной. Например, можно настроить срабатывание системы сигнализации именно на человека, а не случайных зверей или птиц. В этом году во Львове после построения такой системы охраны периметра удалось предупредить кражу. Аналогично можно настроить срабатывание системы на определенный автомобиль, все в зависимости от потребностей ритейлера (контроль своих авто или появление посторонних).
Еще одна важнейшая функция – это POS-контроль или наблюдение за кассами, чтобы предупредить злоупотребление персонала. Например, система извещает, когда не закрывается кассовый ящик или пробивается одна единица товара вместо нескольких или когда клиент не забирает чек, а затем кассир может произвести возврат. К сожалению, как отмечают ритейлеры, довольно часто махинации проходят именно за счет договоренности кассира и охранников.
Поэтому как только клиент уйдет, то через несколько секунд, если не закрывается кассовый ящик, на охрану идет уведомление и кассир должен на это реагировать.
Не будет лишним и контроль товара на полках и зонах взвешивания, потому что клиенты могут взять, например, бананы, а пробить как картошку. Система позволяет производить поиск по подакцизным товарам, которые запрещено продавать несовершеннолетним. Соответствующие настройки позволяют контролировать кассиров и отслеживать, насколько кассир соблюдал все нормы. Ибо могут быть штрафные санкции для компании.
Так же идет проверка использования упаковочных материалов. Кто-то иногда набирает себе пакетики, или, например, пробивает товар без цены пакета.
Также хорошим инструментом для HR-отдела является возможность учета рабочего времени, что фактически автоматизирует эту работу и делает невозможным махинации. Когда, например, работник передает свою карточку коллеге, а сам отсутствует на работе. Система распознавания лиц интегрирована в CRM компании и повышает эффективность управления персоналом.
К сожалению, без разрешения клиентов Viatec не может их называть, но есть несколько интересных кейсов, взятых из украинских реалий. Первый случай – создание централизованной системы безопасности и аналитики для сети магазинов, что предполагало мониторинговый центр, контроль очередей и посещаемости, а также базу подозрительных лиц.
Учитывая необходимость при минимальных затратах получать максимальный результат, были использованы интеллектуальные камеры бренда Hikvision с возможностью подсчета уникальных посетителей и распознавания лица и необходимое ПО.
В результате удалось значительно улучшить раскрытие преступных поступков, улучшить эффективность работы персонала и оптимизировать количество работников. Интересно, что злоумышленники начали избегать магазинов сети, пытаясь узнать наличие таких камер в соседних магазинах.
Как видно из схемы, система мониторит лица посетителей, контролирует очереди и распознает номера авто. К ней подключены пожарная система и сигнализация. Когда что-нибудь происходит, система автоматически отправляет на центральный пульт сообщения. То есть сейчас охранникам важно только наблюдать за уведомлениями. Это позволило оптимизировать количество охранников, одновременно сократив количество правонарушений более чем в 100 раз.
Еще один интересный кейс касается интеграции аналитики по CRM и учету поведенческих данных. Ритейлеру требовались аналитические данные для работы отдела маркетинга. Поэтому кроме функций безопасности камеры видеонаблюдения использовались для подсчета посетителей, распознавания лиц и установки камер на кассовых зонах для максимального контроля аудитории клиентов.
Соответственно это увеличивает возможности и улучшает эффективность работы отдела маркетинга и аналитики. Также эта информация может быть полезна и другим отделам, в частности, в логистике, для того чтобы понимать, какой товар нужен, когда, и на какой улице.
Компания Viatec не просто устанавливает видеонаблюдение, а строит комплексные решения по системе безопасности и энергетической эффективности. Обычно этот процесс сочетается с интеграцией программного обеспечения компании и ритейлера в его CRM. Важно, что компания предоставляет не просто техническое решение, но и бесплатно обучает в академии Viatec специалистов всех своих корпоративных клиентов, чтобы они могли эффективно пользоваться этими решениями и быть максимально самостоятельным, имея одновременно постоянную техническую поддержку.