Богатые родственники. Как семья основателя розничной сети Walmart стала самой состоятельной в мире
Поставив экономию во главу угла своего бизнеса, американец Сэм Уолтон построил крупнейшую в мире сеть розничных магазинов Walmart, а свою семью превратил в самую богатую в мире.
Как пишет журнал Новое Время, за более чем полвека из нескольких локальных магазинов в американской глубинке бизнес уроженца штата Арканзас Сэма Уолтона вырос до крупнейшего ритейлера мира с годовым объемом продаж $ 500 млрд. Еще при жизни бизнесмена Walmart обеспечил его родным статус самого богатого семейства США, а летом 2018 года агентство финансовых новостей Bloomberg назвало наследников Сэма богатейшей семьей на планете.
Теперь покупателями супермаркетов и онлайн-магазинов Walmart каждую неделю становятся 265 млн человек в 27 странах мира. В сети, которая насчитывает 11 200 точек продаж и обеспечивает работой 2,2 млн сотрудников, можно купить все: от продуктов до электроники, мебель и даже оружие.
В рейтинге крупнейших американских компаний Fortune 500 Walmart шестой год подряд занимает первую строчку. Больше половины акций корпорации Walmart принадлежит детям Сэма Уолтона: Робу, Джиму и Элис, а также его невестке Кристи и внуку Лукасу. Состояние каждого из наследников бизнес-империи варьируется от $ 5,8 млрд до $ 46,4 млрд, а в сумме превышает $ 174 млрд.
Таким образом, суммарное состояние Уолтонов почти на $ 20 млрд превышает капитал богатейшего человека планеты Джеффа Безоса, основателя и управляющего Amazon.
«Своим богатством семья Уолтонов обязана акциям Walmart, а те демонстрируют хорошую динамику на фондовом рынке, так как люди уверены в этой компании», — резюмирует Чарльз Фишман, журналист и автор The Walmart Effect, книги-бестселлера по версии The New York Times.
Отец экономии
В 50-тысячном городке Бентонвилль на севере штата Арканзас историю семейства Уолтонов знает каждый. Совместная история Бентонвилля и самой богатой семьи мира началась в 1950 году, когда 32‑летний предприниматель Сэм Уолтон перебрался сюда вместе с супругой и четырьмя детьми. Пятью годами ранее он вместе с младшим братом Бадом на одолженные у тестя $ 20 000 купил небольшой продуктовый магазин в соседнем Ньюпорте.
В управлении первыми же магазинами, которые Уолтоны открыли по франшизе, предприниматели применили бизнес-подход, который затем принес небывалый успех сети супермаркетов Walmart. Они установили максимально низкие цены, предложили покупателям широкий ассортимент товаров и продлили рабочие часы торговых точек.
“Часть философии Сэма Уолтона — продавать товары немного дешевле, чем все его конкуренты, — подтверждает Фишман. — Таким образом покупателям не нужно делать покупки в разных местах — они могут купить все в Walmart, зная, что получают самую низкую цену».
Еще один фактор успеха ритейлера — ставка на товары первой необходимости, которыми люди пользуются каждый день и возвращаются в магазин, чтобы купить их снова. К тому же магазины сети постоянно расширяют ассортимент.
«Контролируйте свои расходы тщательнее, чем конкуренцию; именно здесь вы всегда сможете найти конкурентное преимущество», — любил повторять бизнесмен.
Постепенно сеть магазинов Walmart покрыла Соединенные Штаты, систематично устраняя своих конкурентов — местных и небольших региональных ритейлеров, рассказывает Марк Коэн, директор исследований ритейла в бизнес-школе Колумбийского университета.
Однако агрессивный стиль конкуренции Walmart сегодня критикуют многие эксперты и простые американцы. А в нескольких регионах США, в том числе в городе Нью-Йорк, магазины Walmart находятся под запретом: так местные власти пытаются защитить мелкий и средний бизнес.
Наследники
После смерти Сэма Уолтона в 1992 году бразды правления корпорацией взяли его сыновья, а со временем передали их третьему поколению наследников бизнес-империи.
Так, старший сын основателя Роб Уолтон возглавил совет директоров компании в 1992‑м, а в 2015 году посадил на свое место зятя Грега Пеннера. Сам 73‑летний наследник, чье состояние превышает $ 46 млрд, хотя и остался в составе коллегиального органа, редко появляется в офисе компании, отдавая предпочтение охоте и коллекционированию раритетных спортивных автомобилей.
Делами компании все еще занимается младший из сыновей основателя 70‑летний Джим Уолтон, считающийся в семье трудоголиком. Вместе со женой и детьми он живет в родовом гнезде — в Бентонвилле, где находится и штаб-квартира компании.
К слову, благотворительный фонд Walton Family Foundation, созданный в 1987 году Сэмом Уолтоном и его супругой, по‑прежнему выделяет сотни миллионов долларов в год на благотворительные проекты. При этом, критики указывают на использование Уолтонами фонда для уклонения от уплаты налогов, а также на практически полное отсутствие личных пожертвований в фонд со стороны наследников Walmart.
Свои деньги богачи предпочитают тратить на другие цели — к примеру, коллекционировать произведения искусства. Страсть к шедеврам с юного возраста питает младшая из детей Уолтона 68‑летняя Элис, которую Forbes называет самой состоятельной женщиной планеты и владелицей $ 46 млрд.
Онлайн наступает
Крупнейшая ритейл-компания США оказала существенное влияние на всю американскую индустрию розничной торговли. Так, фокус Walmart на повышении эффективности операций и их удешевлении подтолкнул к подобным шагам и других игроков рынка. Однако в эру интернета у компании Уолтонов появились новые мощные соперники. Ими стали компании наподобие Amazon, которые предлагают еще более широкий ассортимент товаров по сопоставимо низким ценам, констатирует Фишман.
«Несмотря на размер и рентабельность Walmart, серьезными вызовами для компании стала электронная коммерция, а также управленческие сложности на зарубежных рынках», — уточняет Коэн.
Он указывает на неудачи американского ритейлера в нескольких странах, где тот попытался открыть свой бизнес. Так, вывесок Walmart уже не увидеть в Великобритании, Германии, Южной Корее и Японии; все меньше их становится в Бразилии.
Пока объем продаж Walmart втрое превышает аналогичный показатель Amazon, однако на поле интернет-торговли детище Безоса в разы опережает своего офлайн-конкурента, предупреждает Фишман. По его ожиданиям, между бизнесом Уолтонов и крупными игроками рынка онлайн-продаж как Amazon и Alibaba назревает битва, что положительно скажется на ценах и сервисе.
«Walmart не даст обогнать себя без реального боя», — убежден эксперт.
Источник: Новое Время
Читайте также
Генеральный директор Walmart: Вопросы стратегии приходится решать каждый час