
Сеть EVA закрыла сделку по приобретению складского комплекса Омега-1 в Броварах


Несколько лет назад украинский производитель сладостей LOL&POP решил выйти на европейский рынок. Однако не во всех странах получилось реализовать бизнес-модель компании.
RAU начинает серию публикаций Franchise-story: о том, как построить успешный бизнес, продавая другим право работать под раскрученным брендом и использовать проверенные технологии. Что лучше – самому пробовать и ошибаться или воспользоваться опытом, например, образовательного проекта от Franchise Group?
С какими сложностями сталкиваются отечественные предприниматели, какие особенности отмечают на новых для себя и своих партнеров рынках Польши, Болгарии и Израиля, почему в итоге закрыли розницу в Кракове и какие новые каналы продаж будут развивать дальше, RAU рассказала совладелица торговой марки LOL&POP Алена Токар.
Алена вместе с мужем Дмитрием Пантюхиным развивает марку сладостей ручной работы LOL&POP. За пять лет развития бренда карамельные конфеты, маршмеллоу, ирис, желейные конфеты и другая продукция, стали продаваться в сетях Эколавка, Good Wine, Антошка, WineTime и небольших кофейнях по всей Украине.
Бизнес-модель предусматривает открытие розничного магазина вместе с производством. Особенностью конфет является то, что они все производятся вручную и из натуральных ингредиентов. Покупатели могут увидеть, как изготавливается карамель и сразу же приобрести ее и другие сладости с витрины. В Украине у LOL&POP есть две торговые точки: в Киеве — собственная и в Запорожье — франчайзинговая. Также продукцию бренда можно купить в интернете: продажи через фирменный сайт формируют треть товарооборота. За один визит в розничном магазине посетители в среднем оставляют около 250 грн.
Стратегия LOL&POP предполагала выход на рынки других стран, и в 2015 году Алена с Дмитрием открыли собственный магазин с производством в Польше. На тот момент они успели “набить руку” и были уверены в успехе.
У LOL&POP были запросы из Европы на открытие франчайзинговых объектов, однако они не могли их принять из-за отсутствия опыта ведения бизнеса в ЕС. Предпринимателям необходимо было понять, как работает бизнес в другой стране, какие разрешительные документы необходимы, какие требования и особенности. Алена с Дмитрием проанализировали рынок, съездили в бизнес-тур в Польшу, подготовились к переезду и уехали с маленькой дочкой осваивать незнакомый им рынок — в польский Краков. Предполагалось, что открытие производства и поиск команды займет не более года, однако на практике процесс затянулся.
После поисков локации в центре партнеры вынуждены были расширить географию, и обратить внимание на другие районы, поскольку подходящих помещений в Старом Городе не оказалось. Они были или огромными, или слишком маленькими. В итоге супруги арендовали помещение в 10 минутах езды от центра. Локация оказалась с очень удобным подъездом и свободной парковкой, что пришлось по душе местным жителям, которые стали основными клиентами LOL&POP в Польше.
Производство занимало около 60 кв. м на нем работали Алена с супругом и еще один сотрудник. Смотреть на то, как изготавливается карамель ручной работы, приезжали школьники в рамках экскурсий, популярной стала услуга проведения детских дней рождения в семейной мануфактуре. Также среди местных компаний были те, кто начали заказывать индивидуальные конфеты.
Продукцию LOL&POP брали для продажи детские игровые комнаты и центры. Мастер-классы отличались тем, что каждый ребенок мог сделать свою конфету, а карамелье детально рассказывали о каждом шаге производства. Спустя два года супруги приняли решение закрыть розницу и производство и вернуться в Украину. Чем было обусловлено такое решение?
Предприниматели столкнулись с рядом проблем. Итак, подводные “камни”, о которых стоит знать и помнить, выходя на новый рынок:
В Польше предприниматели закрыли только розницу. Наработанные связи с партнерами продолжают работать. “Я считаю это огромным опытом, очень трудным, но не могу сказать, что проект был неуспешным — он приносил прибыль. Не смогла найти человека, который бы смог управлять магазином и развивать бренд без моего ежедневного присутствия там. Находиться все время в Польше мы не хотели”, — рассказывает Алена Токар.
За два года вложения окупились и дела шли хорошо, но в существующем формате и с учетом поведения поляков вести бизнес там оказалось не так прибыльно, как хотелось бы. Поляки гонятся за низкой ценой, а качество и состав продуктов для многих это вопрос второстепенный.
После запуска производства в Кракове, Алена Токар продала франшизу в Израиль и Болгарию. В Болгарии франчайзинговый объект открыл бывший соотечественник. Выбор локации, аренда и юридическое оформление на месте решали партнеры, основываясь на опыте, который был у LOL&POP в Польше. Но свои тонкости есть у каждого из рынков. Например, в Болгарии тоже встретились непредвиденные «подводные камни»:
Несмотря на сложности, бизнес в Болгарии продолжает работать, партнер недавно переехал в новое помещение, ближе к центру.
В Израиле точку также открыл украинец, который уехал туда жить. После двух лет пребывания в Израиле, партнер решил, что хочет вернуться, и продал бизнес местному бизнесмену. Особенности, с которым он столкнулся на местном рынке:
Даже учитывая все эти тонкости, этот рынок достаточно перспективный.
Выходя на рынок другой страны, бизнесмену стоит понимать и помнить, что никто его особо не ждет, каким бы уникальным не был его товар. Доверие и позиции на рынке необходимо будет завоевывать. Нужно быть готовым к тому, что даже скрупулезно выстроенная бизнес-модель, может не сработать в другой стране, а гастрономические пристрастия населения могут отличаться. В юридических тонкостях лучше местных компаний никто не разберется.
Несмотря на переменные успехи в выходе на международных рынки, основатели LOL&POP рассматривают и другую концепцию сотрудничества с Европой — экспорт. При этом они не ограничиваются Европой — недавно Алена и Дмитрий представляли продукцию на международной выставке в Канаде SIAL Canada 2018. Компания LOL&POP стала одной из семи отобранных компаний для участия в программе UCANEXPORT. Основная цель данной программы — помощь малым и средним предприятиям Украины в выходе на рынок Канады.
Читайте также —