Легким движением: как оплата через смартфон меняет клиентский опыт
Анна Зейдель, ведущий консультант по цифровым тенденциям и инсайтам Plan.Net, рассуждает о том, как украинским ритейлерам придется меняться в связи с растущей популярностью бесконтактных мобильных платежей.
Наличные деньги остаются самым популярным платежным средством в Украине. До недавнего времени оплата при помощи бесконтактных мобильных платежей была сложна и не распространена, однако, в этом году ситуация может радикально измениться после широкомасштабного запуска Google Pay и Apple Pay. Таким образом, можно констатировать, что наступила новая эра, и необходимо учитывать этот фактор в розничной торговле и маркетинге.
Страх перед интернет-мошенниками и беспокойство о защите данных, вероятно, остаются основными причинами низкой популярности мобильных бесконтактных платежей. По этой причине их в основном используют для небольших транзакций с низким уровнем риска, таких как покупки в продуктов в магазине или билетов в общественном транспорте.
Эта ситуация для Украины не уникальна. Согласно опросу Оливера Уаймана (2017), лишь 7% респондентов в Германии когда-либо платили при помощи смартфона в точке продажи. Причем 30% их тех, кто никогда не использовал мобильные платежи, не могут себе представить этот процесс в будущем.
В то же время в Азии оплата смартфоном давно стала частью повседневной жизни. Согласно данным исследования Deutsche Bundesbank, в прошлом году 70% пользователей мобильного интернет в Китае расплачивались при помощи смартфонов (CNNIC 2017), причем более 50% всех платежей в этот период были выполнены с использованием технологии бесконтактной мобильной оплаты. Ведущими поставщиками услуг являются мессенджер WeChat (WeChat Pay) и интернет-магазин Alibaba (Alipay).
Еще более интересная перспектива – использование технологии распознавания лиц. Например, в китайском мегаполисе Ханчжоу клиенты KFC могут заплатить… улыбкой. Программному обеспечению по распознаванию лиц «Заплати улыбкой» требуется от одной до двух секунд, чтобы создать 3D-модель лица и идентифицировать клиента. Из соображений безопасности заказ дополнительно проверяется путем ввода номера мобильного телефона.
Повлияют ли изменения в области мобильных платежей на работу ритейлеров? Да, но не скоро. Однако, возможно, уже в ближайшем будущем, можно будет воспроизвести рекламу, ориентированную на профиль пользователя — возраст, пол, регион и потребительское поведение в, например, Google Pay.
Мобильные платежи до сих пор несколько игнорировались в розничной торговле. При этом многие клиенты уже активно используют свой смартфон во время покупок — в качестве хранилища данных, для исследования продукта, или для навигации в магазине с помощью приложений дополненной реальности. Поэтому следующим логичным шагом станет оцифровка покупки.
Когда розничные точки продаж поддерживают мобильный платеж как способ оплаты, они предлагают своим клиентам два преимущества, а именно: экономию времени и удобство. А с учетом все ускоряющегося темпа жизни, эти факторы имеют решающее значение для удовлетворения клиентов и их потребностей.
Станут ли украинские покупатели чаще использовать мобильные способы оплаты в будущем? Время покажет. В любом случае, розничным сетям необходимо рассмотреть вопрос о том, как интегрировать мобильный платеж в клиентский опыт уже сегодня.
Автор — Анна Зейдель (Anna Seidel), ведущий консультант по цифровым тенденциям и инсайтам Plan.Net
Читайте также –