Что перенять у Amazon или IKEA: семь глобальных трендов ритейла, актуальных для Украины
Смена концепций, персонализация, омниканальные продажи и другие мировые тренды, которые стоит учитывать украинским ритейлерам.
Рынок ритейла быстро развивается, в основном за счет Amazon и Alibaba, которые создают новый глобальный ландшафт этой индустрии. Остальные ритейлеры должны быстро адаптироваться, чтобы идти в ногу со временем, поскольку оба гиганта продвигают e-commerce, информационные технологии, искусственный интеллект. Такие подходы, вероятно, будут проанализированы и применены на всех рынках в ближайшем будущем. В колонке для НВ Бизнес Media Director Forward Media Максим Лень выделяет семь ключевых-ритейл трендов, актуальных для Украины. Портал RAU публикует сокращенную версию материала.
- Смена традиционных концепций
Привычные форматы торговых помещений меняются под влиянием потребительских требований. Все больше игроков экспериментируют с пространством, его технологичностью и подходами к обслуживанию клиентов.
IKEA cтремится соответствовать удобству городского покупателя, открывая множество точек малого формата.
Nike фокусируется на особенностях разных community и внедряет мобильные технологии: резервирование товара, хранение приобретенных товаров в шкафчиках самообслуживания и т. д. Все через смартфон.
Измена традициям — это возможность освежить торговые точки, вдохновляя потребителя реализовать собственный consumer journey.
- Количество собственных торговых марок будет расти
За последние три года количество собственных ТМ на полках удвоилось. Представители категории активно развивают эту стратегию, ведь она помогает дифференцироваться в глазах покупателя, который просто завален беспрецедентным количеством точек и способов покупки одних и тех же товаров.
Target в 2018-м запустил 8 собственных торговых марок.
Amazon с 2017-го по 2018-й запустил 66 собственных ТМ.
UA Retail — 13% — доля собственных ТМ в портфеле главных игроков в Украине.
- Оптимизация времени потребителя
В этом году ожидается прорыв развития технологий в отношении умного и автоматизированного расчета. Рынок уже наслышан об Amazon Go и его магазинах без касс, но и другие компании не стоят на месте, постепенно внедряя собственные технологические решения для ускоренных покупок и оптимизации времени потребителя.
Amazon Go — сеть небольших магазинов без касс. Все, что вам нужно это одноименное приложение с привязанной платежной картой. Зашел — Взял — Вышел. Система сама отследит, что именно вы взяли.
- Buy Online, Pick up In Store (BOPIS)
Дистрибуция приобретенных товаров через «шкафчики ожидания»: хороший и относительно простой пример инновации, которая не так и нова для категории, но вполне может стать прорывом уже в 2019 году.
Важно совершенствовать подходы и разрабатывать новые идеи проектировки и модернизации торговых точек.
Walmart установил «шкафчики ожидания» в магазинах и изучает возможность усовершенствования процесса через другие технологии, например, беспилотное такси для доставки покупателей к «шкафчикам»
Auchan France реализовал возможность онлайн-заказа через приложение. Получение же товара происходит в удобное для потребителя время в специальных точках выдачи.
Речь не просто об удобстве, стоимости и качестве. В сознании потребителя онлайн и офлайн уже взаимосвязаны.
- Маркетинг социального спроса
У потребителя есть спрос на социальные инициативы.
DICK’S Sportswear объявил, что больше не будет продавать винтовки в своих магазинах, после стрельбы в школе во Флориде.
Sodastream призывает бороться с загрязнение мирового океана.
Metro C&C развивает сеть точек по сортировке мусора на территории парковок супермаркета.
Сільпо кроме развития сети точек и программы Silpo Recycling, связал проект с программой лояльности. Потребитель может сдавать мусор на переработку и получать за это бонусные баллы в программе лояльности.
Важно дать потребителю возможность реализовать свой социальный порыв.
- SMM должен стать еще целенаправленнее
Социальные медиа — растущая составляющая ритейл-маркетинга. Молодые покупатели обращаются к социальным сетям не только для общения, но и для взаимодействия с любимыми брендами. Отрасль все активнее используют социальные сети, поощряя покупателей говорить с ними. Обо всем — от вопросов обслуживания, до изменений, которые они хотели бы видеть.
- Персонализация— ключ к лояльности
Крупные игроки предприняли шаги по изменению или обновлению программ лояльности.
63% потребителей хотят, чтобы их опыт покупок анализировался и использовался для персонализации предложений в будущем.
64% готовы делиться личными данными в обмен на баллы и автоматическое начисление бонусов.
Target дает персонализированные преимущества, направленные на более глубокое и регулярное взаимодействие с компанией. Анализирует покупки и предлагает релевантные бонусы.
Walmart внедрил приложение, которое позволяет покупателям заказывать, оплачивать и получать товары онлайн, физически находясь в магазине, т. е. минуя очереди и экономя время.
Сегодня лояльность — это больше, чем небольшие скидки. А персонализация — это больше, чем e-mail рассылки.
Автор: Максим Лень, Media Director Forward Media (a part of Havas)
Источник: НВ Бизнес
Читайте также –
Client’s experience в ритейле на примере флагманов Nike, Starbucks, Auchan и других