
Результаты работы сети Еva в I полугодии 2025-го: 29 новых магазинов, 14,8 млрд грн дохода, 2,5 млрд грн налогов, 800 млн грн инвестиций


Управляющий партнер рекрутингового агентства Talentor Мирослава Трандаш об изменениях на рынке труда, прямом поиске кандидатов на руководящие должности и остром дефиците персонала, который надвигается на Украину.
В рекрутинговое агентство Talentor входят лучшие агентства мира из 40 стран на 5 континентах. В Украине частью группы Talentor с 2021 года является MIRA top recruiting — украинское рекрутинговое агентство, которое более девяти лет эффективно работает на рынке Executive search и IT рекрутинга.
Управляющий партнер рекрутингового агентства Talentor Мирослава Трандаш в интервью RAU рассказала, как заполнять вакантные должности в компании, когда все профессионалы уже трудоустроены, как преодолеть текучесть персонала и почему Украина на пороге нехватки персонала.
— Расскажите, как под влиянием войны изменился рынок труда?
— Современный рынок труда изменился, но он был и есть очень динамичным. Так случилось, что я изучаю наш рынок труда в разные времена — в Революции Достоинства, во время ковидной эпидемии и теперь, во время войны. И могу точно сказать, что независимо от любого рода турбулентности, он остается очень гибким и быстро восстанавливается несмотря ни на что. Очень показательным здесь является пример 2021 года в IT-сфере. Тогда мы проснулись, и поняли, что на каждого разработчика приходится по 3-4 предложения работы и 50-60 приглашений в день на собеседование. Это был серьезный вызов для рекрутеров. К тому же, конкуренция не только локальная, а мировая.
Последствия войны будут очень существенными. Специалистов нет физически. По разным статистическим оценкам, около семи миллионов человек выехало за границу, и, возможно, многие из них уже не вернутся. Многие люди мобилизованы в ВСУ. К сожалению, многие военные уже погибли, защищая нашу страну, и мы продолжаем терять наших людей на этой ужасной войне. А большое количество военных частично потеряют работоспособность после возвращения с войны. Все это является огромными вызовами и для бизнеса, и для государства. Поэтому после нашей победы вопрос дефицита персонала встанет очень остро.
— С какими проблемами сейчас вы сталкиваетесь чаще всего в сотрудничестве с ритейлом и бизнесом в целом?
— Со стереотипом, что из-за войны можно найти профессиональных менеджеров с более низкой заработной платой. Часто не учитывается факт, что многих высококвалифицированных работников сейчас нет в стране.
Специализация моей рекрутинговой команды — это подбор топ-менеджеров, уникальных специалистов и ИТ-специалистов. Так вот, статистика по нашим лонг-листам свидетельствует о том, что 30-35% высококвалифицированных менеджеров сейчас находятся за рубежом. Конечно, радует что не 60%, но это тоже катастрофическая цифра. Еще одна проблема для бизнеса — это привлечение менеджеров на удаленный формат работы. Удаленная работа еще остается непонятной и, как следствие, неэффективной для многих бизнесов. Поэтому руководители и владельцы компаний хотят, чтобы сотрудники топ-уровня работали офлайн. К тому же, следует учитывать, что сейчас люди находятся в перманентном стрессе, поэтому переход на другое место работы становится для них неоправданным риском. Сейчас во время переговоров топ-менеджеры чаще, чем раньше, выбирают именно стабильность, поэтому забрать хорошего специалиста с постоянной работы в новый коллектив является нелегкой задачей.
— А каких специалистов сейчас не хватает больше всего?
— В целом борьба за таланты актуальна всегда, а сейчас она обострилась еще больше по причинам, которые я уже отметила выше. Сейчас самыми популярными вакансиями являются директор по развитию ВЭД, директор по маркетингу, коммерческий директор, директор по международной логистике и главный бухгалтер. Последний год в нашем портфеле больше всего именно таких проектов.
Если говорить о ритейле, то даже в хорошо укомплектованных командах не хватает хороших категорийных менеджеров, хороших аналитиков, администраторов баз данных, профессиональных директоров магазинов, региональных директоров. Эти должности были востребованы и до войны, а сейчас стали еще более актуальными. Также стоит отметить, что в западных регионах страны есть значительный дефицит именно «синих воротничков» (рабочие, занятые физическим трудом — прим. ред.)
— Какие ошибки работодатели допускают чаще всего при поиске новых сотрудников на вакантные должности?
— Главная ошибка — это пустая трата времени. Сейчас большинство хороших специалистов уже трудоустроены и не ищут новую работу.
Я часто слышу такую фразу: «Мирослава, мы уже два месяца ищем топа в команду и тишина. Помоги!» Но ведь два месяца — это большой промежуток потраченного бизнесом времени. А мы никогда не работаем с дедлайном «на вчера».
Наш динамичный рынок не всегда прощает такого промедления. Поэтому мой совет — нанимать в штат опытного рекрутера, который владеет технологией прямого поиска, или же обращаться за помощью в различные специализированные агентства по подбору персонала.
Еще одна ошибка — не четкое осознание заказчиком, кто и под какие задачи ему нужен. А не четко поставленная задача рекрутеру делает почти невозможным ее выполнение.
На фото: партнер и операционный директор Talentor Алена Чернышева, управляющий партнер рекрутингового агентства Talentor Мирослава Трандаш
— А как ритейлерам построить эффективный процесс поиска и рекрутинга новых сотрудников? Что для этого нужно учитывать?
— Под каждую компанию есть свой набор решений. Ритейлерам я бы рекомендовала в главном офисе формировать бизнес-процесс рекрутинга с технологией прямого поиска для офисных работников, региональных директоров, директоров магазинов, а также отдельно формировать рекрутинг торгового и складского персонала — это технология массового подбора, где нужны другие компетенции для поиска работников.
А если компании не удалось вырастить своих специалистов для занятия топовых должностей, то лучше обратиться в специализированные рекрутинговые агентства или поручить опытным внутренним рекрутерам, чтобы не терять драгоценное время.
— А чем отличается процесс рекрутинга специалистов среднего звена от рекрутинга специалистов на высокие руководящие должности?
— Только разными инструментами поиска и зрелостью рекрутера. Почти все должности в этих двух категориях требуют активного прямого поиска персонала. То есть сейчас для поиска специалистов среднего звена также нужны рекрутеры, владеющие технологией прямого поиска кандидатов. Ведь разместить объявление, и ждать, когда постучится хороший аналитик баз данных или категорийный менеджер, сейчас недостаточно.
Зрелый и опытный рекрутер умеет услышать заказчика, работать с рынком, выстраивать стратегию поиска, нарабатывать теплые контакты среди профи, находить с ними общий язык и качественно интерпретировать ответы на интервью. А еще опытный рекрутер умеет быть продавцом и лицом компании как мощного и надежного работодателя.
— Что нужно учитывать компании, чтобы построить эффективную HR-стратегию?
— Важно чтобы HR-стратегия соответствовала целям и стратегии развития компании. Но сейчас кроме прогноза на будущее важно учитывать многочисленные внешние факторы.
Мы живем в условиях войны, поэтому безопасность и психологическая поддержка — это в первую очередь. Нужно думать, как работать с ветеранами — это отдельная стратегия работы с потенциальными кандидитами. Стоит не забывать о построении и продвижении бренда работодателя и правильной коммуникации с аудиторией потенциальных сотрудников.
Например, ритейлерам стоит уже сейчас думать:
При этом работодатель должен поддерживать среднерыночный уровень заработной платы, покупать мониторинги, сверяться с конкурентами и вовремя повышать заработную плату работникам. И важно понимать, что удерживать опытных сотрудников всегда дешевле, чем набирать новых.
Хочу отметить, что сейчас есть тенденция к росту заработной платы. В частности, в сфере ритейла с января месяца этого года заработная плата в гривне повысилась на 10-15%. Следующий этап повышения зарплаты во многих компаниях планируется в апреле.
Команда рекрутингового агентства Talentor
— При каких условиях можно достичь низкого уровня текучки персонала и высокого уровня удовлетворенности работой со стороны сотрудников?
— Здесь все очень просто: вовремя мониторить уровень заработных плат у конкурентов и реагировать на эти изменения, чтобы работники не уходили в другие компании; выстраивать прозрачные, справедливые системы мотивации; внедрить и стабильно поддерживать ценностную коммуникацию с работниками; постоянно совершенствовать корпоративную культуру. Также важна система внутреннего резерва, мотивирующая к карьерному росту.
Здесь важно отметить, что повышение заработной платы мотивирует на два-три месяца, возможность профессионального развития и корпоративного обучения мотивирует на шесть-восемь месяцев, а возможность карьерного роста мотивирует на весь период работы в компании. Поэтому не нужно изобретать велосипед, а просто использовать действенные формулы — открытость в коммуникациях, прозрачность и справедливость в системах оплаты труда, устойчивая система ценностей, возможность для развития и всестороннего роста.
— А как построить дружную команду?
— Нужно, во-первых, подбирать людей с одинаковыми ценностями, во-вторых, руководитель команды должен быть наставником со способностью к эмпатии. Надо понимать боль человека, команды, но при этом вести к выполнению целей бизнеса.
— И последний вопрос: какие изменения могут произойти на рынке труда в ближайшее время?
— Здесь я еще раз подчеркиваю, что нас ждет острая нехватка работников на рынке. Особенно это касается городов-миллионников — после победы будет катастрофа. Сейчас прямых инвестиций в Украину нет, но после победы они будут. Впереди нас ждет очень много вызовов, ведь для восстановления страны нужно очень большое количество людей. И речь не только о строителях или рабочих профессиях, но и об инженерах, функциональных лидерах, руководителях проектов. Это люди, которые будут осваивать будущие инвестиции. И об этом нужно думать уже сегодня, разрабатывая для своих команд программы развития и удержания работников.
Также я бы советовала рассмотреть вопрос привлекать интерим менеджеров, экспертов, передавать часть не основных бизнес процессов на аутсорс. Рекрутинг не всегда может решить задачу бизнеса. И в этом месте не могу не поделиться инфорацией, о диджитал платформе «Mirahab«, которая позволяет бизнесам быстро нанять ту или иную компетенцию «не за все деньги мира», и решить свою потребность, чтобы опередить время. То есть нанять эксперта который давно живет за границей или уехал с войной, может приобщаться онлайн и со своим зарубежным опытом может привнести в компанию необходимые компетенции который может эффективно работать под задачи.
Руководители компаний знают, что время — это самый ценный ресурс, поэтому если есть инструменты, которые помогают это сделать, то их нужно использовать. Украинский рынок это делает, причем не благодаря, а вопреки — несмотря на войну и ракетные обстрелы. Поэтому, я уверена, что мы все преодолеем.