Склад на аутсорс: как работает фулфилмент-центр Нова пошта (фоторепортаж)
Что такое фулфилмент, зачем он ритейлерам и как выглядит его реализация от компании Нова пошта.
Услугу фулфилмента называют логистикой на аутсорсе. Однако он включает в себя не только перевозки. Как правило, он предусматривает такие операции как прием и обработка товара, складское хранение, комплектацию и упаковку заказов, получение оплаты от покупателей и работу с возвратами. Объем рынка фулфилмента в мире составляет около $4 млрд, увеличиваясь примерно на 10% ежегодно. При этом данная сфера бизнеса напрямую зависит от e-commerce. К примеру, в США услугой фулфилмента пользуется около 75% игроков рынка интернет-торговли. В Украине же эта услуга появилась совсем недавно и, по информации компании Нова пошта, она востребована всего 20% e-commerce. Да и компаний, предоставляющих такого рода услуги в стране немного. Одной из них является подразделение Нова пошта – НП Логистик. Компания управляет двумя складами общей площадью 10 000 кв. м и выполняет около 10 000 заказов ежедневно. По словам директора НП Логистик Александра Лисовца, это далеко не предел возможностей, ведь рынок e-commerce Украины один из наиболее динамично развивающихся в мире, что дает надежду и на увеличение спроса на услуги фулфилмента. Высоко оценивая перспективы рынка, в начале 2016 года НП Логистик увеличила площадь своих складов с 6 000 кв. м до 10 000 кв. м. За счет этого в этом году компания планирует привлечь новых клиентов и увеличить количество выполненных заказов до 2 млн по сравнению с 1,2 млн в 2015 году. Корреспондент RAU побывал на одном из складов НП Логистик в Белогородке под Киевом и узнал, как работает фулфилмент от Нова пошта.
Читайте также — Как выстроить логистику для мультиканальных продаж. Опыт MTI
Склад НП Логистик в Белогородке — это 8 000 кв. м складских площадей на которых размещены 8500 палетомест и 12 000 мелких ячеек. Услугами компании пользуются представители абсолютно разных рынков и разных сегментов – как В2В, так и В2С. Однако основные клиенты НП Логистик — игроки рынка е-commerce, среди которых интернет-магазины Rozetka.ua, Алло, Гарна Мама, и другие.
Помимо стеллажной системы, на территории фулфилмент-центра есть так называемые буферные зоны, где идет обработка товара. Одна из таких зон находится возле загрузочных доков, через которые товары поступают на склад. В этой зоне начинается работа НП Логистик с товарами клиентов. Товар заходит через четыре доковые рампы. Продукция может поставляться на склад тремя способами: первый – поставщик привозит товар на склад сам, второй – НП Логистик забирает товар у поставщика, третий – поставка происходит на склад посредством Нова пошта.
Для компании Алло НП Логистик предоставляет дополнительную услугу – проверяет качество каждой единицы товара. Продукция тщательно просматривается на предмет сколов, вмятин, каких-либо мелких технических повреждений. При этом в зоне приемки товара установлено видеонаблюдение, которое позволяет фиксировать эти повреждения. Если они выявляются, сотрудники склада фиксируют это на фото и отправляют информацию клиенту, который уже сам решает, что делать с этим товаром. Пока компания предоставляет такую услугу только для Алло. Сама зона приемки товара выглядит так:
Приемка товара других клиентов идет посредством сканирования штрих-кода. После того как посылка сканируется, она отправляется в зону хранения.
Читайте также — Склад для розеток: зачем Чечеткин покупает складской комплекс под Киевом
Компания Алло передала на фулфилмент крупную и часть мелкой бытовой техники. Как рассказали в НП Логистик, когда продажи Алло росли, компания стала перед выбором: либо искать новые помещения и развивать собственные склады, либо отдать это на аутсорс. Алло выбрала второй вариант. Сейчас на своих складах компания обрабатывает только гаджеты – ноутбуки, смартфоны и т.д. Пример Алло — один из вариантов сотрудничества с НП Логистик. Компания может передать на аутсорс только часть своей логистики, продолжая заниматься другими направлениями.
Зона, где хранится крупная бытовая техника Алло выглядит так:
На складе используется адресное хранение: каждая единица товара, каждый серийный номер хранится на своем адресе. В WMS-системе НП Логистик любой оператор или комплектовщик товара может его увидеть, и посмотреть какая единица товара на нем хранится. На одном адресе может храниться и несколько единиц товара.
Когда клиент хочет доставить товар конечному потребителю, он сбрасывает соответствующую заявку в НП Логистик. После получения заявки сотрудники НП Логистик ее обрабатывают, находят товар на складе, сканируют штрих-код и вывозят в зону отгрузки. Здесь происходит дополнительный контроль. Каждая единица товара еще раз сканируется, что позволяет минимизировать любые ошибки.
На складе также работает отделение Нова пошта. НП Логистик может обрабатывать заказы клиентов до 18:00. Если заказ будет сделан до этого времени, то на складе он будет отобран, скомплектован и оформлен в этот же день, и в этот же день будет отправлен адресату через отделение Нова пошта.
Читайте также — Как сеть NOVUS оптимизировала управление складами
Помимо экономии времени и средств, по словам Александра Лисовца, услуга фулфилмента позволяет без проблем проходить пиковые нагрузки, когда интернет-магазин получает большое количество заказов. «Как правило в сезон интернет-магазины торгуют в полтора-два раза больше обычного. В такие пиковые периоды нужно быстро наращивать ресурс склада и сотрудников. Содержание дополнительных площадей и персонала в не сезон заставляет компании нести лишние затраты. Работая с нами, клиент платит только за те стеллажи, которые он использует, и только за те заказы, которые были обработаны», — говорит Лисовец.
В фулфилмент-центре НП Логистик также есть мезонин, где товары хранятся и отгружаются мелкими партиями.
Один из пользователей этих площадей — интернет-магазин детской одежды garnamama.com. По словам соучредителя компании Марины Заславец, ее сотрудничество с НП Логистик началось около года назад, когда объемы продаж интернет-магазина, основанного в 2014 году, начали расти в 2-3 раза ежемесячно.
«Каждый месяц мы сталкивались с проблемой нехватки складских площадей, сотрудников, не вовремя собранными заказами. Каждый месяц у нас был кризис, мы должны были набирать новых людей, расширять склады, менять правила хранения. Фулфилмент позволил нам справиться с этой проблемой. Теперь у нас своих складов нет вообще. Мы лишь заказываем товар от фабрик, на своем цехе по переработке обрабатываем его, пакуем, ставим штрих-код, и передаем его на склад НП Логистик. После этого товар мы уже не видим. Он поступает к конечному потребителю прямиком со склада«, — рассказывает Заславец.
В свою очередь Александр Лисовец отмечает, что компания ориентируется не только на крупных клиентов, таких как Алло или Rozetka.ua, но и на мелких интернет-торговцев, особенно начинающих. По словам директора НП Логистик, именно стартаперы могут быть больше всего заинтересованы в услугах фулфилмента: вместо того чтобы заниматься логистикой и складами, они могут сконцентрироваться на продажах и развитии своего бизнеса.
Помимо представителей e-commerce, услугами склада НП Логистик пользуются и компании из других отраслей. Так, одним из крупнейших клиентов НП Логистик является Филип Моррис Украина. Компания отдала на фулфилмент товары, связанные с рекламными активностями (мелкие товары — листовки, плакаты, брелки, зажигалки, и крупные — выставочное оборудование). Филип Моррис хранит в фулфилмент-центре и дорогостоящие товары (к примеру, технику для призового фонда розыгрышей). Для таких грузов предусмотрено хранение в специальном сейфе.
Еще один крупный клиент НП Логистик — WOG. Эта компания отдает на аутсорс хранение масел, омывателей стекол, тормозных и других жидкостей, которые реализует на своих заправках. Среди клиентов также — дистрибьюторы кофе и кофемашин, косметики, производители энергетических напитков и даже торговцы книгами.
Как рассказывает Лисовец, сейчас площади склада НП Логистик в Белогородке заполнены примерно на треть, однако к осени компания ожидает существенного сокращения вакантности.
«В пиковый сезон — осенью и к декабрю — мы ожидаем загрузки площадей до 90-95%», — говорит он и добавляет, что компания уже ведет переговоры о предоставлении услуги фулфилмента для крупных интернет-магазинов, которые сотрудничают с Нова пошта Украина.
Читайте также — Как правильно выбрать склад: руководство для ритейлера