Андрей Шаповалов, Эко-Лавка: Радует, что в Украине есть производители, которые поддерживают нашу идею
«Мы абсолютный лидер, это я могу уверенно сказать. И по количеству магазинов, и по уровню», — говорит Андрей Шаповалов, Эко-Лавка.
Первый магазин сети натуральных продуктов Эко-Лавка появился в 2011 году, а через год их было уже пять. Более того, в 2012 компания смогла запустить франчайзинг. Сейчас в сети более 120 магазинов. Но на достигнутом компания останавливаться не собирается и уже в ближайшее время планирует выходить на зарубежный рынок. Как началась история сети магазинов натуральной продукции, какая ситуация со спросом и как компания планирует покорять зарубежный рынок rau.ua рассказал один из руководителей Эко-Лавка Андрей Шаповалов.
Завоевание рынка
— Как появилась идея продавать органическую продукцию?
— Решили сделать что-то интересное, создать новое направление, так как в то время очень распространенным стало понятие «идентичное натуральному», «ГМО», начали завозить много импортного товара, который не соответствовал стандартам качества. А мы хотели воссоздать вкус детства, как любим говорить (улыбается), и создать сеть, где продаются действительно натуральные продукты отечественного производства. С этого все и началось — с небольшого интернет-бизнеса фермерских продуктов. Затем появился интернет-магазин, «любительский», скажем так. А уже потом рискнули открыть классический магазин розничной торговли. Он оказался очень успешным. Через год открыли еще четыре. А через два года было уже около сотни магазинов.
— То есть на тот момент органическая продукция пользовалась спросом?
— Да, огромным. Население отреагировало очень положительно, хотя первый магазин открыли на территории рынка, где и так немало продукции из фермерских угодий. Магазин был не более 6 кв. м, то есть одна витрина, один холодильник и несколько стеллажей с продукцией. Даже с таким ассортиментом люди оценили, им понравилось. И об этом свидетельствуют наши результаты.
— Были какие-то сложности, когда открывали первые магазины?
— Не скажу, что много сложностей. Бюрократия, как и у всех (улыбается). Найти помещение, привлечь внимание клиентов. Но особых сложностей не возникало ни при открытии, ни во время работы.
— Какая сейчас ситуация со спросом: остается на том же уровне или растет?
— Растет. Потому что даже ценовая политика более или менее выровнялась.
Безусловно, наша продукция несколько дороже, однако люди уже начинают задумываться: что есть, когда есть, как есть.
Этим и берем: натуральной продукции у нас много, есть продукция без сахара, без лактозы, без глютена.
— В 2015 году вы запустили новый формат — мега-лавку «Эко-Лавка», он оправдал себя?
— К сожалению, нет, проект закрылся. Не скажу, что формат был неудачным. Возможно, не то место. Сейчас работаем только в формате, с которого начинали. Он максимально доступный и выгодный.
— Вы представлены в торговых центрах?
— Да, в торговых центрах у нас есть два магазина. В Silver Breeze — торговом центре в жилом комплексе, и в феврале открылся магазинчик в Globus на Майдане Независимости.
С кем работать Эко-Лавка
— Сотрудничаете только с украинскими производителями или есть еще и импортная продукция?
— Импортной продукции у нас мало. Очень радует, что в нашем государстве хватает производителей, которые поддерживают нашу идею. Их достаточно для того, чтобы обеспечить хороший ассортимент качественного натурального продукта, который будет отвечать требованиям и концепции Эко-Лавка.
— Где находите производителей, с которыми сотрудничаете?
— Мы уже на том уровне, когда они сами нас находят. У нас проходит серьезный отбор, изучаем все документы, качество, проводим дегустации.
— Сколько производителей у вас сейчас представлено?
— Более ста. Это разные категории: продукты, косметика, бытовая химия.
— Были случаи, когда прекращали по каким-то причинам сотрудничество с производителями?
— Да, были. Если есть подозрение, что производство уже не соответствует заявленным требованиям, документам, то мгновенно прекращаем сотрудничество и снимаем все с полок. В первую очередь за продукцию отвечаем мы.
Если клиенту что-то не понравится, или у него появятся доказательства, что этот продукт ненатуральный, то первый, кто получит на себя весь негатив, — это консультант. Затем торговая сеть, а в последнюю очередь — производитель.
Поэтому за этим тщательно следим, потому что это наша репутация. Но такие случаи единичны.
— Какую продукцию производите под собственной торговой маркой?
— В частности, бытовую химию. Среди продуктов питания большинство эксклюзивного товара: либо под собственной торговой маркой, или под той, что поставляют только наши импортеры. Собственная торговая марка не представлена только в косметике.
— А вегетарианская продукция у вас есть?
— С вегетарианцами, кстати, сложнее. Несколько раз мы пытались продавать разнообразную вегетарианскую продукцию, но особым спросом она не пользовалась. Возможно, потому что для таких людей есть более специализированные магазины, рестораны.
Курс на заграницу
— В скольких городах вы представлены?
— Киев и десять регионов. Как правило, это областные центры.
— По какому принципу выбираете новые города?
— В регионах работают франчайзинг-партнеры, которые принимали участие в той или иной франчайзинговой выставке и заинтересовались бизнес-пакетом Эко-Лавка. Они подают заявку, наши специалисты выезжают, изучают рынок в регионе, смотрят предложенные будущим партнером места, тогда уже принимается решение об открытии. Мы предоставляем определенные консультации, полноценное сопровождение с момента подписания договора и в процессе становления работы, ведь поскольку предлагаем свой бизнес-пакет, то несем за это ответственность. Если он не работает, то обязательно приезжают наши менеджеры, которые проводят работу на местах, изучают клиентуру, ассортимент. А потом дают рекомендации, выполнение которых в дальнейшем поспособствует улучшению ситуации.
— Как относительно заполненности этой ниши рынка, видите кого-то конкурентами для себя?
— Нет, конкурентов не видим. Мы абсолютный лидер, это я могу уверенно сказать. И по количеству магазинов, и по уровню. Конечно, открывается что-то подобного формата, но для нас это не конкуренты.
— Вы начинали с онлайна, а сейчас есть интернет-магазин?
— Планируем вернуться к такому формату.
Считаем, что интернет-торговля — это будущее. Сейчас есть масса людей, которые покупают вещи в интернет-магазинах.
И не важно это продукция питания, одежда, удовольствия или подарки. Это просто, доступно, нет потребности куда-то ездить, искать. Зашел, посмотрел, заказал. И получил доставку, когда тебе удобно.
— Есть планы выходить на зарубежный рынок?
— Работаем в этом направлении, безусловно. Наши учредители были на конференции в США, как оказалось, эта тема очень интересна и в Штатах, и в Европе, и в Азии.
— То есть зарубежный рынок не заполнен, еще есть потребность в такой продукции?
— Да, и очень хорошие возможности, но надо правильно все сделать. Ведь структура там другая.
— За рубежом планируете представлять украинскую продукцию или работать с местными производителями?
— Смотря о каком товаре идет речь. Например, продукцию, которая быстро портится, привозить нет смысла. А те товары, у которых срок годности позволяет, почему бы и нет. Можем работать как экспортная организация и вывозить товар для своих же магазинов.
Как выявлять потребности клиентов
— Ваши продавцы являются по сути консультантами, которые могут что-то посоветовать покупателям, рассказать о продукции?
— Да. Можно сказать, что консультанты — это наша фишка, сервис, который мы предоставляем в магазине. То есть клиент, который посещает наш магазин, попадает в умелые руки консультанта (смеется), который предоставит максимум информации о том или ином продукте. В Эко-Лавка представлен практически весь спектр продукции, который нужен в повседневной жизни. Это и косметические, и моющие средства, и продукты питания, и средства гигиены. Задача консультанта это донести, рассказать, заинтересовать. Это не обычный магазин, где клиент зашел, посмотрел и ушел. Наши консультанты должны выявлять потребности клиента. Поскольку тот, кто зашел, возможно, и не знает, что у нас есть все, что ему нужно.
— Есть какие-то строгие требования к кандидатам на должность консультантов или обучаете всего в процессе работы?
— Строгих нет. Скажем так, это не та должность, которая требует серьезного опыта. А для того, чтобы повысить квалификационный уровень, у нас есть личный учебный центр. В нем регулярно проводится обучение, постоянно приглашаем поставщиков, которые представляют свою продукцию, организовываем дегустации. Вот таким образом готовим консультантов. Это гораздо выгоднее и правильнее.
Мы даем им тот опыт, который нужен нам. Человека легче научить, чем переучить.
— Оплата труда консультантов — это ставка плюс процент?
— Да. В такой сфере не может быть только ставка. Иначе, как бы ты не работал, все равно получаешь свои деньги. Поэтому минимальная ставка плюс процент от продаж.
— Покупатели Эко-Лавка — это, как правило, ваши постоянные клиенты?
— В основном да. Приходят, конечно, все время и новые. Но большинство — это действительно постоянные клиенты, которые уже знают нас, уверены, им удобно покупать у нас. Дислокация магазинов по Киеву позволяет в любом месте обратиться к Эко-Лавка.
— Устраиваете какие-то акции для своих покупателей?
— Конечно. Проводим праздничные акции, тематические. Вот, например, недавно в одной из таких акций активно участвовали дети. Надо было нарисовать корову — нашу эмблему. Дети придумывали истории, рисовали, а потом получали за это подарки. Эти рисунки по-своему наивны, детские, искренние. Это очень положительные эмоции. Мы потом развесили эти картинки в магазинах.
— Какие проекты планируете в ближайшее время реализовывать?
— Ближайший проект — это интернет-магазин. Достаточно таки серьезный проект, он занимает много сил, времени. Поэтому откроется интернет-магазин, а дальше посмотрим.
Читайте также —