Алла Ковалевская, Ашан: только за один месяц мы потеряли 100 млн грн в товарообороте, а государство недополучило 17 млн грн налогов

Алла Ковалевская, Ашан: только за один месяц мы потеряли 100 млн грн в товарообороте, а государство недополучило 17 млн грн налогов

27.12.2022 08:45
  322
Костянтин Симоненко

Руководитель дирекции по товарам Ашан Украина о переустройстве логистики, цене государственного регулирования ритейла, возможности работы во время блекаута и многое другое.

14 декабря состоялась закрытая сессия членов и партнеров Ассоциации ритейлеров Украины RAU Special Event «Экономический фронт ритейла: работа под постоянными вызовами» с представителями власти и девелопмента. В ходе сессии «Взаимодействие ритейла и власти во время войны: вызовы, оперативная коммуникация, синергия» директор по товарам Ашан Украина Алла Ковалевская рассказала об основных проблемах, с которыми ритейл столкнулся во время войны, и обозначила общие пути решения вопросов, важных для работы во время неопределенности и постоянной угрозы со стороны агрессора. RAU предлагает ознакомиться с основными тезисами.

О первом кризисном этапе войны

«Запасы, рассчитанные на два месяца торговли, закончились через три недели»

За время войны ритейл прошел как минимум три кризисных этапа, для чего пришлось находить совершенно новые решения. Первоначально кризисным периодом для сети магазинов Ашан Украина стала первая неделя войны. В частности, мы могли покрыть только 20% потребности магазинов в товарах, поскольку только 5% поставщиков продолжили работу. Это был настоящий вызов.

Конечно, мы подготовились и имели соответствующие запасы социально значимых товаров на наших складах. Но запасы, рассчитанные на два месяца торговли, закончились через три недели. Поэтому почти сразу начали переговоры с новыми поставщиками: как большими, так и малыми, чтобы поддержать продовольственную безопасность страны. Находили решения и практически сами регулировали рынок без вмешательства государства.

Где-то покупали, например, крупы по факту наличия, где-то на условиях поставки за три дня. Что помогло не допустить коллапса системы обеспечения продовольствием населения. Это была большая работа всех специалистов ритейла, а не только работников Ашан. Так, уже через две недели Ашан Украина покрывал примерно 50% потребностей. Но почти сразу за первым кризисом пришел следующий.

Топливный кризис

«Произведенные и закупленные товары не могли доставить в магазин»

Дефицит топлива в стране приводил к тому, что уже произведенные и закупленные товары не могли доставить в магазин. Топлива не было ни у ритейла, ни у перевозчиков, ни у производителей. Дважды в день – утром и вечером – мы собирались рабочей группой, чтобы найти решение этих проблем. Где-то удалось договориться с другими перевозчиками, где-то занимались самовывозом на наш склад или сразу в магазин. Все эти дополнительные расходы полностью легли на плечи ритейла. Представители отрасли знают, как сильно влияет на финансовые результаты работы компании организация самовывоза, но, в конце концов, и эту проблему удалось решить.

Государственное регулирование цен

«Поставщики перешли на более простые условия, а ответственность за цены легла на сеть»

Тем временем правительство, обеспокоенное защитой населения от резкого удорожания продтоваров, ввело госрегулирование наценки на социальные товары. Ограничение наценки в 10% ухудшало финансовое состояние компании, учитывая, что оборачиваемость таких товаров увеличилась. Поставщики перешли на более простые для себя условия работы, а ответственность за цены на полке легла дополнительным бременем на сеть. К тому же доставлял хлопот норматив расчета с поставщиком в течение 10 дней за, например, растительное масло или воду, в то время, когда оборачиваемость этих товаров снизилась. Соответственно сеть должна была перечислять деньги за еще не проданный товар.

Также влияла на финансовую стабильность сети неуступчивость некоторых арендодателей, возврат платы за эквайринг (0,6%) через три месяца действия льготной ставки в 0%, а также фактическая невозможность воспользоваться государственной программой кредитной поддержки «5-7-9%».

В результате у сети возникла определенная задолженность перед поставщиками, чего до войны не случалось ни разу. Однако компании удалось справиться с этой проблемой, уже в июне стабилизировав выплаты, и полностью рассчитавшись с поставщиками до октября месяца включительно. Тем не менее, государственное регулирование не позволило до сих пор выйти сети Ашан Украина на прибыльность.

Алкогольный вопрос

«Есть такие магазины, которые продают алкоголь фактически по 1-2 часа в день. Государство недополучает большие суммы налогов»

Много проблем у ритейлеров и с временными ограничениями на продажу алкоголя, которые местные власти могут устанавливать по своему усмотрению. Если в столице можно купить алкоголь до 19:00, то в некоторых регионах ограничения действуют уже с 16:00. Вместе с закрытием на воздушные тревоги и на период отключения света получается так, что реально магазин торгует алкоголем только один-два часа в день. Это оказывает существенное влияние на стоковые запасы и расчеты с поставщиками и государство недополучает значительные суммы налогов. Поэтому данный вопрос нужно срочно решать, особенно в городах, находящихся вдали от линии фронта. Тем более, как показывает опыт даже прифронтовых городов, можно не продавать алкоголь военным, а только местному населению, и количество преступлений при том в этих областях не растет.

Энергетический кризис

«До войны на все магазины Ашан в Украине у нас было пять генераторов. В настоящее время пришлось купить генераторы или аккумуляторы на все торговые точки»

Очередной кризис, постигший всю страну – долговременное отключение электроснабжения. Нам важно, чтобы хотя бы опорные магазины могли работать, обеспечивая продовольственную безопасность. К примеру, с 23 ноября наш гипермаркет Ашан в Днепре не работал вовсе, поскольку генератора в помещении не было. Мы нашли решение и договорились с партнерами о небольшом генераторе, чтобы обеспечить работу кассовых аппаратов и дать возможность людям покупать товары длительного хранения.

До войны у нас не было такой проблемы, и на все магазины Ашан у нас было пять генераторов. В настоящее время вынуждены покупать генераторы или аккумуляторы на все торговые точки. Однако следует помнить, что работа магазина на генераторах стоит в шесть раз больше, чем при питании от электросети. Эти дополнительные расходы ложатся на ритейл. Неработающий магазин – это потери товарооборота и уменьшение налоговых поступлений. Только за один месяц мы потеряли 100 млн грн товарооборота, а государство недополучило 17 млн грн налогов. Воздушные тревоги, плановые и аварийные отключения увеличивают эти цифры, а отсутствие электроэнергии увеличивает списание товара категории fresh. Мы гарантируем покупателю свежесть продукции и вынуждены списывать тот товар, который при нарушении температурного режима не отвечает нашим требованиям качества. Это стоит нам дополнительно 20 млн грн в месяц.

Так же мы не можем планировать наше производство, например выпечку хлеба. Только поставили его выпекаться, когда выключили свет, и всю партию приходится выбрасывать. Это колоссальные потери. Поэтому, как и в вопросе регулирования продаж алкоголя, нужно найти компромиссное решение в диалоге с властями.

Об отношениях с поставщиками

«Даже мелкие компании сейчас могут диктовать правила игры»

Рынок за время войны сильно изменился и уже нельзя говорить, что большие сети диктуют условия небольшим поставщикам. Скорее, можно говорить о том, что даже мелкие компании настаивают на своих правилах игры, имея товар, в котором заинтересована сеть. Я считаю, что это и есть саморегуляция отношений между сторонами, когда они подписывают и выполняют договорные обязательства.

Читайте также —

Ашан намерен установить генераторы и миниэлектростанции во всех магазинах сети


К последним новостям К популярным новостям Підтримати редакцію

Раз на тиждень

ми будемо відправляти Вам 

найцікавіші новини тижня


Поделитесь этой новостью в социальных сетях


Читайте также

Все новости рынка