
Ирина Брославцева, Graff: Как влюбить потребителя в национальный чайный бренд за девять месяцев


Генеральный директор сети магазинов Watsons Томаш Вроблевски о перспективных форматах торговли, влиянии международных компаний на рынок и нынешнем потенциале Украины.
На прошлой неделе в Киеве состоялся крупнейший в Украине итоговый саммит индустрии ритейла и девелопмента — Retail & Development Business Summit 2017, участниками которого стали более 450 топ-менеджеров и собственников компаний. Среди них был и Томаш Вроблевски, директор компании ДЦ Украина, развивающей сеть магазинов Watsons в стране. В ходе панельной дискуссии, посвященной опыту и планам развития международных компаний в Украине, он рассказал о законодательных ограничениях, сдерживающих развитие бизнеса в стране, нынешних условиях ведения бизнеса и потенциале Украины, а также перспективных форматах торговли и неминуемой смерти стрит-ритейла.
Международные компании приносят на рынок передовой опыт и лучшие практики, которые потом могут использовать украинские компании. Как правило, международные игроки — это лидеры с точки зрения технологий, новых решений, мультиканальности и клиентских подходов. У них есть опыт развития бизнеса на абсолютно разных рынках – в Америке, Азии, Европе. Благодаря их приходу в страну украинские компании могут учиться и расти. Поэтому большое количество международных компаний — это огромное преимущество для всего рынка.
К сожалению, сейчас в Украине отсутствует очень важное для развития международных компаний условие – равные для всех возможности ведения бизнеса.
Десять лет назад к нам пришла налоговая и сказала, что мы не соблюдаем кассовую дисциплину. Знаете почему? Потому что у нас в чеке не было написано «роздрібний магазин». За это нам начислили штраф $25 млн. Это не нормально.
Присутствие зарубежных игроков на рынке может усовершенствовать его и сделать лучше, а также повысить уровень местных компаний. Благодаря этому украинский бизнес будет иметь больший потенциал выхода на другие рынки.
Мне кажется, что порой мы слишком пессимистичны. Ведь чтобы делать успешный бизнес нужно быть оптимистом. Наша компания зашла на украинский рынок десять лет назад и тогда условия для развития ритейла были гораздо хуже, чем сейчас. Торговых центров почти не было, а в тех, что были, арендные ставки находились на космическом уровне. При этом договора аренды заключались всего на год, и нам приходилось постоянно объяснять девелоперам, что на таких условиях бизнес вести нельзя. Сейчас я могу сказать, что нам удалось изменить ситуацию.
Добиться нынешних результатов помогли настойчивость и уверенность в том, что Украину можно изменить. Эта уверенность и оптимизм помогают и другим компаниям выходить в страну и успешно здесь развиваться.
У Украины большой потенциал. Если искренне в это верить, то нам будет легче убедить собственников бизнеса в целесообразности вложений, минимальности рисков и скором возврате инвестиций. Да, Украине не удалось продвинуться вперед так, как это удалось Польше за последние 20 лет. Поэтому сейчас потенциал Украины в разы больше. И этот потенциал многие компании могут использовать при условии, что они верят в эту страну и не боятся в нее инвестировать.
К примеру, предыдущая власть решила, что аптека не может располагаться на втором этаже. Я не понимаю, на каких основаниях делаются такие ограничения. Возможно, эти барьеры создавались под определенных людей. Но я точно знаю, что эти барьеры надо убирать.
В Украине существует очень много законодательных ограничений, которые сдерживают развитие бизнеса. Подобных ограничений нет нигде, в том числе – и в Польше.
Понимаю, что нынешняя власть может даже не знать о существовании подобных ограничений, так как эти законы принимались до нее. Но это не должно быть оправданием. Государство должно признать, что в прошлом были допущены некоторые ошибки, что закон неправильный и его надо отменить. В свою очередь бизнес должен обратить внимание государства на проблемы. Мы должны постоянно напоминать о ней, потому что вместо нас этого никто не сделает. Иначе никаких изменений в стране не будет.
Десять лет назад, когда качественных ТРЦ в Украине практически не было, вся торговля происходила в стрит-ритейле. Но основной стрит-ритейл умрет. В этом нет ничего страшного – это закономерная эволюция ритейла, и чем больше современных торговых центров будет открываться, тем больше людей будут пользоваться этим форматом торговли.
Украина — не Америка, где уже сейчас торговые центры закрываются из-за давления e-commerce. В Украине откроется еще очень много ТРЦ, прежде чем подобная тенденция проявится здесь. У этой формы торговли все еще очень большой потенциал.
Что касается компании Watsons, то мы успешно работаем во всех форматах – будь-то ТРЦ, стрит-ритейл, или магазин у дома.
Мы продаем товары повседневного спроса и у нас все формы ритейла рабочие и прибыльные, просто в разных форматах должно быть разное предложение. Поэтому у нас существует сегментация магазинов по ассортименту в зависимости от потребностей клиентов при совершении покупок, а также — расположения.
Конечно, в разных форматах разный уровень рентабельности, но в каждом из магазинов присутствует тот ассортимент, который соответствует потребностям целевой аудитории. Мы понимаем, что некоторые форматы краткосрочные, так как с развитием покупательской способности и открытием новых торговых центров они будут закрываться. Но пока они делают нам хороший оборот и прибыль. Благодаря тому, что мы можем успешно работать на разных локациях, у нас есть преимущество перед другими компаниями.
Читайте также —
Онлайн-drogerie по-українськи: як працює інтернет-магазин Watsons (ОНОВЛЕНО)