СЕО Watsons Томаш Вроблевски: Чтобы делать успешный бизнес нужно быть оптимистом
Генеральный директор сети магазинов Watsons Томаш Вроблевски о перспективных форматах торговли, влиянии международных компаний на рынок и нынешнем потенциале Украины.
На прошлой неделе в Киеве состоялся крупнейший в Украине итоговый саммит индустрии ритейла и девелопмента — Retail & Development Business Summit 2017, участниками которого стали более 450 топ-менеджеров и собственников компаний. Среди них был и Томаш Вроблевски, директор компании ДЦ Украина, развивающей сеть магазинов Watsons в стране. В ходе панельной дискуссии, посвященной опыту и планам развития международных компаний в Украине, он рассказал о законодательных ограничениях, сдерживающих развитие бизнеса в стране, нынешних условиях ведения бизнеса и потенциале Украины, а также перспективных форматах торговли и неминуемой смерти стрит-ритейла.
О влиянии международных компаний на рынок
Международные компании приносят на рынок передовой опыт и лучшие практики, которые потом могут использовать украинские компании. Как правило, международные игроки — это лидеры с точки зрения технологий, новых решений, мультиканальности и клиентских подходов. У них есть опыт развития бизнеса на абсолютно разных рынках – в Америке, Азии, Европе. Благодаря их приходу в страну украинские компании могут учиться и расти. Поэтому большое количество международных компаний — это огромное преимущество для всего рынка.
К сожалению, сейчас в Украине отсутствует очень важное для развития международных компаний условие – равные для всех возможности ведения бизнеса.
Десять лет назад к нам пришла налоговая и сказала, что мы не соблюдаем кассовую дисциплину. Знаете почему? Потому что у нас в чеке не было написано «роздрібний магазин». За это нам начислили штраф $25 млн. Это не нормально.
Присутствие зарубежных игроков на рынке может усовершенствовать его и сделать лучше, а также повысить уровень местных компаний. Благодаря этому украинский бизнес будет иметь больший потенциал выхода на другие рынки.
О важности оптимизма и потенциале Украины
Мне кажется, что порой мы слишком пессимистичны. Ведь чтобы делать успешный бизнес нужно быть оптимистом. Наша компания зашла на украинский рынок десять лет назад и тогда условия для развития ритейла были гораздо хуже, чем сейчас. Торговых центров почти не было, а в тех, что были, арендные ставки находились на космическом уровне. При этом договора аренды заключались всего на год, и нам приходилось постоянно объяснять девелоперам, что на таких условиях бизнес вести нельзя. Сейчас я могу сказать, что нам удалось изменить ситуацию.
Добиться нынешних результатов помогли настойчивость и уверенность в том, что Украину можно изменить. Эта уверенность и оптимизм помогают и другим компаниям выходить в страну и успешно здесь развиваться.
У Украины большой потенциал. Если искренне в это верить, то нам будет легче убедить собственников бизнеса в целесообразности вложений, минимальности рисков и скором возврате инвестиций. Да, Украине не удалось продвинуться вперед так, как это удалось Польше за последние 20 лет. Поэтому сейчас потенциал Украины в разы больше. И этот потенциал многие компании могут использовать при условии, что они верят в эту страну и не боятся в нее инвестировать.
О законодательных ограничениях и роли бизнеса в их устранении
К примеру, предыдущая власть решила, что аптека не может располагаться на втором этаже. Я не понимаю, на каких основаниях делаются такие ограничения. Возможно, эти барьеры создавались под определенных людей. Но я точно знаю, что эти барьеры надо убирать.
В Украине существует очень много законодательных ограничений, которые сдерживают развитие бизнеса. Подобных ограничений нет нигде, в том числе – и в Польше.
Понимаю, что нынешняя власть может даже не знать о существовании подобных ограничений, так как эти законы принимались до нее. Но это не должно быть оправданием. Государство должно признать, что в прошлом были допущены некоторые ошибки, что закон неправильный и его надо отменить. В свою очередь бизнес должен обратить внимание государства на проблемы. Мы должны постоянно напоминать о ней, потому что вместо нас этого никто не сделает. Иначе никаких изменений в стране не будет.
О гибкости и перспективных форматах торговли
Десять лет назад, когда качественных ТРЦ в Украине практически не было, вся торговля происходила в стрит-ритейле. Но основной стрит-ритейл умрет. В этом нет ничего страшного – это закономерная эволюция ритейла, и чем больше современных торговых центров будет открываться, тем больше людей будут пользоваться этим форматом торговли.
Украина — не Америка, где уже сейчас торговые центры закрываются из-за давления e-commerce. В Украине откроется еще очень много ТРЦ, прежде чем подобная тенденция проявится здесь. У этой формы торговли все еще очень большой потенциал.
Что касается компании Watsons, то мы успешно работаем во всех форматах – будь-то ТРЦ, стрит-ритейл, или магазин у дома.
Мы продаем товары повседневного спроса и у нас все формы ритейла рабочие и прибыльные, просто в разных форматах должно быть разное предложение. Поэтому у нас существует сегментация магазинов по ассортименту в зависимости от потребностей клиентов при совершении покупок, а также — расположения.
Конечно, в разных форматах разный уровень рентабельности, но в каждом из магазинов присутствует тот ассортимент, который соответствует потребностям целевой аудитории. Мы понимаем, что некоторые форматы краткосрочные, так как с развитием покупательской способности и открытием новых торговых центров они будут закрываться. Но пока они делают нам хороший оборот и прибыль. Благодаря тому, что мы можем успешно работать на разных локациях, у нас есть преимущество перед другими компаниями.
Читайте также —
Онлайн-drogerie по-украински: как работает интернет-магазин Watsons (ОБНОВЛЕНО)