Чужие имена: украинские бренды, которые продолжают использовать в Крыму
Кто работает под вывеской известных украинских брендов на полуострове – сказать трудно. Но потребители часто видят привычные названия магазинов и корпоративную стилистику.
Читайте українською
Российская оккупация Крыма отразилась на судьбе многих ритейлеров, работавших на полуострове. Большая часть из них, опасаясь санкций или по морально-этическим соображениям, покинули полуостров. Но не все. За три с половиной года, прошедших с аннексии Крыма, многое изменилось: все больше украинских бизнесменов сворачивают работу в Крыму, продавая или передавая активы местным предпринимателям. При этом во многих случаях новые собственники «забывают» сменить вывески, продолжая работать, как и прежде, под известным и привычным потребителям брендом.
Все магазины, сохранившие прежние вывески, зарегистрированы на недавно созданные компании с российской регистрацией. В подавляющем большинстве случаев владельцами этих предприятий числятся офшорные компании, которые принадлежат другим офшорным фирмам, и так далее. Установить конечного бенефициара практически нереально. RAU, не утверждая, что какие-то украинские компании работают в Крыму или платят налоги в российский бюджет, проанализировала: какие бренды и торговые марки, принадлежащие украинским компаниям, продолжают использоваться на полуострове. Вполне возможно, что многие отечественные ритейлеры уже обратились в суд с требованием запретить использовать их бренды в Крыму.
Уйти по-английски
Многие компании и бренды официально объявили об уходе с полуострова. Среди них — и лидеры украинского и мирового fashion-ритейла, в том числе Inditex и Intertop.
Многие ритейлеры, работающие в сегменте FMCG, тоже решили уйти из Крыма — например, Ритейл Групп (ТМ Велика Кишеня, ВЕЛМАРТ, ВК Экспресс). Другие компании решили действовать иначе.
Оставшиеся поневоле
Например, в Севастополе продолжают работу супермаркеты бренда NOVUS. Одно время в СМИ обсуждалась их передача российскому ритейлеру Магнит, но, опасаясь санкций, сеть отказалась выходить на крымский рынок. Магазины под вывеской NOVUS продолжают работать и поныне, хотя информацию о них с официального сайта компании убрали.
Остался в Крыму также бренд Фуршет. На официальном сайте крымского подразделения указано, что «сеть Фуршет насчитывает в России Республике Крым — 16 магазинов». Также в разделе «О компании» сказано, что юридический адрес компании в Симферополе, а сама сеть украинская.
Продолжает работу и гипермаркет Fozzy Cash&Carry, хотя его владельцем числится также юрлицо из России. При этом на сайте симферопольского ТРЦ Meganom до сих пор написано: «Fozzy в Симферополе – первый в Крыму и шестой в Украине».
Сохранились магазины drogerie под вывеской EVA. Торговые точки можно встретить в Ялте ул. Карла Маркса 4/2 и на Московской 11 а. В самой компании указали, что крымские активы компании проданы, а новому собственнику дано разрешение работать под прежним брендом. «ООО РУШ не удалось вывезти торговое оборудование и товарные остатки из крымских магазинов, в связи с чем было рассмотрено предложение ТД Виза, город Симферополь, о приобретении имущества ООО РУШ при условии предоставления разрешения на использование знака для товаров и услуг EVA. С целью минимизации убытков ООО РУШ была вынуждена принять это предложение. Таким образом, магазины, работающие на территории АР Крым под брендом EVA не принадлежат ООО РУШ. ТД Виза и ООО РУШ не являются аффилированными компаниями», — говорится в сообщении компании.
Из детских украинских брендов в Крыму остается ТМ Бемби. Ритейлер все еще представлен среди арендаторов ТЦ Центрум, а последнее фото на сайте датируется 2016 годом. А в торговых центрах Meganom, SeaMall и Центрум можно найти магазины под вывеской Anabel Arto. И такие случаи не единичны.
Присвоенные имена
В феврале 2017 года о проблеме с активами на аннексированной территории отписался украинский дизайнер Андре Тан, заявив, что бренд не имеет отношения к «бизнесу на оккупированной территории в Крыму». Также он добавил: «Да, действительно, до марта 2014 года наш товар был официально представлен в Крыму. На данный момент мы не сопровождаем продажи в этом регионе».
Однако в соцсетях и на официальном сайте ТРЦ Центрум можно встретить новость от 27 мая 2017 года об открытии нового магазина Andre Tan. Кто продолжает работать под известной украинской маркой и почему российский бизнес не спешит вытеснять известные украинские имена из крымского региона: достоверно неизвестно. На вопрос RAU: «Кто открывает магазины бренда на оккупированной территории?» в пресс-центре Andre Tan заявили, что такой информации у них нет: «У нас нет официальных партнеров на территории Крыма. Люди могут сами покупать вещи в наших магазинах, на тех же распродажах, и везти их продавать, мы это не можем контролировать».
Если открытие магазина Andre Tan в Крыму осталось незамеченным, то вокруг гипермаркета бытовой техники и электроники Comfy разразился целый скандал. 15 августа в Facebook на странице «Comfy-Крым» появилось сообщение, что 19 числа того же месяца в симферопольском ТЦ Таир состоится торжественное открытие нового магазина Comfy. RAU обратилась в ритейлеру с просьбой прокомментировать ситуацию, но в компании все обвинения пользователей категорически опровергли: «Официально подтверждаем, что ни лицензионных договоров, ни договоров франчайзинга для ведения деятельности в Крыму ООО «Комфи Трейд» не подписывала. Компании неизвестно, кто именно открывает магазины в Крыму с использованием наименования и бренда ООО «Комфи Трейд». В настоящее время компанией прорабатывается вопрос обращения в суд с иском о неправомерном использовании чужой интеллектуальной собственности и защите деловой репутации».
Они везде
Среди международных брендов, присутствующих в Крыму через российские подразделения Samsung, ECCO, Ашан и METRO. Также в ТРЦ и стрит-ритейле полуострова можно найти много магазинов, работающих под международными брендами: Adidas, Puma, MANGO, Colins, DHL, Pierre Cardin и другие. Как и в случае с украинскими торговыми марками, неизвестно: кто и на каких основаниях использует вывески, кто и как поставляет товар, и как на это реагируют собственники брендов.
Немало в Крыму работает также брендов с российским капиталом, успешно развивающиеся и в Украине. Среди других брендов, в ТЦ Южная Галерея представлены InCity, Oodji, и Экспедиция, о бизнесе которых в Украине RAU не так давно рассказывала.
Из знакомых украинскому потребителю ресторанов на полуострове можно встретить сеть заведений японской еды Мураками, о принадлежности которой RAU писала в недавнем материале. В частности, Мураками работает все в той же Южной Галерее, а также в ТЦ Меганом.
Присутствует в Крыму и хорошо известных украинскому потребителю беларуский ритейлер Milavitsa, однако на официальном сайте компании большими красными буквами над крымскими магазинами написано: «ВНИМАНИЕ! НЕЗАКОННОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ MILAVITSA».
Крымские бизнесмены в некоторых случаях продолжают использовать корпоративные цвета и фирменный стиль украинских брендов, сменив лишь названия. Наилучший пример: сеть дискаунтеров ПУД – Продукты У Дома, сохранившая узнаваемый стиль АТБ. Другой случай — магазины Чистый дом, которых, согласно сайту бренда, на территории полуострова не менее 20 штук. По стилю и оформлению легко понять, что раньше в этих торговых точках находились магазины сети Космо.
Та же история с Эпицентром К. Вместо крымского гипермаркета с очень знакомой символикой работает гипермаркет Новацентр.
Пострадавшие есть и среди зарубежных брендов. Например, на оккупированной территории работает магазин Zara City, однако он был открыт без ведома развивающей сеть компании Inditex. В компании пояснили, что мошенники, о которых идет речь, незаконно используют имя и символику Zara, продавая франшизу и ущемляя таким образом права Inditex на бренд. «Мы хотели бы обратить ваше внимание на то, что Zara City не является частью Inditex Group. Это также касается и бренда Zara Zara, который не имеет никакого отношения к нашей группе компаний», — сообщили RNS в пресс-службе Inditex. Компания Inditex сообщила, что не работает по системе франшизы в России и продает товары только через собственные магазины. Также в Inditex подчеркнули, что принимает юридические меры в отношении компании.
Скорее всего, в этом обзоре названы не все бренды, так или иначе связанные в Украине, и представленные на полуострове. Но даже перечисленных хватит, чтобы утверждать: как минимум в ритейле украинское влияние на Крым сохранится еще долго. Хотя бы в виде привычных вывесок и узнаваемого корпоративного стиля.
Читайте также —
Суспільство проти рітейлу: як українці бойкотують російські бренди та товари