Борис Марков, АТБ: Как изменился украинский ритейл в период пандемии
Генеральный директор и глава совета директоров корпорации АТБ о реализованных в 2020 году проектах, динамике роста товарооборота, работе с персоналом и влиянии коронакризиса на стратегию компании.
Сеть АТБ – безусловный лидер украинского продуктового ритейла. Она управляет наибольшим количеством магазинов, демонстрирует самые высокие в стране темпы масштабирования и стабильно наращивает товарооборот. В этом году, прошедшем под знаком эпидемии коронавируса, АТБ реализовал ряд совершенно новых диджитал-проектов. В том числе запустил собственный онлайн-магазин. О том, как компания перестроилась в эпоху пандемии и как планирует развиваться дальше, в интервью изданию Delo.ua рассказал генеральный директор и глава совета директоров корпорации АТБ Борис Марков. RAU публикует ключевые тезисы материала.
О работе компании в период коронакризиса и финансовых показателях
Ритейл изначально достаточно динамичная отрасль. Успеха в ней добивается только тот, кто умеет стабильно идти на полшага впереди, предвосхищая изменчивый покупательский спрос. Инвестиции в развитие, расширение торговой сети, инновационные технологии, оптимизацию многих бизнес-процессов и энергосберегающие проекты в большинстве своем окупаются. Более того, такая стратегия позволила АТБ быстро приспособиться к новой реальности, научиться эффективно работать даже в условиях жесткого карантина.
Товарооборот торговой сети за первое полугодие 2020 года составил 70,7 млрд грн, по итогам года планируем выйти на 157,2 млрд грн. Для сравнения, в прошлом году товарооборот составлял 128 млрд грн, а в 2018-м — 103,6 млрд грн.
Что касается трендов, то благодаря нашим усилиям украинский ритейл вышел на качественно новый уровень безопасности. Весь персонал магазинов проходит температурный скрининг, обрабатываются сертифицированными растворами поверхности в торговых залах, внедрены диджитал-сервисы, помогающие избежать очередей, а также начал работать наш собственный продуктовый интернет-магазин. Поэтому 2020-й стал годом наиболее ощутимых клиентом перемен.
О реформате магазинов АТБ
Магазины нашей торговой сети в новой концепции, так называемые «черные» АТБ, строятся с учетом самых современных требований. Это касается как архитектурных особенностей, стандартов энергоэффективности, так и уровня комфорта и удобства. Разумеется, они привлекают больше новых клиентов, быстро становятся любимым местом для покупок. Это подтверждается ростом среднего чека и товарооборота.
За четыре года с того момента, как мы начали рестайлинг старого формата магазинов в новый концепт, открыли уже 388 «черных» маркетов. Кроме того, на стадии внедрения сейчас формат АТБ-Экспресс (удобный магазин у дома) и «Арка» — открыто 4 и 3 магазина соответственно. В целом в 302 населенных пунктах 24-х областей страны работают 1174 магазина АТБ.
О планах масштабирования сети и логистических мощностях
Если говорить о планах, то они остаются неизменными: расти, развиваться, открывать новые магазины, модернизировать уже работающие и заботиться о комфорте и безопасности клиентов, которых мы традиционно считаем партнерами по бизнесу. В 2021 году планируем расширить сеть до 1325 магазинов. Также в приоритете остается наращивание присутствия в западном и южном регионах страны.
В разных регионах страны сегодня работают 10 наших распределительных центров. В 2021 году планируем запуск собственного РЦ в Харькове и начало строительства РЦ в Хмельницком.
Средний грузооборот в сутки сейчас 8143 тонны. Своевременно доставлять все эти товары нам помогает собственный грузовой автопарк (семь автоколонн — 741 машина). В этом году он был расширен на 86 грузовых машин. Общий пробег наших авто в месяц превышает 7 млн км.
О развитии собственных торговых марок
Доля продукции собственных торговых марок сегодня составляет 26% от ассортимента. Корпорация владеет четырьмя собственными торговыми марками, причем охвачены все ценовые категории продукции. Премиальный сегмент представлен ТМ De Luxe Foods & Goods Selected, средний плюс — Спецзаказ АТБ, средний — ТМ Своя линия, наиболее экономный — ТМ Разумный выбор.
Каждая из указанных марок лидирует в своем сегменте рынка, отличается высокой технологичностью производства, европейскими требованиями к качеству, безопасности и органолептике. Ничуть не уступая по качеству продукции других брендов, эти товары обходятся клиенту значительно дешевле. В их стоимость не включены надбавки посредников, расходы на рекламу, промо и прочее.
Об управлении в период кризиса и работе с персоналом
Важно понимать, что более 85% наших административных сотрудников в свое время пришли в АТБ на рядовые должности. Они росли, развивались, проходили обучение в наших учебных центрах и стали профессионалами очень высокого уровня. Кроме того, они отлично знакомы с работой магазина на всех этапах, поэтому могут эффективно и в максимально сжатые сроки реагировать на любые вызовы, будь то пандемия, карантин или финансовый кризис.
Можно говорить о том, что способность компании быстро находить достойные решения и совершать правильные шаги — наше преимущество. Мы готовы к любой потенциальной форс-мажорной ситуации.
Справиться с оттоком кадров, в том числе и с массовым выездом специалистов за границу, нам помогает внимание к персоналу. Кроме того, что у нас конкурентная зарплата, которая зачастую намного выше средней по региону, мы прививаем сотрудникам понимание того, что именно в АТБ они получают уникальный шанс самореализовываться, развиваться, строить успешную карьеру в большой команде лидеров отрасли.
О влиянии кризиса на стратегию компании
Мы применяем методику пятилетнего планирования с ежегодной актуализацией. Такой подход к планированию был запущен нами в этом году, и он во многом обусловлен ситуацией с коронакризисом. Кризис также внес определенные коррективы и в другие стратегические направления развития. В частности, приоритетными стали диджитал-проекты, которые помогают делать покупки максимально безопасно и просто. Открылся онлайн-магазин полного цикла, сервис предварительного заказа и многие другие инновационные решения, дающие клиенту возможность снизить риски заражения коронавирусом, сэкономить время, силы и собственные деньги.
В сентябре 2020 года у нас состоялся запуск технологии Scan & Go при помощи мобильного приложения Скануй Купуй в 10-ти магазинах сети. Покупатель сам сканирует и оплачивает выбранные товары и лишь на выходе в специальной зоне магазина предоставляет подтверждение об оплате.
Кроме того, уже показал свою эффективность запущенный в 2019-м году чат-бот АТБ, который общается с клиентами в мессенджерах Viber и Telegram. Количество его пользователей составляет более 26 000 человек. Что касается целей АТБ, то основная у нас одна вот уже более четверти века — обеспечить широкие слои населения гарантированно свежими и качественными продуктами по доступной цене.
По материалам: Delo.ua
Читайте также –
Новости FMCG за ноябрь: «зеленый» Сільпо, быстрый АТБ, продовольственный Эпицентр и другие